kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах  и уметь определять  рН раствора.

Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

 -  углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.»

Тема урока: Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.


Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах и уметь определять рН раствора.


Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

- углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.


Тип урока: объяснение нового материала.


Методы ведения урока: словесный , наглядный, практический, парная работа.


Оборудование: универсальный индикатор, таблица «Индикаторы» , таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», инструктивная карта (на каждого обучаемого).



Ход урока:

…Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струи водопада

И брызги фонтана

А в сущности только вода…



I. Организационный момент:

Учитель и учащиеся приветствуют друг друг, проверка готовности к уроку


II. Актуализация знаний:


1. Мозговой штурм «Заморочки из бочки». ИК.

- Что такое электролиты?

- Какой сегодня день недели?

- Назовите формулу сильного основания

- Какая оценка у тебя за 1 четверть по химии?

- Назовите формулу слабого основания.

- Оксиды могут диссоциировать на ионы?

- Назовите формулу сильной кислоты.

- Что ты хочешь пожелать своим одноклассникам на открытый урок?

- Назовите формулу слабой кислоты.

- Как зовут завуча по науке в нашей школе?

-какие ионы образуются при диссоциации щелочей?

Сколько лет исполняется в этом году Независимости РК?

- Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Формула серной кислоты?

Каким уроком сегодня стоит химия по расписанию?

Формула гидроксида магния?


2. Задание. ИК. Выпишите из перечня следующих веществ: CuCL2; H2SO4; NaOH; BaSO4; Ba(OH)2; K2S; H2SiO3; H3PO4 ; AL(OH)3; Напишите на какие ионы диссоциируют данные вещества.


1 вариант - соли; 2 вариант – кислоты; 3 вариант – основания;


Выствить баллы в бланк ответов.


III. Объяснение нового материала.

Стадия Вызова: Проделываем следующий опыт:

Возьмем три пробирки с дистиллированной водой, в первую опустим несколько кристалликов хлорид алюминия, во вторую - карбонат натрия, а в третью – хлорида натрия. Теперь полученный раствор испытаем с помощью универсального индикатора.


1) Ребята, какие изменения вы наблюдаете?

2) Как вы думаете, почему растворы окрасились в разные цвета?

3) Для чего нужны индикаторы?


Вы знаете, что соли образуются в результате нейтрализации кислот и оснований, следовательно, их растворы должны быть нейтральны т.е. концентрация ионов Н+ и ОН- должно быть одинаково.


Однако изменение окраски индикатора свидетельствует об обратном. Почему в растворе хлорида алюминия т.е в первой пробирке универсальный индикатор окрасился в красный цвет? А если смотреть по таблице, мы видим, что универсальный индикатор преобретает красный цвет в кислой среде, следовательно, в первой пробирке избыток Н+ ионов.


Опыт 1: Напишем уравнение реакции:

AlCl3 + HOH ↔ AlOHCl2 +HCl

Al3+ + 3CL+ HOH ↔AlОН 2+ + 2Cl+ Н+ + CL

Al3+ + HOH ↔AlОН 2+ + Н+


В растворе накапливаются Н+ которые и обуславливают кислую среду.


Почему в растворе карбоната натрия т.е во второй пробирке универсальный индикатор окрасился в синий цвет? Если смотреть по таблице, мы видим, что универсальный индикатор преобретает синий цвет в щелочной среде, следовательно, во второй пробирке избыток ОН ионов.


Напишем уравнение реакции:

Na23 + HOH ↔ NaНСO3 + NaОH

2Na + + CО3 2− + HOH ↔Na+ + HСО3+ Na+ + OH

3 2− + HOH ↔HСО3+ OH


В растворе накапливаются OHкоторые и обуславливают щелочную среду.


Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов соли с ионами воды, приводящий к образованию слабого электролита.

При этом в зависимости от природы соли раствор становится кислым, щелочным или близким к нейтральному.

Гидролиз - обратимый процесс и реакция идет между молекулами воды и катионами или анионами соли.

Некоторый соли не подвергаются гидролизу. Например хлорид натрия т.к эта соль образована сильной кислотой и сильным основанием.

NaCL + HOH ↔ NaOН + HCL

Na+ + CL + HOH ↔Na+ + OН + H+ + CL

HOH ↔ OН + H+


В растворе накапливаются Н+ и OH ионы , которые и обуславливают нейтральную среду.


Следующий вид солей образуются из слабых оснований и слабых кислот.

Al2S3 + 6HOH → 2AL(OH)3↓ + 3H2S↑

В таблице растворимости кислот, оснований и солей в воде для таких солей ставится черточка, которая означает «разлагаются водой»

3 Задание: Среда раствора - ИК

Презентация : рН растворов кислот щелочей и солей – Асланова Наргиз

Практическая работа: Определите среду раствора следующих веществ, применяемых ежедневно в повседневной жизни.

4. Задание - Тестовые задание по вариантам. ИК.



Презентация: Гидролиз в природе и жизни человека – Айтмагамбетова Алуа и Айнур

5. Задание – Гидролиз.

Составить уравнение гидролиза для растворов солей по вариантам.

V. Рефлексия

Чемодан. Мясорубка. Корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.


Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


VI. Домашнее задание

Обычно мыло необходимо для удаления жирных загрязнений. Почему нам предлагают мыло с рН= 5,5. Есть ли смысл его использования?

Можно или нельзя использовать шампуни 2 в1 и почему?

VII. Итог урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.

Автор: Оспанова Мадина Рамазановна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381288

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок химии в 11 классе по теме: "Белки, их строение и Свойства" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-bielki-ikh-stroieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "171774"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423725413"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Качественные реакции в неорганической и органической химии "
    ["seo_title"] => string(72) "kachiestviennyie-rieaktsii-v-nieorghanichieskoi-i-orghanichieskoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "171393"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423668443"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Железо и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(33) "zhieliezo-i-iegho-soiedinieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "218227"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433713836"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1420 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства