kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кальций и его соединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы. Соответсвие требованиям ФГОС. Метапредметная связь с биологией, географией. Связь с жзнью

Просмотр содержимого документа
«Кальций и его соединения»

Кальций и его соединения


Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция и его соединений, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.

  • Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.

  • Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.

Развивающие:

  • Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.

  •  Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.

  • Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру умственного труда.

  • Развивать коммуникативные качества личности

  • Продолжить формирование культуры «химической» речи.

Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция 

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, эксперимент.

Методы и приёмы обучения: проблемный, частично-поисковый, эксперимент, самостоятельная работа, самопроверка.

Средства обучения:

  • компьютерная презентация

  • электрохимический ряд напряжений металлов

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

  • тест

Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, учебник, письменные принадлежности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация. Актуализация знаний

Перед вами предметы: мел, кость, молоко. Как вы думаете, что их объединяет?

Значит сегодня мы знакомимся? Очень интересный металл.

Тема урока «Кальций и его соединения».

Какую цель ставите перед собой?



Учитель: дать характеристику элемента по положению в периодической таблице.


Кальций металл второй группы,

Нов этой группе первый он. Почему такие дифирамбы поют о кальции?

Однако при неправильном использовании соединений кальция может произойти ЧС



III. Изучение нового материала

Ученики.

- Схема строения атома кальция

- Работа с дополнительной литературой: нахождение в природе


Учитель. «Кальций в природе».

Рассмотрите предложенные образцы горных пород.

Работа в группах:

1-я группа. Ознакомиться с месторождениями известняка, гипса, мрамора

Видео: добыча гранита

2-я группа. Сталактиты и сталагмиты

Видео: сталагмиты


Учитель:

- физические свойства – работа с учебником

- Какие же химические свойства характерны для нашего металла?

Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.


Взаимодействие кальция

C простыми веществами (H2, О2, СI2, N2, Р)


Cо сложными веществами (Н2О, НCI)

Назовите продукты реакции.

Ученики: составление уравнений реакций.


Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций (одну реакцию рассматриваем как окислительно-восстановительную). Вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах. Назвать соединения.


Какое значение имеют соединения кальция в жизни человека? Используя мобильный интернет найдите, где применяется: оксид, гидрооксид, карбид, глюконат, фосфид, гипс


Учитель. Известно, что химические вещества тоже «участвовали» в ВОв. Нужно было к уроку подготовить небольшое сообщение об участии соединений кальция в ВОВ


Учитель. «Соединения кальция».


СаО – известь негашенная

Добавляем к ней воды, тщательно мешая

Чтобы не было беды руки защищаем

Круто замешанная известь, но гашенная

Написать уравнение реакции.


Работа с учебником:

Известковым молоком стены белятся легко

Светлый дом повеселел, превратив известку в мел

Написать уравнение реакции


Какие соединения кальция приняли участие в этих процессах?


Сообщение ученика «Биологическая роль кальция». Эксперимент с яйцом.

Выводы: почему кальций считают металлом № 1 второй группы

Тест.

IV. Подведение итогов уроков. Д/з

V. Заключение.


 

 


Вариант 1.

1. Для атома кальция характерно:

1. Число электронов всего: А) 20 Б) 8 В) 2

2. Число энергетических уровней: А) 4 Б) 6 В) 2

3. Число электронов на внешнем слое А) 20 Б) 2 В) 4


2. Валентность кальция в соединениях:

А) I Б) II В) III


3. Возможные степени окисления кальция:

А) 0 Б) +2, -2 В) 0, +2


4. Кальций взаимодействует с:

А) H2 Б) N2 В) O2  Г) He


5. Ca не взаимодействует с:

А) H2O Б) HCl В) KC l


6. 99% ионов кальция, находящихся в организме человека, содержатся в _______


-------------------------------------------------------------------

7. Написать формулы:

А) Негашеной извести

Б) Гашеной извести

В) Мела


8. Установить соответствие:

А) Ca + Cl2 1) СaO

Б) Сa + N2 2) Sb + CaO

В) Ca + HBr 3) CaSO3 + H2O

Г) Ca + O2 4) Ca(OH)2

Д) Ca + Sb2O5 5) CaBr2 +H2

E) CaO + H2O 6) Ca3N2

Ж) Ca(OH)2 + SO2 7) CaCl2


--------------------------------------------------------------------


9. Вещества А и Б в цепи превращений: CaCO3 А Б


10. Дописать уравнения реакций:

А) 3CaO + P2O5

Б) Ca(OH)2 + H2 SO4


Вариант 2.

1. Для атома кальция характерно:

1. Число валентных электронов: А) 20 Б) 2 В) 1

2. Число энергетических уровней: А) 4 Б) 6 В) 2

3. Электронная формула А) 2,8,18,2 Б) 2,8,8,2 В) 8,2,8,2


2. Валентность кальция в соединениях:

А) I Б) II В) III


3. Степень окисления кальция в оксиде:

А) -2 Б) +2 В) 0


4. Кальций не взаимодействует с:

А) H2 Б) N2 В) O2  Г) He


5. Ca взаимодействует с:

А) H2SO4 Б) MgO В) KC l


6. Больше всего кальция содержится в продуктах питания _______


-------------------------------------------------------------------

7. Написать формулы:

А) Известкового молока

Б) Карбоната кальция

В) Хлорида кальция


8. Установить соответствие:

А) Ca + Cl2 1) СaO

Б) Сa + N2 2) Sb + CaO

В) Ca + HBr 3) CaSO3 + H2O

Г) Ca + O2 4) Ca(OH)2

Д) Ca + Sb2O5 5) CaBr2 +H2

E) CaO + H2O 6) Ca3N2

Ж) Ca(OH)2 + SO2 7) CaCl2


--------------------------------------------------------------------


9. Вещества А и Б в цепи превращений: CaCO3 А Б


10. Дописать уравнения реакций:

А) CaO + P2O5

Б) Ca(OH)2 + H2 SO4



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кальций и его соединения

Автор: Абусагитова Равия Равильевна

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии "Кальций и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182204"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425478750"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Кальций и его соединения. Важнейшие месторождения  соединений кальция в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(100) "kal-tsii-i-iegho-soiedinieniia-vazhnieishiie-miestorozhdieniia-soiedinienii-kal-tsiia-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "212963"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431958941"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-khimii-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845426"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок: Кальций и его соединения "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-kal-tsii-i-iegho-soiedinieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "185595"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426220023"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "урок по теме "Фосфор и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-fosfor-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179353"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424977435"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства