I. Этап. Организационный момент, приветствие. (Работа проводится в группах по три человека) | Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем урок - исследование. Эпиграф: «Познание начинается с удивления» Аристотель (Слайд 2) - Как вы понимаете эти слова с точки зрения химии?
Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо взять. - Какие классы неорганических веществ вы знаете? - Назовите их. (Слайд 3) - Молодцы! Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. На столе зажжённая свеча. Я читаю стихотворение Б.Пастернака «Зимняя ночь» под музыкальное сопровождение. Мело, мело по всей Земле Во все приделы Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. | Приветствуют учителя, готовят рабочие места. Отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы: -Почему на железо образуется ржавчина? -Почему горят бенгальские огни? - Что произойдёт, если соединить пищевую соду и уксусную кислоту. -Оксиды, гидриды, основания, кислоты, соли. Наблюдают за горением свечи и слушают учителя. | П: Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. К: Сотрудничество с учителем и обучающимися в ходе формирования групп при дальнейшей работе. Р: Управляют своим поведением и деятельностью. П: Анализируют задание для работы. Р: Адекватное оценивание своих возможностей. |
II. Этап Актуализация знаний и умений, постановка проблемы. Определение темы урока | Какие явления вы наблюдали при горении свечи? 1.(Учитель дополняет) Переход из твёрдого состояния в жидкое состояние. 2.Переход из жидкого в твёрдое состояние. (Слайд 4) Изменение агрегатного состояния - это признак какого явления? - Как будет называться явление, связанное с горением? Сформулируйте тему урока. (Слайд 5) Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке? (СЛАЙД 6 )
Итак, сегодня мы должны (Слайд 7) • определить сущность физических и химических явлений • отметить значение физических и химических явлений • выявить признаки химических реакций • рассмотреть условия возникновения и протекания реакций Это будет планом нашего урока. | Ответы учащихся: 1.плавление парафина 2.затвердевание парафина Физического явления Химическое явление Учащиеся формулируют тему урока: Физические и химические явления. Химические реакции Учащиеся самостоятельно называют, что они хотят получить для себя с урока. Предполагаемые ответы: -Для чего существуют физические и химические явления. -Какое значение имеют физические и химические явления. -Как протекают химические реакции. -При каких условиях происходит реакция. | Р: Умение точно выражать свою мысль. П: Обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений Р: Планируют пути достижения целей. П: делают выводы и умозаключения |
III. Этап Изучение нового материала | Учитель приглашает к демонстрационному столу по одному школьнику и просит продемонстрировать следующие явления, прокомментировав увиденное: – согнуть алюминиевую проволоку (изменилась форма); – вскипятить 1 мл воды в пробирке (изменилось агрегатное состояние); – расплющить шарик пластилина (изменилась форма); – выпрямить спираль медной проволоки (изменилась форма); – растереть кусочек мела в порошок в ступке (изменилась форма). Таким образом, в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ. (Слайд 8) – Запишите в тетрадь любой пример физического явления. 2. Химические явления. Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова: «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии». Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие. Предложите, как мы можем выявить признаки реакций? Знакомство с химическими явлениями (Реакциями). ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ Работа в группах У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ и полученные результаты занести в таблицу (Приложение 1) Особое внимание учитель обращает на технику безопасности при проведении опытов.
Сформулируйте определение химического явления.
Химическое явление – явление, в результате которого происходит образование нового вещества
Какой из признаков химических явлений мы не наблюдали? (СЛАЙД 9 )
Для его подтверждения мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан». (Слайд 10) - Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?
Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника (СЛАЙД 11 )
- Какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция? На этот вопрос вы ответите после просмотра видеофрагмента «Восстановление оксида меди водородом»
Условия протекания химической реакции (СЛАЙД 13) 1. Соприкосновение веществ 2. Нагревание 3. Присутствие катализатора 4. Поверхность соприкосновения | Ребята сами демонстрируют физические явления и комментируют увиденное. Записывают по одному примеру -Провести эксперимент. Внимательно слушают учителя, работают в группах, выполняя экспериментальную часть, строго соблюдая ТБ. Полученные результаты вносят в таблицу. Проверка полученных результатов: учащиеся объясняют, какие изменения указывают на протекание химической реакции: изменение окраски; образование осадка; появление запаха; выделение газа; поглощение или выделение теплоты (иногда со светом). -Это такое явление, при котором образуются новые вещества. Записывают определение химического явления в тетрадь. (Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями) - Выделение или поглощение теплоты. Просмотр видеофрагмента. Ответы учащихся: -Дым, пламя огня, раскалённая лава. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (О.С. Габриелян. § 26 с.136-137). Дают определение эндотермической и экзотермической реакции. Записывают в тетрадь: -Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими. -Реакции, протекающие с поглощением теплоты - эндотермическими
Просмотр видеофрагмента, перечисление условий протекания химической реакции. Необходимо: -Вещества растворить или измельчить -Нагреть реагирующие вещества -Касание веществ в реакции. | П: делают выводы и умозаключения. Р: Сравнивают свою работу с партнёром по группе. К: Умение точно формулировать свою мысль. П: оформляют записи в тетради. К: Обсуждают условия химических реакций. Р: Сравнивают свою работу с партнёром по группе. П: оформляют записи в тетради. П: Обсуждают результаты опытов. К: Обсуждают условия химических реакций. П: Осуществляют поиск информации с использованием учебника. К: Обсуждают условия химических реакций. К: Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. К: Обсуждают условия химических реакций. |
VI. Подведение итогов Эвристическая беседа |
Скажите, пожалуйста, были ли у вас сегодня на уроке моменты, которые вызвали удивление? Как вы думаете, смогли мы решить поставленные на уроке задачи? Имеют они для нас практическое значение, т.е. сможем ли мы использовать полученные знания в повседневной жизни? Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела… И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. «… я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством» (Майкл Фарадей, английский учёный). | Учащиеся зачитывают слова, которые помещены на слайде: «Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, понимать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими». Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: -Удивление при просмотре видеофрагментов, протекание химических реакций. -Поставленные задачи решены. -Полученные знания пригодятся в повседневной жизни.
| П: Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели. К: Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Р: Осознание качества и уровня усвоения. |
VII. Домашнее задание
| 1.Приведите примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве, в природе. 2.Нарисуйте сами или подберите рисунки из книг и журналов, которые бы иллюстрировали химические реакции, происходящие в окружающем нас мире. | Записывают домашнее задание по выбору. . | П: Извлечение необходимой информации К: Слушают учителя, задают вопросы на уточнение. Р: Прогнозирование результата и уровня усвоения. |