kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах  и уметь определять  рН раствора.

Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

 -  углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.»

Тема урока: Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.


Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах и уметь определять рН раствора.


Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

- углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.


Тип урока: объяснение нового материала.


Методы ведения урока: словесный , наглядный, практический, парная работа.


Оборудование: универсальный индикатор, таблица «Индикаторы» , таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», инструктивная карта (на каждого обучаемого).



Ход урока:

…Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струи водопада

И брызги фонтана

А в сущности только вода…



I. Организационный момент:

Учитель и учащиеся приветствуют друг друг, проверка готовности к уроку


II. Актуализация знаний:


1. Мозговой штурм «Заморочки из бочки». ИК.

- Что такое электролиты?

- Какой сегодня день недели?

- Назовите формулу сильного основания

- Какая оценка у тебя за 1 четверть по химии?

- Назовите формулу слабого основания.

- Оксиды могут диссоциировать на ионы?

- Назовите формулу сильной кислоты.

- Что ты хочешь пожелать своим одноклассникам на открытый урок?

- Назовите формулу слабой кислоты.

- Как зовут завуча по науке в нашей школе?

-какие ионы образуются при диссоциации щелочей?

Сколько лет исполняется в этом году Независимости РК?

- Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Формула серной кислоты?

Каким уроком сегодня стоит химия по расписанию?

Формула гидроксида магния?


2. Задание. ИК. Выпишите из перечня следующих веществ: CuCL2; H2SO4; NaOH; BaSO4; Ba(OH)2; K2S; H2SiO3; H3PO4 ; AL(OH)3; Напишите на какие ионы диссоциируют данные вещества.


1 вариант - соли; 2 вариант – кислоты; 3 вариант – основания;


Выствить баллы в бланк ответов.


III. Объяснение нового материала.

Стадия Вызова: Проделываем следующий опыт:

Возьмем три пробирки с дистиллированной водой, в первую опустим несколько кристалликов хлорид алюминия, во вторую - карбонат натрия, а в третью – хлорида натрия. Теперь полученный раствор испытаем с помощью универсального индикатора.


1) Ребята, какие изменения вы наблюдаете?

2) Как вы думаете, почему растворы окрасились в разные цвета?

3) Для чего нужны индикаторы?


Вы знаете, что соли образуются в результате нейтрализации кислот и оснований, следовательно, их растворы должны быть нейтральны т.е. концентрация ионов Н+ и ОН- должно быть одинаково.


Однако изменение окраски индикатора свидетельствует об обратном. Почему в растворе хлорида алюминия т.е в первой пробирке универсальный индикатор окрасился в красный цвет? А если смотреть по таблице, мы видим, что универсальный индикатор преобретает красный цвет в кислой среде, следовательно, в первой пробирке избыток Н+ ионов.


Опыт 1: Напишем уравнение реакции:

AlCl3 + HOH ↔ AlOHCl2 +HCl

Al3+ + 3CL+ HOH ↔AlОН 2+ + 2Cl+ Н+ + CL

Al3+ + HOH ↔AlОН 2+ + Н+


В растворе накапливаются Н+ которые и обуславливают кислую среду.


Почему в растворе карбоната натрия т.е во второй пробирке универсальный индикатор окрасился в синий цвет? Если смотреть по таблице, мы видим, что универсальный индикатор преобретает синий цвет в щелочной среде, следовательно, во второй пробирке избыток ОН ионов.


Напишем уравнение реакции:

Na23 + HOH ↔ NaНСO3 + NaОH

2Na + + CО3 2− + HOH ↔Na+ + HСО3+ Na+ + OH

3 2− + HOH ↔HСО3+ OH


В растворе накапливаются OHкоторые и обуславливают щелочную среду.


Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов соли с ионами воды, приводящий к образованию слабого электролита.

При этом в зависимости от природы соли раствор становится кислым, щелочным или близким к нейтральному.

Гидролиз - обратимый процесс и реакция идет между молекулами воды и катионами или анионами соли.

Некоторый соли не подвергаются гидролизу. Например хлорид натрия т.к эта соль образована сильной кислотой и сильным основанием.

NaCL + HOH ↔ NaOН + HCL

Na+ + CL + HOH ↔Na+ + OН + H+ + CL

HOH ↔ OН + H+


В растворе накапливаются Н+ и OH ионы , которые и обуславливают нейтральную среду.


Следующий вид солей образуются из слабых оснований и слабых кислот.

Al2S3 + 6HOH → 2AL(OH)3↓ + 3H2S↑

В таблице растворимости кислот, оснований и солей в воде для таких солей ставится черточка, которая означает «разлагаются водой»

3 Задание: Среда раствора - ИК

Презентация : рН растворов кислот щелочей и солей – Асланова Наргиз

Практическая работа: Определите среду раствора следующих веществ, применяемых ежедневно в повседневной жизни.

4. Задание - Тестовые задание по вариантам. ИК.



Презентация: Гидролиз в природе и жизни человека – Айтмагамбетова Алуа и Айнур

5. Задание – Гидролиз.

Составить уравнение гидролиза для растворов солей по вариантам.

V. Рефлексия

Чемодан. Мясорубка. Корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.


Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


VI. Домашнее задание

Обычно мыло необходимо для удаления жирных загрязнений. Почему нам предлагают мыло с рН= 5,5. Есть ли смысл его использования?

Можно или нельзя использовать шампуни 2 в1 и почему?

VII. Итог урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.

Автор: Оспанова Мадина Рамазановна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381288

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок химии в 11 классе по теме: "Белки, их строение и Свойства" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-bielki-ikh-stroieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "171774"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423725413"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Качественные реакции в неорганической и органической химии "
    ["seo_title"] => string(72) "kachiestviennyie-rieaktsii-v-nieorghanichieskoi-i-orghanichieskoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "171393"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423668443"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Железо и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(33) "zhieliezo-i-iegho-soiedinieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "218227"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433713836"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства