Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по химии и биологии "Химия крови"»
Интегрированный урок (биология+химия)
по теме: Химия крови
Цель: Изучение химического состава крови, обобщить знания о строении и составе крови человека, объяснять связь между составом крови и ее функцией.
Задачи урока:
Образовательная: познакомиться с основными компонентами состава крови, рассмотреть роль химических соединений (солей) в жизнедеятельности живых организмов.
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, применять знания и умения по химии и биологии при изучении химического состава крови, развивать навыки экспериментально – исследовательской деятельности, развивать умения решать расчетные задачи, развивать умения давать биологические обоснования физиологическим потребностям своего организма
Воспитательная: формировать надпредметные и метапредметные компетенции, положительную мотивацию учения, адекватную самооценку, чувство ответственности к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, презентация к уроку в программе Smart Notebook, учебники физика 8 класс, автор Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, биология «Человек», автор Н. И. Сонин, инструктивные карточки.
Учитель химии: - Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. И необычна его тема.
Учитель биологии: - Посмотрите на рисунки, что на них изображено?
Учитель химии: - Как мы можем объединить эти картинки в два слова? – Химия крови. У Вас на столах лежат И так запишем тему урока в рабочие листы. (слайд З). Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека…
- Как вы считаете? Какую цель вы бы поставили перед собой, придя на это учебное занятие?
Цель (слайд 4).
Изучение химического состава крови
Учитель биологии: Ребята, нам известен биологический состав крови. Из чего она состоит?
- Из форменных элементов.
- Из каких?
- Лейкоциты, тромбоциты, эритроциты, плазма крови, давайте проверим: Говорит ли это о том, что нам известен ее химический состав?
- Так значит, какая наша задача?
познакомиться с основными компонентами состава крови;
Указать роль химических соединений (солей) в жизнедеятельности живых организмов
Учитель химии: - Итак, ребята, тема, цель и задачи нашего занятия определены. А для того, чтобы достичь поставленной цели и решить задачи, надо плодотворно потрудиться! И
Изучение нового материала с элементами повторения
Учитель биологии: - Химические элементы образуют вещества, которые входят в состав клеток и тканей. Кровь – это тоже ткань. – форменные элементы, функции
Учитель химии: - А вы знаете, что представляет собой ПЛА́ЗМА КРО́ВИ - жидкая часть крови?
Плазма крови составляет 55—60 % от общего объема крови. Она содержит 90—94% воды и 7—10% сухого вещества, в котором 6—8% приходится на долю белковых веществ, а 1,5—4% — на другие органические и минеральные соединения. Вода поддерживает кровяное давление и объем крови. В норме концентрации одних растворенных веществ (в плазме крови) все время остаются постоянными, а содержание других может колебаться. Это зависит от поступления в кровь или удаления из нее данных соединений. В состав крови человека обязательно входят такие металлы как Na, K, Mg, Ca (демонстрация металлов) и другие. Как вы считаете, ребята, мы просто берем, и употребляем эти металлы в пищу?
Конечно же нет, мы потребляем их с пищей в виде соединений. Как вы думаете, какой класс соединений может содержать эти металлы?
Учитель биологии: - А я даю вам подсказку: потовые железы в процессе обмена веществ, при интенсивной физической нагрузке выделяют воду и ненужные для организма вещества. А какой пот на вкус? Соленый
Учитель химии: Правильно, это соли
Соли Na, K, Mg, Ca. Данные металлы входят в состав плазмы в виде хлоридов, гидрокарбонатов и ортофосфатов.
-Пожалуйста, составьте в рабочих листах формулы данных химических солей (хлоридов) с данными металлов. От какой кислоты взят этот кислотный остаток?
- От соляной.
Какую валентность имеет данный кислотный остаток?
- I (Составляют формулы солей)
- Для того, чтобы отличить хлориды от других солей, можно провести качественную реакцию на наличие хлора в ее солях. Для этого они должны прореагировать с солями серебра, например с нитратом серебра. Давайте-ка мы химичим и проведем качественную реакцию на хлориды. Не забываем про ТБ, проводим по алгоритму, который находится в ___________конверте. Вам предложены 4 соли. В 4 ячейки пластины для капельного метода прилейте по 2 капли исследуемых растворов и к каждому добавьте по 2 капли нитрата серебра. Что наблюдаете? Сделайте записи о наблюдениях в рабочих листах.
Фронтальный эксперимент: качественная реакция на хлориды, выполняют по алгоритму), затем проговаривают вывод. (слайд 19)
Какой вывод можно сделать: Во всех пробирках образовался белый творожистый осадок, который говорит о том, что все четыре соли образованы от соляной кислоты, т.е. это хлориды.
Вы отлично справились с экспериментом.
Учитель биологии: - Итак, ребята, таким образом, мы пришли к выводу, что в состав крови входят соли, одна из которых нам очень известна, и мы используем его каждый день дома.
Учитель химии: - Какой соли больше всего в крови?
Учитель биологии: - Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. (Ответ учеников: NaCl)
Учитель химии: Формула поваренной соли NaCl. Ее 0,9% раствор широко используют в медицине, как физиологический раствор. Он используется при больших потерях крови. Давайте решим задачу: (инструкция в ___________конверте)
Сколько граммов соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доски).
m (NaCl)-? Ответ: m (NaCl)=2,25 г.
Закрепление изученного материала
Учитель химии наш урок подходит к концу. Какой вывод можно сделать по его окончании. Человеческий организм – это сложная химическая лаборатория.
Учитель биологии: Все протекающие в нем процессы имеют химическую природу.
Науку, которая изучает взаимодействие химических процессов жизнедеятельности клеток и живых организмов называют биохимией.
Учитель химии теперь для подведения итогов нашего урокавыполним небольшой тест.
Учитель биологии: На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму.
Учитель химии Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами?
У вас у всех на столах лежат смайлики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из смайликов и прикрепите на рабочий лист.
Жёлтый - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Зелёный - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Красный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...