Интегрированный урок химии и биологии по теме «Витамины»
Интегрированный урок химии и биологии по теме «Витамины»
Цель: На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, актуализировать знания о авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель. На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, актуализировать знания о авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Задачи.
Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов, обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов, показать значимость витаминов для здоровья человека.
Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.
Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.
Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах.
Ход урока
1.Организационный момент (проверка готовности к уроку (дети распределены по группам по 4 учащихся, позитивный настрой на урок). Сегодня мы проводим необычный урок. Особенность урока заключается в том, что это интегрированный урок химии и биологии. Знания из одной предметной области «биология» необходимо применить в другом предмете «химия».
2. Подведение к теме урока. Актуализация знаний.
Учитель химии:
- Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? (возможные ответы учащихся)
- Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?
– Это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет.
-Сформулируйте тему урока – Витамины (запись в тетрадь) Слад 1 -Чтобы вы хотели узнать? (О чём мы будем говорить на уроке?) Дети осуществляют целеполагание урока. - -И так, что же такое витамины? Попробуйте дать определение? (варианты ответов учащихся)
- прочитайте определение в учебнике на стр. 241. Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение в тетрадь.
Работа в тетради
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Слайд 2
- Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.
Учитель биологии:
- Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей. Рассмотрим с вами историю открытия витаминов (запись в тетрадь)
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
Слайд 3
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ, выделенного К. Функом вещества, выявил, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. Слайд 4
Учитель химии:
- В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.
-Важнейшим признаком классификации является способность витаминов
растворяться в воде или жирах. Запишем схему в тетрадь
Слайд № 5
Витамины
водорастворимые жирорастворимые
С, РР, группы В А, Д, Е, К
- У вас на столах есть образцы витаминов, какие из них вы бы отнесли к водоростворимым и жирорастворимым.
Учитель биологии:
- Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу «Витамины» (работа в группах, обсуждение) Слайд №65-7 минут
Название витамина (синоним)
Функции
авитаминоз
симптомы
Суточная потребность
Источники витамина для организма
Витамин С
Витамины группы В
Витамин А
Витамин Д
- Проверка таблицы
Название витамина
Функции
авитаминоз
симптомы
Суточная потребность
Источники витамина для организма
С (аскорбиновая кислота)
Участвует в ОВР, повышает сопротивляемость
50-100 мг
Витамины группы В
Витамин А
Витамин Д
- При заполнении таблицы вы столкнулись с такими понятиями как авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз? Дайте определение этим понятиям (предполагаемые ответы учащихся)
- Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Наряду с этими понятиями нужно вспомнить еще о таком понятии, как гипервитаминоз (болезни, возникающие при приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы). Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом. Слайд №7-9
Вопросы к учащимся:
1. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном? (В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго)
2. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза? (Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме).
3. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то какой витамин будет отсутствовать ? (витамины группы В)
4. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
- Проведем небольшое анкетирование «Есть ли у меня авитаминоз?»
Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
Интерпретация:
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни
Учитель химии:
- Сейчас мы проведём небольшое исследование, чтобы определить, какие витамины входят в состав пищевых продуктов. На ваших столах находится оборудование и пищевые продукты. Обсудите в группах, какое вам потребуется оборудование, и какой будет последовательность ваших действий для доказательства наличия этих веществ.
— А давайте посмотрим на то, что находится у вас на столах в подносах.
— Как мы можем это использовать для решения нашей задачи урока? Предложите, что надо сделать, чтобы решить эту задачу.
- Но перед тем, как вы приступите к выполнению лабораторной работы, необходимо вспомнить технику безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими реактивами.
Инструктивная карточка Определение витаминов
Опыт 1. Определение pH раствора:
В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.
- Как изменился цвет индикатора?
- Какой вы можете сделать вывод?
Опыт 2. Определение витамина С.
Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
Опыт 3. Определение витамина А.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание
Опыт 5. Определение витамина Д
В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.
Учитель биологии:
- А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
- Мы уже знаем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм.
- Как вы думаете, от чего зависит сохранность витаминов в продуктах питания? (Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения)
-Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах и что вы запомнили, мы сейчас проверим. Один человек выходит к доске, я буду читать утверждения, а вы, если согласны, ставите «+», несогласны - «-«
Проверочная работа «Какие утверждения верны» (с взаимопроверкой) Слайд №10
Витамины – это органические соединения, выполняющие роль ферментов в организме.
Витамин А относят к водорастворимым.
Витамин С влияет на обмен фосфора и кальция в организме.
Качественной реакцией на определение витамина А - при взаимодействии с FeClз раствор приобретает желто-зеленую окраску.
В основном, почти все витамины синтезируются в нашем организме.
Авитаминозом при отсутствии витамина А является куриная слепота.
Витамин образуется в коже при воздействии ультрафиолетовых лучей.
Черный хлеб – источник витамина С.
Ответы и критерии оценивания на слайде №11
Учитель химии: Слайд №12
Рефлексия
Сядьте поудобнее, расслабьтесь и обдумайте то, что происходило на уроке.
Оцените свою работу на уроке, работу класса по пятибалльной
системе.
Ответьте на вопросы:
1 .Что вам особенно понравилось на уроке?
2.Каков ваш вклад в урок?
З.Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?
4.Что лично для вас значит сегодняшний урок?
Домашнее задание:Слайд №13
§ 29
Попробуйте составить меню завтрака, опираясь на материал сегодняшнего урока, в котором бы было наибольшее содержание витаминов.
Учитель химии: Слайд №14
- На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины. Спасибо за внимание и работу!
«Есть ли у меня авитаминоз?»
Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
«Есть ли у меня авитаминоз?»
Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
Инструктивная карточка:Определение витаминов
Опыт 1. Определение pH раствора:
В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.
- Как изменился цвет индикатора?
- Какой вы можете сделать вывод?
Опыт 2. Определение витамина С.
Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
Опыт 3. Определение витамина А.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание
Опыт 5. Определение витамина Д
В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.
Инструктивная карточка:Определение витаминов
Опыт 1. Определение pH раствора:
В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.
- Как изменился цвет индикатора?
- Какой вы можете сделать вывод?
Опыт 2. Определение витамина С.
Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
Опыт 3. Определение витамина А.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание
Опыт 5. Определение витамина Д
В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.
Инструктивная карточка: Определение витаминов
Опыт 1. Определение pH раствора:
В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.
- Как изменился цвет индикатора?
- Какой вы можете сделать вывод?
Опыт 2. Определение витамина С.
Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
Опыт 3. Определение витамина А.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание
Опыт 5. Определение витамина Д
В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.