kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Индивидуальный образовательный маршрут учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут учащихся на уроке по теме "Серная кислота"

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут учащихся»


Методическая разработка.




«Методические рекомендации по использованию индивидуальных образовательных маршрутов на уроках химии»












































Тема: «Методические рекомендации по использованию индивидуальных образовательных маршрутов на уроках химии»








Карташова Любовь Александровна,

учитель первой квалификационной категории,

Почетный работник общего образования

Российской Федерации,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 г.Костромы



















КОСТРОМА

2018











СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………………..……..2

  2. Основная часть

    1. Значение организации работы учащихся по маршрутам
      на уроках химии в формировании системы знаний………………………….3

    2. Методика проведения уроков на основе реализации принципа личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе………………………………………………………………………….3

    3. Роль самоанализа в формировании адекватной самооценки учащимися имеющихся знаний………………………………………………………..……………….….4

    4. Разнообразие форм обобщения материала как основа его эффективного закрепления………………………………………………………………....…..5

    5. Средства достижения цели учителем……………………..………….…….……………………………..….5

    6. Критерии эффективности проведения урока с личностно ориентированной направленностью……………………………………………………..………….…6

  3. Заключение………………………………………………………………………….6

  4. Приложения

  1. Индивидуальный образовательный маршрут на уроке химии по теме «Серная кислота», 9 класс. Приложение №1……………………………………..………………………………………..7

  2. Индивидуальный образовательный маршрут на уроке химии по теме «Строение, классификация и изомерия спиртов», 10 класс. Приложение №2………………………………………………………………………..….…11

  3. Маршрутные листы для учащихся. Приложение №3………………….……………………………………………………….…..14

  1. Список используемой литературы………………………………………………………………….………18





















ВВЕДЕНИЕ.

Традиции в образовании, наверное, самые устойчивые. Урок строится по привычному плану: оргначало, опрос, новый материал, закрепление. Есть в педагогике понятие «нетрадиционный урок», но это совсем не значит, что на таком уроке меняется что-либо существенно: вносятся изменения в содержание знаний, меняется отношение к ним учеников, устанавливаются новые взаимоотношения между учителем и учениками. На самом деле без обращения к необычному на уроке по существу, а не по форме, мы готовим не активную и творческую личность, а пассивного и инфантильного потребителя, привыкающего в процессе такого обучения к тому, что учителя обязаны давать ему знания, развлекая, увеселяя, приплясывая у доски. В реальной жизни всего придется добиваться самому. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы самостоятельно.

Организация учителем индивидуальной деятельности школьников в условиях массовости обучения в образовательных учреждениях и отсутствии в стандартных программах дифференциации подхода к ребёнку как индивидууму со своими склонностями, интересами и способностями обеспечивает сведение к минимуму негативных последствий общепринятой формы реализации учебно-воспитательного процесса. Подобные изменения в построении занятий способствуют реализации принципа личностно-ориентированного подхода и обеспечивают формирование познавательного интереса у учащихся, стимулирует стремление школьников к самосовершенствованию и самопознанию, что в настоящее время является исключительно актуальным. Такие «необычные» уроки привлекают не только формой, но и возможностью для учеников участвовать в его содержании. Наиболее эффективное средство соединения знаний учителя с ценностным содержанием сознания ученика – это включение его в совместную деятельность и по созданию урока, и по его проведению.

Одним из вариантов такой деятельности является создание системы работы по использованию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Применение на уроках химии маршрутных листов позволяет значительно повысить эффективность усвоения учебного материала, его запоминания и, что не менее важно, научить школьников использовать полученные знания и умения в новых ситуациях, развивать их творческий потенциал.

Цель настоящей методической разработки показать возможности использования индивидуальных маршрутов на занятиях разного типа: изучения нового материала, повторительно-обобщающих, контрольно-зачётных на уроках химии в 9 – 11 классах.

В основной части отслеживаются основные моменты, затрагивающие вопросы организации и методики проведения уроков с использованием индивидуальных маршрутов, средства достижения цели учителем, критерии проведения урока с личностно ориентированной направленностью, значение самоанализа в закреплении усвоенного материала и проблемы применения различных форм обобщения на уроках разного типа.









Значение организации работы учащихся по маршрутам
на уроках химии в формировании системы знаний

Химия как предмет школьного цикла наук воспринимается большинством учащихся серьезно и адекватно. Его считают не простым и требующим больших усилий к изучению, практически значимым. Необходимо отметить, что знание химии в современном мире является насущной необходимостью.

Основная задача учителя – сформировать познавательный интерес у учащихся к изучению химической дисциплины. Решить эту задачу возможно только в том случае, если знания школьников организованы, систематизированы и представляют собой единый понятийный комплекс.

Индивидуально-личностный подход позволяет учитывать специфические особенности и возможности ребёнка при изучении различных разделов школьной программы и работа по маршрутам значительно облегчает решение учителем проблемы по реализации этого подхода на практике.

Работа с маршрутными листами позволяет учащимся самостоятельно выделять, вычленять важнейшие элементы в содержании изучаемого материала и рассматривать его, используя заданную учителем структуру, в той последовательности, которая обеспечивает максимально эффективное запоминание и последующее воспроизведение.


Методика проведения уроков на основе реализации принципа личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе

Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает организацию индивидуального обучения, учёта личных особенностей и склонностей ученика в условиях массовости учебно-воспитательного процесса.

Методика предполагает предварительное ознакомление учащихся с её особенностями. Это осуществляется в форме собеседования и выполнения пробного задания.

На первом этапе задача учителя состоит в проектировании нескольких альтернативных маршрутов, каждый из которых обеспечивает решение всего комплекса образовательных задач урока. Определение образовательных маршрутов осуществляется педагогом исходя из особенностей учащихся класса, содержания учебного материала и типа урока. Тем не менее, в любом маршруте должны быть представлены задания всех трех уровней сложности – репродуктивного, конструктивного и творческого. Каждый маршрут должен задавать четкий алгоритм деятельности учащегося на уроке от постановки задачи до презентации конечного продукта и рефлексии. Результатом деятельности учителя на данном этапе являются маршрутные листы, включающие формулировку темы урока, цели и задачи, совокупность заданий, представленную в определенной логике и обеспечивающую достижение результата.

Второй этап – этап создания организационных условий для самостоятельного выбора учащимися маршрутов деятельности на уроке. Задачей учителя на данном этапе будет – обеспечить выбор каждым учащимся собственной траектории образовательной деятельности, учитывающей не только его интересы, но и учебные возможности. Результатом на данном этапе будет оформление рабочих групп учащихся, пар, объединенных общим маршрутом или индивидуальный выбор.

Третий этап характеризуется преобладанием самостоятельной деятельности учеников по выполнению выбранных заданий. Основной задачей учителя на данном этапе урока является консультирование и поддержка учащихся в процессе учебной деятельности. Учитель реализует такие роли, как: консультант, помощник, наставник, партнер.

На четвертом этапе презентации продуктов деятельности учащихся главная функция учителя состоит в стимулировании мыслительной деятельности учеников по обобщению результатов работы. Это может осуществляться в форме проблемных вопросов, выявления противоречий, приведения спорных фактов и т. п.

На завершающем этапе важной задачей для учителя будет организация рефлексии. Выбор приемов организации рефлексивной деятельности учащихся будет зависеть от форм организации образовательного процесса на уроке, особенностей учащихся. Рефлексия должна осуществляться как на групповом уровне (класс и рабочая группа), так и на индивидуальном.

Применение в собственной педагогической практике организации уроков на основе индивидуальных маршрутов позволяет обнаружить ряд преимуществ данной методики перед традиционным уроком:

  • обеспечивает дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

  • содействует реализации личностно-ориентированного подхода к образованию;

  • стимулирует познавательную активность учащихся и их интерес к предмету;

  • позволяет реализовать деятельностный подход к образованию;

  • способствует развитию конструктивных умений и творческих способностей учащихся.

В то же время, опыт использования индивидуальных маршрутов на уроке показывает, что главным недостатком предлагаемой методики является ее затратность как с точки зрения времени подготовки учителя, так и с точки зрения материального обеспечения. Однако, указанные недостатки не умаляют достоинств организации образовательной деятельности на основе индивидуальных маршрутов.

Примером использования маршрутных листов является урок химии в
9 классе по изучению новой темы «Серная кислота» (см. Приложение). После осуществления организационного этапа и этапа подготовки к восприятию нового материала, постановки проблемы, реализуются задачи этапа усвоения новых знаний учащимися, на котором они осуществляют выбор индивидуального образовательного маршрута по цели и задачам урока, учитель направляет работу учащихся. Выбор маршрута происходит сообразно оценке своих возможностей и учёта предпочитаемой формы представления результатов. На данном уроке это четыре блока заданий или маршрута, которые включают как теоретические вопросы, так и выполнение лабораторного эксперимента. Учитель консультирует учащихся по отдельным моментам и особенностям прохождения индивидуального маршрута, но при этом стремится избежать прямого указания на решение возникшей проблемы, предоставляя возможность школьнику искать пути её решения. Обязательным этапом работы является самооценка учеником результатов и коллективное обсуждение проблемной ситуации обозначенной педагогом, а в классах с высоким уровнем подготовки – выявленной самостоятельно.

При обобщении материала, обсуждении результатов урока и степени решения поставленных задач, учащиеся осознанно и целенаправленно систематизируют свои знания по изучаемой теме, что повышает качество образовательного процесса.



Роль самоанализа в формировании адекватной самооценки учащимися имеющихся знаний

Одним из важнейших этапов урока, в первую очередь в 9 - 11 классах, способствующего решению задачи формирования познавательного интереса, является самоанализ. Организация учащимися самопроверки способствует снижению уровня тревожности, так как результаты не влияют на оценку и поэтому полученные данные позволяют ребёнку и учителю более объективно оценить качество обучения. Адекватная самооценка учащимися своих возможностей, знаний помогает им акцентировать свои усилия на тех моментах, которые требуют дополнительного внимания. Это позволяет педагогу точнее планировать учебный процесс, учитывать особенности каждого ученика.

Завышенная, так же как и заниженная, самооценка школьника препятствует обучению, так как в первом случае ученик не считает нужным пополнять запас знаний («я и так всё знаю»), во втором – считает, что у него всё равно ничего не получится, у него нет «особых» способностей к этому предмету. В связи с этим учителю следует стремиться к тому, чтобы ученик адекватно оценивал себя, и работа на индивидуальных маршрутах этому способствует.



Разнообразие форм обобщения материала как основа его эффективного закрепления

Использование на занятии маршрутных листов позволяет применять различные формы изучения и обобщения материала. Во-первых, анализ проблемных ситуаций, связанных с ними противоречий, поиск объяснений и возможных причин возникновения той или иной проблемы. Эти проблемные вопросы на индивидуальных маршрутах по своему содержанию и характеру зависят от особенностей данного маршрута, в качестве примера можно привести материал урока в 9 классе по теме «Серная кислота» [см. Приложение], где на маршруте № 2 ставится вопрос: «Какие химические свойства серной кислоты являются общими с другими кислотами?», и ответ на него можно дать лишь при условии выполнения всех заданий маршрута и проведения опытов, написания уравнений химических реакций. Во-вторых, особое место отводится химическому эксперименту, который позволяет более эффективно реализовывать поставленные задачи, где создание учащимися отчёта по маршруту существенно облегчало процесс закрепления и обобщения учебной информации, а также стимулировало интерес у детей к выполнению поставленного задания. И, наконец, третья форма, которая использовалась на занятиях – это совместное обсуждение в группах результатов работы на индивидуальных маршрутах с последующим представлением доклада от группы на обсуждение класса (подобная форма позволяет отследить основные трудности в восприятии отдельных блоков учебного материала, а совместное обсуждение помогает яснее сформулировать общую идею, результат учебной деятельности).


Средства достижения цели учителем

  1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.

  2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить не правильный ответ.

  4. Использование в ходе уроков дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

  6. Поощрение стремления находить свой способ работы (решения задач); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.



Критерии эффективности проведения урока с личностно ориентированной направленностью

  1. Наличие у учителя учебного плана проведения уроков в зависимости от готовности класса.

  2. Использование проблемных творческих заданий, дифференциация их в маршруте учащегося по уровням.

  3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую, экспериментальную).

  4. Создание положительного, эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  5. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

  6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали» (чем овладели), но и того что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

  7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

  8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.

  9. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  10. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


Заключение


Обобщая результаты по внедрению в образовательный процесс работы по индивидуальным маршрутам можно отметить следующие:

  • Использование маршрутных листов на уроках химии значительно повышает качество учебного процесса, позволяет более эффективно использовать учебное время.

  • Применение данной технологии способствует повышению интереса учащихся к химии.

  • Материалы разработки были представлены на областном семинаре директоров (октябрь 2006 года), где получили положительную оценку коллег.

  • В настоящее время продолжается работа по совершенствованию этого метода с целью предложения к внедрению его в другие образовательные дисциплины.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Индивидуальный образовательный маршрут на уроке химии.


Тема урока: «Серная кислота»

Класс: 9

Курс: неорганическая химия

Место урока в курсе: изучение нового материала

Цель: изучить серную кислоту.

Задачи:

  1. Изучить строение молекулы и физические свойства серной кислоты.

  2. Систематизировать знания об общих свойствах кислот, на примере H2SO4.

  3. Рассмотреть качественную реакцию на сульфат – ион.

  4. Изучить окислительно-восстановительные реакции серной кислоты, специфические свойства концентрированной H2SO4.

Форма урока: организация по индивидуальным образовательным маршрутам.

Главным методом обучения является организация исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

Предлагаемые маршруты:

Маршрут 1. «Строение молекулы и физические свойства серной кислоты ».

  1. Составьте молекулярную и структурную формулы серной кислоты.

  2. В какой степени окисления находится сера? Какие свойства будет проявлять H2SO4 в химических реакциях?

Маршрут 2. «Общие с другими кислотами свойства H2SO4 ».

  1. Какие химические свойства H2SO4 являются общими с другими кислотами?

  2. Существует ли отличие во взаимодействии H2SO4 (концентрированной) с солями сильных, но летучих кислот?

Маршрут 3. « Соли серной кислоты».

  1. Какие 2 ряда солей образует H2SO4, как двухосновная кислота?

  2. Какой ион является реактивом на сульфат – ион?

Маршрут 4. «Окислительно-восстановительные свойства H2SO4. Специфические реакции концентрированной серной кислоты».

  1. В чем отличие во взаимодействии с металлами концентрированной и разбавленной серной кислоты?

  2. Какие специфические свойства проявляет концентрированная серная кислота?

Продукт урока: оформление маршрутных листов, проведение химического эксперимента

Ход урока.

Проблема: серная кислота является неорганической.

Можно ли сказать, что H2SO4 имеет одни и те же свойства, общие с другими кислотами?


Этапы

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Время

1. Организационный

Самопроверка
готовности к уроку.

1.Проверяет готовность к занятию.

2.Организует внимание школьников.

1 мин.

2. Подготовка к
восприятию нового материала

Осмысление проблемы, выявление противоречий.

1.Сообщает тему,
задачи урока, ставит проблему.

2.Информирует об
алгоритме построения занятия.

1 мин.

3. Усвоение новых знаний

1. Выбор маршрута, разделение на группы.

2. Работа групп по избранному маршруту.

3. Создание собственного образовательного продукта – подготовка отчёта.

1.Знакомит с общими требованиями по выполнению заданий индивидуальных маршрутов, инструктирует о порядке их выполнения.

2.Знакомит с 
порядком работы в группе и форме представления отчёта

3.Проводит консультирование по выполнению заданий на индивидуальных маршрутах.

4.Реализует личностно-ориентированный подход через оказание индивидуальной помощи ученикам.

15 мин.

4. Первичная проверка понимания нового материала

Обсуждение результатов работы в группе (доклад представителя от группы о проделанной работе).

Участвует в коллективном обсуждении отчета группы.

10 мин.

5. Обобщение и
закрепление материала

1. Изучение, анализ поставленного проблемного вопроса, поиск ответа.

2. Обсуждение результатов.

1. В завершении отчетов групп проводит фронтальную беседу по проблеме, поставленной в начале урока.

2.Участвует в коллективном обсуждении проблемы.

5 мин.

6. Контроль усвоения нового материала

1. Выполняют задания по листу индивидуальной работы.

2. Продолжение создания собственного образовательного продукта – отчёта.

1. Информирует о порядке работы с листом индивидуальных заданий и форме представления отчёта.

2.Проводит консультирование по выполнению заданий на индивидуальных маршрутах.

3.Осуществляет контроль результатов деятельности учащихся.

10 мин.

7. Рефлексия

Ответ на основную проблему урока

1.Проводит консультирование учащихся по выполнению задания.

2. Заслушивает отчет части учащихся по выполненному заданию.


8. Подведение итогов урока

Совместное обсуждение результатов урока и степени решения поставленных учебных задач.

1. Совместно с учащимися обсуждает результаты урока и достижения поставленной цели.

2. Инструктирует о выполнении домашнего задания.


3 мин.


План – действий для работы по индивидуальному маршруту.

  1. Прочитать название маршрута.

  2. Изучить задачи, поставленные перед вами.

  3. Выполнить уровневые задания.

  4. Оформить маршрутный лист.

  5. Рассказать о выполненной работе классу.

  6. Сделать вывод по поставленной перед вами задаче.

Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в маршруте 1.

Уровень А.

  1. Запишите молекулярную и структурную формулы серной кислоты, расставьте степени окисления элементов.

  2. В какой степени окисления находится сера?

  3. Какие свойства будет проявлять серная кислота в химических реакциях?

Уровень В.

  1. Какие степени окисления могут быть у серы в соединениях: H2S, S, SO2, SO3, H2SO4?

  2. Допишите предложения:

  1. Элементы, находящиеся в низшей степени окисления, могут только … электроны, т.е. быть …

  2. Элементы, находящиеся в промежуточной С.О., могут и …, и … электроны, т.е. быть и …, и …

  3. Элементы, находящиеся в высшей С.О., могут только … электроны, т.е. быть …

Уровень С.

    1. Запишите физические свойства H2SO4.

    2. Каковы правила разбавления серной кислоты? Помните, что ρ (H2O) – 1 г/мл, а ρ (H2SO4) – 1,8 г/мл.

    3. При растворении H2SO4 образуются гидраты разного состава. Напишите их формулы.

Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в маршруте 2.

Уровень А.

Допишите молекулярные, составьте к ним полные и краткие ионные уравнения:

    • H2SO4 =

    • CuO + H2SO4 =

    • Cu(OH)2 + H2SO4 =

    • Na2CO3 + H2SO4 =

Уровень В.

На основании эксперимента (см. карточку для проведения опытов), составьте молекулярные, ионные полные и краткие уравнения химических реакций.

Уровень С.

Серная кислота вытесняет и сильные, но летучие кислоты из их солей. Допишите уравнения химических реакций:

  • NaNO3 + H2SO4 (конц). =

  • NaCl + H2SO4 (конц). =

Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в маршруте 3.

Уровень А.

Допишите молекулярные, составьте к ним полные и краткие ионные уравнения:

  • BaCl2 + H2SO4=

  • BaCl2 + Na2SO4 =

  • BaCl2 + ZnSO4 =

Уровень В.

На основании эксперимента (см. карточку для проведения опытов), составьте молекулярные, ионные полные и краткие уравнения химических реакций.

Уровень С.

Приведите примеры солей, образованных H2SO4 . Сделайте вывод: какой ион является реактивом на соли серной кислоты?

Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в маршруте 4.

Уровень А.

Допишите уравнения химических реакций, разберите их как О.В.Р.

  • Al + H2SO4 (разб) =

  • Zn + H2SO4 (разб) =

  • Cu + H2SO4 (конц) =


Уровень В.

На основании эксперимента (см. карточку для проведения опытов), составьте уравнения ОВ реакций взаимодействия разбавленной серной кислоты с металлами.


Уровень С.

На основании опыта, составьте уравнение ОВ реакции взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью. Объясните результаты испытаний.

На основании опытов (обугливание сахара и лучинки), сделайте вывод о специфических свойствах концентрированной серной кислоты.








Индивидуальный образовательный маршрут на уроке химии.

Приложение №2

  1. Тема: «Строение, классификация и изомерия спиртов»

Класс: 10

Курс: органическая химия

Место урока в курсе: изучение нового материала

Цель: рассмотреть классификацию спиртов и на ее основе изучить гомологические ряды спиртов, номенклатуру, изомерию, строение и физические свойства

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Кроме углерода и водорода в состав многих органических соединений могут входить атомы кислорода, серы, фосфора, азота. Эти элементы называют органогенами (рождающие органические вещества).

Понятно, что если соединение включает кроме углерода и водорода – кислород, его называют кислородосодержащим.

Простейшими представителями являются спирты.


  1. История знакомства с этим классом давняя (презентация)

  2. Рассмотрим схему «Классификация спиртов» (презентация)

  1. Какая функциональная группа атомов присутствует во всех формулах?

  2. С чем она соединена?

  3. Радикалы, каких углеводородов вы видите в формулах?

  4. Количество гидроксильных групп?

  5. Какие атомы углерода называют первичными, вторичными и третичными?

  6. Назовите виды номенклатуры, которые приведены в таблице?

  7. Как осуществляется название спиртов по систематической номенклатуре?

Вывод: родоначальником спиртов являются предельные одноатомные, поэтому при дальнейшем изучении темы приоритет остается за ними.

  1. Самостоятельная деятельность. Строение, классификация и изомерия спиртов.

Все спирты являются кислородосодержащими органическими веществами.

Можно ли сказать, что все кислородосодержащие органические соединения – спирты?

Маршрут 1. Строение спиртов.

Составьте гомологический ряд предельных одноатомных спиртов и выведите их общую формулу. ___________ при нормальных условиях – газообразные вещества, а ______________________ - жидкости? Обоснуйте зависимость растворимости спирта от его молекулярной массы и строения.


Маршрут 2. Классификация спиртов.

Какие признаки легли в основу классификации спиртов? Можем ли мы считать спиртами соединения, в которых одна или несколько гидроксильных групп соединены с бензольным кольцом?



Маршрут 3. Многообразие спиртов.

Каковы причины многообразия органических соединений. Каким образом многообразие спиртов зависит от этих причин? *Почему разные спирты с различной скоростью вступают в химическую реакцию с металлическим натрием?


Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в Маршруте 1.

УРОВЕНЬ А

  1. Запишите сокращенные формулы первых 6 представителей гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.

______

______

______

  1. Назовите вещества по систематической и тривиальной номенклатурам.

  2. Создайте шаростержневые модели молекул спиртов, формулы которых были составлены.

  3. Дайте определение понятия «Спирты – это…»


УРОВЕНЬ В

  1. Выведите общие формулы гомологического ряда предельных одноатомных спиртов

_____

_____

_____

  1. Какие из предложенных формул органических соединений являются предельными одноатомными спиртами ____________________________________________________________ Ответ обоснуйте.

УРОВЕНЬ С

  1. На основании эксперимента объясните зависимость растворимости спиртов от их молекулярной массы и строения. Сформулируйте выводы.


Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в Маршруте 2.

УРОВЕНЬ А

Предложите признаки, на основании которых можно рассмотреть классификацию спиртов. Занесите их в таблицу. Запишите формулы спиртов, иллюстрирующие первую классификацию.



УРОВЕНЬ В

Запишите примеры формул спиртов на 2 вида классификации. Назовите вещества по систематической номенклатуре.


УРОВЕНЬ С

Запишите примеры формул спиртов на все виды классификации. Назовите вещества по систематической номенклатуре. Какое из веществ является спиртом: _____________________________________________________________? Ответ обоснуйте.



Классификация спиртов

Предельные

Непредельные

Ароматические

Одноатомные - …

Двухатомные - …

Многоатомные – …

Первичные - …

Вторичные - …

Третичные - …



























Перечень заданий для решения проблемы, сформулированной в Маршруте 3.

УРОВЕНЬ А

Составьте все возможные изомеры состава ________ . Какие виды изомерии характерны для предельных одноатомных спиртов?


УРОВЕНЬ В

Назовите вещества, формулы которых были составлены по систематической номенклатуре

УРОВЕНЬ С

Какой из спиртов более энергично взаимодействует с металлическим натрием и почему: метанол, этанол, пропанол-1, 2-метилпропанол-1, 2,2-диметилпропанол-1?


  1. Подведение итогов урока.























Маршрутные листы для учащихся

Приложение №3



Тема урока: «Серная кислота»

Класс: 9

Курс: неорганическая химия

Место урока в курсе: изучение нового материала

Цель: изучить серную кислоту.

Задачи:

  1. Изучить строение молекулы и физические свойства серной кислоты.

  2. Систематизировать знания об общих свойствах кислот, на примере H2SO4.

  3. Рассмотреть качественную реакцию на сульфат – ион.

  4. Изучить окислительно-восстановительные реакции серной кислоты, специфические свойства концентрированной H2SO4.


Фамилия, имя, класс:


Маршрут№1. «Строение и физические свойства серной кислоты».



Уровень А.

  1. Запишите молекулярную и структурную формулы серной кислоты, расставьте степени окисления элементов.

  2. В какой степени окисления находится сера?

  3. Какие свойства будет проявлять серная кислота в химических реакциях?

Уровень В.

  1. Какие степени окисления могут быть у серы в соединениях: H2S, S, SO2, SO3, H2SO4?

  2. Допишите предложения:

  • Элементы, находящиеся в низшей степени окисления, могут только … электроны, т.е. быть …

  • Элементы, находящиеся в промежуточной С.О., могут и …, и … электроны, т.е. быть и …, и …

  • Элементы, находящиеся в высшей С.О., могут только … электроны, т.е. быть …

Уровень С.

  1. Запишите физические свойства H2SO4.

  2. Каковы правила разбавления серной кислоты? Помните, что ρ (H2O) – 1 г/мл, а ρ (H2SO4) – 1,8 г/мл.

  3. При растворении H2SO4 образуются гидраты разного состава. Напишите их формулы.










Маршрутные листы для учащихся

Фамилия, имя, класс:


Маршрут№2. Общие с другими кислотами свойства H2SO4


Уровень А.

Допишите молекулярные, составьте к ним полные и краткие ионные уравнения:

  1. H2SO4 =

  2. CuO + H2SO4 =

  3. Cu(OH)2 + H2SO4 =

  4. Na2CO3 + H2SO4 =


Уровень В.

На основании эксперимента (см. карточку для проведения опытов), составьте молекулярные, ионные полные и краткие уравнения химических реакций.

Уровень С.

Серная кислота вытесняет и сильные, но летучие кислоты из их солей. Допишите уравнения химических реакций:

  • NaNO3 + H2SO4 (конц). =

  • NaCl + H2SO4 (конц). =

Инструктивная карточка для проведения лабораторных опытов.

Заполните таблицу к уровню В

№ опыта, ход опыта

Наблюдения

Уравнения хим. реакций

Вывод

1. В 2 пробирки прилейте по 1мл р-ра H2SO4, в первую пробирку по каплям прилейте лакмус, во вторую – м/о.




2. В пробирку насыпьте немного оксида меди (11), прилейте 1мл H2SO4 , осторожно, нагрейте.




3. В пробирку прилейте 1 мл СuSO4, по каплям добавьте NaOH, затем H2SO4




4. В пробирку прилейте 1мл Na2CO3, осторожно, по каплям добавьте H2SO4






Помните о правилах по ТБ при работе с кислотами и щелочами!



Маршрутные листы для учащихся

Фамилия, имя, класс:


Маршрут №3. «Соли серной кислоты».


Уровень А.

Допишите молекулярные, составьте к ним полные и краткие ионные уравнения:

  • BaCl2 + H2SO4=

  • BaCl2 + Na2SO4 =

  • BaCl2 + ZnSO4 =

Уровень В.

На основании эксперимента (см. карточку для проведения опытов), составьте молекулярные, ионные полные и краткие уравнения химических реакций.

Уровень С.

Приведите примеры солей, образованных H2SO4. Сделайте вывод: какой ион является реактивом на соли серной кислоты?

Инструктивная карточка для проведения лабораторных опытов.

Проведите реакции, заполните таблицу.

№ опыта, ход опыта

Наблюдения

Уравнения хим. реакций

Вывод

1. В пробирку прилейте 1мл BaCl2, по каплям добавьте р-р H2SO4




2. В пробирку прилейте 1мл Na2SO4, по каплям добавьте BaCl2




3. В пробирку прилейте 1мл ZnSO4, добавьте BaCl2





Помните о правилах по ТБ при работе с кислотами и солями!


















Маршрутные листы для учащихся

Фамилия, имя, класс:


Маршрут №4. « Окислительно-восстановительные свойства H2SO4 Специфические реакции концентрированной серной кислоты ».


Уровень А.

Допишите уравнения химических реакций, разберите их как О.В.Р.

  • Al + H2SO4 (разб) =

  • Zn + H2SO4 (разб) =

  • Cu + H2SO4 (конц) =


Уровень В.

На основании эксперимента (см. карточку для проведения опытов), составьте уравнения ОВ реакций взаимодействия разбавленной серной кислоты с металлами.

Уровень С.

На основании опыта, составьте уравнение ОВ реакции взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью. Объясните результаты испытаний.

На основании опытов (обугливание сахара и лучинки), сделайте вывод о специфических свойствах концентрированной серной кислоты.

Инструктивная карточка для проведения лабораторных опытов.

Проведите реакции, заполните таблицу.

опыта, ход опыта

Наблюдения

Уравнения хим. реакций

Вывод

1. В сухую пробирку поместите 1 – 2 гранулы цинка, прилейте 1 мл раствора серной кислоты




2. В сухую пробирку поместите гранулу алюминия, прилейте 1мл раствора серной кислоты, осторожно, нагрейте.





Помните о правилах по ТБ при работе с кислотами!










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Альтернативные педагогические технологии Г.К. Селевко.

  2. Методические семинары И.Г. Норенко.

  3. Педагогические советы Л.А. Вагина.

  4. Школа педагогического мастерства И.С. Белова.

  5. Проектирование учебного занятия Т.А. Сергеева.

  6. Технология оформления педагогического опыта Н.М. Уварова.

  7. Педагогика. Современная технология учебного занятия Н.А. Морева.

  8. Интернет-ресурсы.








































21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальный образовательный маршрут учащихся

Автор: Карташова Любовь Александровна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Индивидуальный образовательный маршрут"
    ["seo_title"] => string(40) "individual-nyi-obrazovatiel-nyi-marshrut"
    ["file_id"] => string(6) "268699"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450683956"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Индивидуальный образовательный маршрут по географии 6 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "individualnyiobrazovatielnyimarshrutpoghieoghrafii6klass"
    ["file_id"] => string(6) "272118"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451907822"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация "Индивидуальный образовательный маршрут" "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-individual-nyi-obrazovatiel-nyi-marshrut"
    ["file_id"] => string(6) "135738"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416971576"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация "Индивидуальный образовательный маршрут при изучении истории в рамках ФГОС""
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-individual-nyi-obrazovatiel-nyi-marshrut-pri-izuchienii-istorii-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "312186"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459317247"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства