kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Электролиз расплавов и растворов солей» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Электролиз  расплавов и растворов солей», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников указанной темы, закрепить интегративные знания.

Просмотр содержимого документа
««Электролиз расплавов и растворов солей» 11 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение «Нечаевская СОШ №1»





Методическая разработка урока химии в соответствии с требованиями ФГОС по теме:





«Электролиз расплавов и растворов солей »



















Автор разработки:

учитель химии, Магомедова С. М.







Методическая разработка урока химии в соответствии с требованиями ФГОС по теме « Электролиз расплавов и растворов солей »

Технологическая карта урока, 11 класс

Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Электролиз расплавов и растворов солей», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников указанной темы, закрепить интегративные знания. Форма урока: 
Урок изучения новой темы с применением ИКТ. 
Цель урока:
Сформировать представление учащихся о процессе электролиза.

Умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза. 
Связывать изучаемые процессы с жизнью. 
Задачи урока:
Образовательные: Изучить процессы электролиза расплавов и растворов солей, как часть окислительно-восстановительных процессов; как способ получения металлов и неметаллов; как реакции, инициируемые электрическим током.
Воспитательные: Показать единство и многообразие окружающего мира, происходящих в нём процессов.
Доказать обучающимся ведущую роль теории в познании практики.
Продолжить формирование материалистического мировоззрения на основе 
материальности изучаемых процессов.
Развивающие: Развитие логического мышления путём сравнения, обобщения, анализа, систематизации.
Формирование навыков использования ИКТ для пополнения интеллектуального потенциала обучающихся и контроля знаний.
Способствовать интеграции знаний обучающихся, полученных при изучении физики, информатики, химии, обществознания.
Методы обучения: проблемный, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

 Средства обучения: мультимедийный проектор, прибор для электролиза, схема
«Электролиз раствора CuCl2», изделия по гальваностегии, ряд активности металлов,учебник «Химия 11» О.С. Габриелян, раствор KJ, крахмал, фенолфталеин, 8%-й раствор гидрокарбоната натрия, спички.


Ход урока:

І. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. 
Ребята, совсем недалёк тот день, когда вы покинете стены школы. Перед вами откроется огромный мир. В нём происходит множество процессов: физических, химических, биологических, социальных... Конечно же, мы, учителя, хотим вас видеть социально зрелыми, с формировавшимся мировоззрением, умеющими разбираться в происходящих процессах. Как же ориентироваться и удержать в памяти столь огромное многообразие процессов? Ведь в природе нет отдельных предметов: химии, биологии, физики – там всё едино, а в образовании есть. Как вы думаете, для чего такое деление существует? 

Ученик: Наверное, для того, чтобы легче было познавать мир.

Учитель: Конечно же, для этого же существует классификация. А что это такое?

Ученик: Это разделение на группы.

Учитель: Верно. Она существует во всех науках. Классификация растений и животных в биологии; элементов, веществ, реакций в химии. Недавно мы повторили классификацию химических реакций. Среди них – окислительно-восстановительные реакции. И вот сегодня мы должны рассмотреть тему
«Электролиз расплавов и растворов солей» в аспекте окислительно-восстановительных реакций

? Учитель: Как вы думаете , чем важна эта тема?

Обучающиеся: важна и как способ получения металлов и неметаллов, и как реакции, инициируемые электрическим током. 
? Учитель : какие цели мы должны перед собой поставить при изучении темы.
Обучающиеся: понять сущность электролиза, уметь составлять уравнения катодных и анодных процессов, суммарных уравнений электролиза, и, конечно же, уметь связывать изучаемые процессы с жизнью.

ІІ. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения данной темы (мозговой штурм) 

Учитель: Ребята, для изучения нашей темы, необходимо понимание многих понятий, которые вы должны были повторить дома. Объясните, пожалуйста, следующие понятия.

Фронтальный опрос, 1 обучающийся работает по карточке
Электролит- это вещество, раствор или расплав которого проводит электрический ток.
Электролитическая диссоциация- это процесс распада электролита на ионы 
при растворении или расплавлении. Привести пример диссоциации бромида натрия - удоски
Вывод: при диссоциации растворов и расплавов катионы и анионы которые движутся хаотично
Окисление- это процесс отдачи электрона, сопровождающееся повышением степени окисления элемента. 

Восстановление- это процесс принятия электрона, сопровождающееся уменьшением степени окисления. 

Окислительно-восстановительные реакции - это реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов. 1 обучающийся работает по карточке

Степень окисления - это условный заряд, показывающий количество смещённых электронов.

Окислители - это вещества, отнимающие электроны от других веществ.

Примеры окислителей:

–Соединения, содержащие элементы с высшей степенью окисления: HN5+O3, H2S6+O4конц., KMn7+O4, K2Cr26+O7

–Катионы металлов большого заряда: Fe3+, Au3+, Pb2+и т.п. 

–Галогены: F2, Cl2, Br2

–Кислород: O2, озон О3

Восстановители - это вещества, отдающие электроны. 

Примеры восстановителей

–Соединения, содержащие элементы с низшей степенью окисления

H2S-2,  N-3H3, P3-H3, KJ- и т.п.

–Н2, С, СО, активные металлы- Mg, Al, щелочные металлы

–Катионы металлов малого заряда: Fe2+,, Sn2+, и т.п.

? Учитель А что является самым сильным окислителем, самым сильным восстановителем? 
(обучающиеся предполагают)

Учитель: самым сильным окислителем и самым сильным восстановителем является электрический ток. С его помощью можно окислить даже ионы фтора и восстановить катионы щелочных металлов. Итак, переходим к понятиям электрическим.

Электрод- проводник, посредством которого часть электрической цепи, образуемая проводами, соединяется с частью цепи, проходящей в неметаллической среде (жидкости, газе)

Катод - отрицательный электрод.

Анод – положительный электрод. 

Анод бывает – инертный (из C, Pt, Au), растворимый (из более активного металла – Cu, Cr, Ni и др.) (приложение 1)

Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.

ІІІ Изучение сущности процесса электролиза.

Учитель: Хорошо, ребята. Я думаю, вы подошли к пониманию основного понятия сегодняшнего урока. Итак,что такое электролиз? Обучающиеся находят определение в учебнике
 Электролиз- это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на 

электродах, при пропускании постоянного электрического тока через раствор 

или расплав электролита Этот процесс происходит в электролизёре (сл )

Рассмотрим сущность процесса «Электролиз расплава хлорида натрия».  Электролиз расплавов солей обучающиеся самостоятельно работают по учебнику стр 217 записывает схему.

NaCl (расплав) → Na ++Cl-

- K Na+ + 1ē →Na0 восст- ие 2

+А 2Cl- 2ē → Cl20↑ ок- ие 1
__________________________
2Na+ + 2Cl-→ 2Na0 + Cl20

2NaCl → 2Na + Cl2

Таким способом можно получить и другие щелочные, щелочноземельные металлы и Al, а также другие галогены – F2, Cl2, Br2,J2

Электролиз растворов солей

протекает совсем иначе. Для составления уравнений электролиза растворов солей необходимо знать правила катодных и анодных процессов. В процессе кроме солей участвуют и молекулы воды. (смотрим схему)
 Катодные процессы определяются рядом активности металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).

Здесь возможны три случая:

1.Катионы металлов после водорода (от Cu2+до Au3+) полностью восстанавливаются на катоде.

2. Катионы металлов от Li+ до Al3+ включительно не восстанавливаются на катоде, вместо них восстанавливаются молекулы воды:

2О +2ē → Н2↑ + 2ОН- Восстановление воды (запомнить) 

3.Катионы металлов от Al3+до H+ восстанавливаются одновременно с молекулами воды. 

 Анодные процессы

1.В первую очередь на аноде окисляются бескислородные анионы: S2-, J-, Br-, Cl-, кроме F- и анионы органических кислот:

2RCOO- - 2ē → CO2↑+ R-R 

2.Во вторую очередь – ОНанионы, окисляются молекулы воды:

2О - 4ē → О2↑ + 4Н +окисление воды (запомнить)

Учитель: Прежде чем провести эксперимент по электролизу раствора, поговорим о безопасном проведении опыта .

 Тест по ТБ проведения опыта по электролизу. (Виртуальная лаборатория) 

Учитель: Давайте же теперь посмотрим экспериментально электролиз раствора KJ -проект

(Учитель демонстрирует видеоопыт. Признаки реакции появляются моментально, результаты обсуждают и записывают катодные, анодные процессы и суммарное уравнение электролиза)
Карточка – проект исследования
Учитель:- В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?

- Ответ: в щелочах. 

- Значит, у катода образуется щёлочь.

- Кроме щёлочи на катоде собирается газ. Что это за газ?

- Ответ: согласно катодным процессам это может быть водород. (Можно доказать спичкой).

- На аноде крахмал посинел. Какое вещество вызывает посинение крахмала. 

- Ответ: йод.

- Значит, на аноде выделяется J2.

Учитель: Составим уравнения процессов:

KJ → K ++ J-

HOH → H+ + OH-

-K 2H2O + 2ē → H2↑ + 2OH- 

+A 2J– 2ē → J2 
_______________________________

2H2O + 2J- → H2↑ + 2OH+ J2  ионное уравнение

2О + 2КJ → H2↑ + 2KOH + J2

По результатам опыта все эти вещества обнаруживаются.

физминутка

IV. Первичное закрепление знаний и применение теоретических знаний.

Учитель: Давайте попробуем определить продукты электролиза раствора CuSO4.

У доски составляет ученик.

 для проверки правильности записи.

CuSO4 → Cu2+ + SO42-

HOH  H+ + OH-

-K Cu2++ 2ē → Cu 0
+A 2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н+ 1

_______________________________
2Cu2+ + 2H2O → 2Cu + O2↑ + 4H+ + 2SO42- 
2CuSO4 + 2H2O → 2Cu + O2↑ + 2H2SO4


Рассмотрим ещё один пример: электролиз раствора Na2CO

У доски составляет ученик:

Na2CO3 → 2Na ++ CO3 2- 

HOH  H ++ OH -

-K 2H2O + 2ē → H2↑ + 2OH- 4 2

+A 2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н + 2 1

_________________________________
4H2O + 2H2O → 2H2 + 4OH -+ O2 + 4Н+

2H2O  2H2 + O2

Учитель: Практически при электролизе солей активных металлов и кислородосодержащих кислот состав электролита не меняется. Электролизу подвергаются только молекулы воды. 

Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров, на основе которых можем говорить о применении процесса электролиза.
Опережающее задание – презентация обучающихся ( коллективный труд)

1.В электрометаллургии. Для получения металлов (Al, Na, Mg, Cd).

2.В химической промышленности для получения водорода, галогенов, щелочей.

3.Для очистки металлов, рафинирование (Cu, Ni, Pb).

4.В гальваностегии – покрытие одних металлов другими для защиты от коррозии (цинкование, алитирование, лужение, хромирование, никелирование, золочение).

5.В гальванопластике- получении металлических копий.

Последние три процесса проводят и с растворимым анодом, что рассмотрим на семинаре.

V. Применение ИКТ в пополнении знаний (поиск в Интернете)

Ребята, мы встретили несколько однокоренных слов: гальваностегия, гальванопластика. Существует ещё много слов. Однако в словаре Ожегова нет слова гальваник. Вы, конечно, догадались, что это профессия. Давайте же, чтобы узнать о характере деятельности этого специалиста используем интернет- ресурс.

(Учитель даёт задание одному ученику по ключевым словам– гальваник , профессия -найти сведения об этой профессии, или, узнав заранее, ученик делает сообщение.)

В это время учащиеся записывают домашнее задание.

Домашнее задание basangowa,marina@yandex

1.Изучить тему по §18. Cтр 217 Знать конспект - на «3».

2.Составить уравнения электролиза растворов: AgNO3, CaBr2, FeSO4 -на«4».

3.Решить задачу: Вычислите объём выделившегося газа при электролизе раствора нитрата серебра, содержащего 12г соли. - на «5» .

VI.Закрепление и контроль усвоения знаний (интерактивный контроль).
Графический диктант (ДА-НЕТ)


  1. Электролиз можно считать окислительно-восстановительной реакцией, происходящей под воздействием электрического тока.

  2. Катод – отрицательно заряженный электрод.

  3. На катоде происходит процесс электрохимического окисления.

  4. Анион SO4 будет окисляться на аноде в вводом растворе.

  5. Анион CL будет окисляться на аноде в вводом растворе.

  6. Катион Na будет восстанавливаться на катоде в водном растворе.

  7. Катион Cu будет восстанавливаться на катоде в водном растворе.

  8. Алюминий получают электролизом расплава AL2O3 в криолите.

  9. При электролизе раствора NaCl можно получить щелочь NaOH и газы H2 и Cl2.



Ученики заполняют бланк химического диктанта.


Шаблон для проверки химического диктанта


Фамилия, имя ____________________________________



1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да Нет



VII. Подведение итогов. 

Учитель комментирует, выставляет оценки в журнал, ученики выставляют оценки в дневник.
Рефлексия
Используемая литература:


  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс: Учеб. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2007.


  2. Денисова В.Г. Химия 11 класс: поурочные планы по учебнику Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Волгоград.: Учитель, 2006.


  3. Химия 8 – 11. Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание.

  4. Интернет – ресурсы









Проверочный тест по теме «Электролиз расплавов и растворов солей».


Вариант 1.


Задание 1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.


Формула вещества

Продукты электролиза

А) AlCl3

1) металл, галоген

Б) RbOH

2) гидроксид металла, хлор, водород

В) Hg(NO3)2

3) металл, кислород

Г) AuCl3

4) водород, галоген

5) водород, кислород

6) металл, кислота, кислород


А

Б

В

Г





Задание 2 Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который

образуется на инертном аноде в результате электролиза его водного раствора.

Формула вещества

Продукт электролиза

А) NiSO4

1) Cl2

Б) NiCl 2

2) O2

В) NiF 2

3) H2

Г) K2S

4) S


5) SO2


6) HF


А

Б

В

Г






Задание 3.Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения.

Металл

Электролиз

А) натрий

1) водного раствора солей

Б) алюминий

2) водного раствора гидроксида

В) серебро

3) расплава поваренной соли

Г) медь

4) расплавленного оксида

5) раствора оксида в расплавленном криолите

6) расплавленного нитрата




А

Б

В

Г






Проверочный тест по теме «Электролиз расплавов и растворов солей».


Вариант 2.


Задание 1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.


Формула вещества

Продукты электролиза

А) Al2(SO4)3

1) металл, галоген

Б) CsOH

2) гидроксид металла, хлор, водород

В) AgNO3

3) металл, кислород

Г) AuBr3

4) водород, галоген

5) водород, кислород

6) металл, кислота, кислород


А

Б

В

Г







Задание 2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который

образуется на инертном катоде в результате электролиза его водного раствора.

Формула вещества

Продукт электролиза

А) Al(NO3)3

1) водород

Б) Hg(NO3)2

2) алюминий

В) Cu(NO3)2

3) ртуть

Г) NaNO3

4) медь

5) кислород

6) натрий


А

Б

В

Г







Задание 3.Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения.

Металл

Электролиз

А) литий

1) водного раствора солей

Б) натрий

2) водного раствора гидроксида

В медь

3) расплава хлорида

Г) свинец

4) расплавленного оксида

5) раствора оксида в расплавленном криолите

6) расплавленного нитрата




А

Б

В

Г










Карточка – проект исследования


В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?

- Ответ:  

- Значит, у катода

Что ещё образуется на катоде?

- Ответ:
- На аноде крахмал ………. . Какое вещество вызывает посинение крахмала. 

- Ответ:

- Значит, на аноде выделяется

Составим уравнения процессов:





Карточка – проект исследования


В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?

- Ответ:  

- Значит, у катода

Что ещё образуется на катоде?

- Ответ:
- На аноде крахмал ………. . Какое вещество вызывает посинение крахмала. 

- Ответ:

- Значит, на аноде выделяется

Составим уравнения процессов:








.Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Электролиз расплавов и растворов солей» 11 класс

Автор: Магомедова Саида Магомедовна

Дата: 14.07.2019

Номер свидетельства: 516737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Мультимедийная презентация для 8 класса  на тему: "Электрический ток в металлах и электролитах. Закон электролиза. Применение электролиза". "
    ["seo_title"] => string(152) "mul-timiediinaia-priezientatsiia-dlia-8-klassa-na-tiemu-eliektrichieskii-tok-v-mietallakh-i-eliektrolitakh-zakon-eliektroliza-primienieniie-eliektroliza"
    ["file_id"] => string(6) "182385"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425501335"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "урок химии в 9 классе по теме: "Металлы в природе. Общие способы получения металлов." "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-mietally-v-prirodie-obshchiie-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "212392"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431848201"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Контрольная работа №3 по химии 11 класса. Тема "Химические реакции". Программа О.С.Габриеляна"
    ["seo_title"] => string(86) "kontrolnaiarabota3pokhimii11klassatiemakhimichieskiierieaktsiiproghrammaosgabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "290703"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455014125"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства