Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Электролиз расплавов и растворов солей», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников указанной темы, закрепить интегративные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Электролиз расплавов и растворов солей» 11 класс»
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение «Нечаевская СОШ №1»
Методическая разработка урока химии в соответствии с требованиями ФГОС по теме:
«Электролиз расплавов и растворов солей »
Автор разработки:
учитель химии, Магомедова С. М.
Методическая разработка урока химии в соответствии с требованиями ФГОС по теме « Электролиз расплавов и растворов солей »
Технологическая карта урока, 11 класс
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Электролиз расплавов и растворов солей», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников указанной темы, закрепить интегративные знания. Форма урока: Урок изучения новой темы с применением ИКТ. Цель урока: Сформировать представление учащихся о процессе электролиза.
Умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза. Связывать изучаемые процессы с жизнью. Задачи урока: Образовательные: Изучить процессы электролиза расплавов и растворов солей, как часть окислительно-восстановительных процессов; как способ получения металлов и неметаллов; как реакции, инициируемые электрическим током. Воспитательные: Показать единство и многообразие окружающего мира, происходящих в нём процессов. Доказать обучающимся ведущую роль теории в познании практики. Продолжить формирование материалистического мировоззрения на основе материальности изучаемых процессов. Развивающие: Развитие логического мышления путём сравнения, обобщения, анализа, систематизации. Формирование навыков использования ИКТ для пополнения интеллектуального потенциала обучающихся и контроля знаний. Способствовать интеграции знаний обучающихся, полученных при изучении физики, информатики, химии, обществознания. Методы обучения: проблемный, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийный проектор, прибор для электролиза, схема «Электролиз раствора CuCl2», изделия по гальваностегии, ряд активности металлов,учебник «Химия 11» О.С. Габриелян, раствор KJ, крахмал, фенолфталеин, 8%-й раствор гидрокарбоната натрия, спички.
Ход урока:
І. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задачурока.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Ребята, совсем недалёк тот день, когда вы покинете стены школы. Перед вами откроется огромный мир. В нём происходит множество процессов: физических, химических, биологических, социальных... Конечно же, мы, учителя, хотим вас видеть социально зрелыми, с формировавшимся мировоззрением, умеющими разбираться в происходящих процессах. Как же ориентироваться и удержать в памяти столь огромное многообразие процессов? Ведь в природе нет отдельных предметов: химии, биологии, физики – там всё едино, а в образовании есть. Как вы думаете, для чего такое деление существует?
Ученик: Наверное, для того, чтобы легче было познавать мир.
Учитель: Конечно же, для этого же существует классификация. А что это такое?
Ученик: Это разделение на группы.
Учитель: Верно. Она существует во всех науках. Классификация растений и животных в биологии; элементов, веществ, реакций в химии. Недавно мы повторили классификацию химических реакций. Среди них – окислительно-восстановительные реакции. И вот сегодня мы должны рассмотреть тему «Электролиз расплавов и растворов солей» в аспекте окислительно-восстановительных реакций
? Учитель: Как вы думаете , чем важна эта тема?
Обучающиеся: важна и как способ получения металлов и неметаллов, и как реакции, инициируемые электрическим током. ? Учитель : какие цели мы должны перед собой поставить при изучении темы. Обучающиеся: понять сущность электролиза, уметь составлять уравнения катодных и анодных процессов, суммарных уравнений электролиза, и, конечно же, уметь связывать изучаемые процессы с жизнью.
ІІ. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения данной темы (мозговой штурм)
Учитель: Ребята, для изучения нашей темы, необходимо понимание многих понятий, которые вы должны были повторить дома. Объясните, пожалуйста, следующие понятия.
Фронтальный опрос, 1 обучающийся работает по карточке Электролит- это вещество, раствор или расплав которого проводит электрический ток. Электролитическая диссоциация- это процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении. Привести пример диссоциации бромида натрия - удоски Вывод: при диссоциации растворов и расплавов катионы и анионы которые движутся хаотично Окисление- это процесс отдачи электрона, сопровождающееся повышением степени окисления элемента.
Восстановление- это процесс принятия электрона, сопровождающееся уменьшением степени окисления.
Окислительно-восстановительные реакции - это реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов. 1 обучающийся работает по карточке
Степень окисления - это условный заряд, показывающий количество смещённых электронов.
Окислители - это вещества, отнимающие электроны от других веществ.
Примеры окислителей:
–Соединения, содержащие элементы с высшей степенью окисления: HN5+O3, H2S6+O4конц., KMn7+O4, K2Cr26+O7…
–Катионы металлов большого заряда: Fe3+, Au3+, Pb2+и т.п.
–Галогены: F2, Cl2, Br2
–Кислород: O2, озон О3
Восстановители - это вещества, отдающие электроны.
Примеры восстановителей:
–Соединения, содержащие элементы с низшей степенью окисления
–Катионы металлов малого заряда: Fe2+,, Sn2+, и т.п.
? Учитель А что является самым сильным окислителем, самым сильным восстановителем? (обучающиеся предполагают)
Учитель: самым сильным окислителем и самым сильным восстановителем является электрический ток. С его помощью можно окислить даже ионы фтора и восстановить катионы щелочных металлов. Итак, переходим к понятиям электрическим.
Электрод- проводник, посредством которого часть электрической цепи, образуемая проводами, соединяется с частью цепи, проходящей в неметаллической среде (жидкости, газе)
Катод - отрицательный электрод.
Анод – положительный электрод.
Анод бывает – инертный (из C, Pt, Au), растворимый (из более активного металла – Cu, Cr, Ni и др.) (приложение 1)
Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
ІІІ Изучение сущности процесса электролиза.
Учитель: Хорошо, ребята. Я думаю, вы подошли к пониманию основного понятия сегодняшнего урока. Итак,что такое электролиз? Обучающиеся находят определение в учебнике Электролиз- это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на
электродах, при пропускании постоянного электрического тока через раствор
или расплав электролита Этот процесс происходит в электролизёре (сл )
Рассмотрим сущность процесса «Электролиз расплава хлорида натрия». Электролиз расплавов солей обучающиеся самостоятельно работают по учебнику стр 217 записывает схему.
Таким способом можно получить и другие щелочные, щелочноземельные металлы и Al, а также другие галогены – F2, Cl2, Br2,J2.
Электролиз растворов солей
протекает совсем иначе. Для составления уравнений электролиза растворов солей необходимо знать правила катодных и анодных процессов. В процессе кроме солей участвуют и молекулы воды. (смотрим схему) Катодные процессы определяются рядом активности металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).
Здесь возможны три случая:
1.Катионы металлов после водорода (от Cu2+до Au3+) полностью восстанавливаются на катоде.
2. Катионы металлов от Li+ до Al3+ включительно не восстанавливаются на катоде, вместо них восстанавливаются молекулы воды:
2Н2О +2ē → Н2↑ + 2ОН- Восстановление воды (запомнить)
3.Катионы металлов от Al3+до H+ восстанавливаются одновременно с молекулами воды.
Анодные процессы
1.В первую очередь на аноде окисляются бескислородные анионы: S2-, J-, Br-, Cl-, кроме F- и анионы органических кислот:
2RCOO- - 2ē → CO2↑+ R-R
2.Во вторую очередь – ОН- анионы, окисляются молекулы воды:
2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н +окисление воды (запомнить)
Учитель: Прежде чем провести эксперимент по электролизу раствора, поговорим о безопасном проведении опыта .
Тест по ТБ проведения опыта по электролизу. (Виртуальная лаборатория)
Учитель: Давайте же теперь посмотрим экспериментально электролиз раствора KJ -проект
(Учитель демонстрирует видеоопыт. Признаки реакции появляются моментально, результаты обсуждают и записывают катодные, анодные процессы и суммарное уравнение электролиза) Карточка – проект исследования Учитель:- В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?
- Ответ: в щелочах.
- Значит, у катода образуется щёлочь.
- Кроме щёлочи на катоде собирается газ. Что это за газ?
- Ответ: согласно катодным процессам это может быть водород. (Можно доказать спичкой).
- На аноде крахмал посинел. Какое вещество вызывает посинение крахмала.
- Ответ: йод.
- Значит, на аноде выделяется J2.
Учитель: Составим уравнения процессов:
KJ → K ++ J-
HOH → H+ + OH-
-K 2H2O + 2ē → H2↑ + 2OH-
+A 2J- – 2ē → J2 _______________________________
2H2O + 2J- → H2↑ + 2OH- + J2 ионное уравнение
2Н2О + 2КJ → H2↑ + 2KOH + J2
По результатам опыта все эти вещества обнаруживаются.
физминутка
IV. Первичное закрепление знаний и применение теоретических знаний.
Учитель: Давайте попробуем определить продукты электролиза раствора CuSO4.
Учитель: Практически при электролизе солей активных металлов и кислородосодержащих кислот состав электролита не меняется. Электролизу подвергаются только молекулы воды.
Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров, на основе которых можем говорить о применении процесса электролиза. Опережающее задание – презентация обучающихся ( коллективный труд)
1.В электрометаллургии. Для получения металлов (Al, Na, Mg, Cd).
2.В химической промышленности для получения водорода, галогенов, щелочей.
4.В гальваностегии – покрытие одних металлов другими для защиты от коррозии (цинкование, алитирование, лужение, хромирование, никелирование, золочение).
Последние три процесса проводят и с растворимым анодом, что рассмотрим на семинаре.
V. Применение ИКТ в пополнении знаний (поиск в Интернете)
Ребята, мы встретили несколько однокоренных слов: гальваностегия, гальванопластика. Существует ещё много слов. Однако в словаре Ожегова нет слова гальваник. Вы, конечно, догадались, что это профессия. Давайте же, чтобы узнать о характере деятельности этого специалиста используем интернет- ресурс.
(Учитель даёт задание одному ученику по ключевым словам– гальваник , профессия -найти сведения об этой профессии, или, узнав заранее, ученик делает сообщение.)
В это время учащиеся записывают домашнее задание.
Домашнее задание basangowa,marina@yandex
1.Изучить тему по §18. Cтр 217 Знать конспект - на «3».