kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дисперсные системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:  «ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ».

ЦЕЛЬ: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества.

Задачи:

Образовательные: изучить  дисперсные  системы, их классификацию, рассмотреть на конкретных примерах  суспензии, эмульсии, коллоидные растворы, рассмотреть значение дисперсных систем  для природы и человека.

Развивающие: продолжить развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием,

Воспитательная:  формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: урок – изучения  нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: компьютер, проектор, химический эксперимент,

  презентация.

 Оборудование и реактивы: химические стаканы, мел, глина, вода, масло

   подсолнечное, молоко, Na2 SiО3, крахмальный клейстер, освежитель воздуха, шампунь,

   зубная паста.

План  урока:

1.Организационная часть

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала

  -Понятие о дисперсных системах

  -Классификация дисперсных систем

  -Грубодисперсные системы (эмульсии, суспензии, аэрозоли)

 - Коллоидные растворы (золи, гели, пасты)

 - Значение коллоидных систем в жизни природы и общества

 4.Лабораторная работа.

5.Обобщение и выводы.

6. Итоги урока.  Домашнее задание

Ход урока.

Состояние чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное.

Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойство веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость, реакционную способность и т.д.  Следовательно, в природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы.

Запишем тему урока: «Дисперсные  системы».

Что же собой представляет дисперсная система?

Слайд №2 (дисперсные системы)

Д.С. – гетерогенные системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества.

То вещество, которое присутствует в большем количестве, называют дисперсной средой, а то которого меньше – дисперсной фазой.

                                                       Д.С.

Дисперсная фаза                                                      Дисперсная среда

(мелко раздробленное вещество)               (однороднове вещество, в котором

                                                                         Распределена  дисп. фаза )                   

Дисперсная среда и фаза могут находиться в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком, газообразном.

Классификация.  Слайд № 3,4 (классификация)

По величине частиц дисперсной фазы ситемы делят:

А) грубодисперсные (взвеси) – размер частиц фазы больше 100 нм.

     Они мутные, легко разделяются. Частицы фазы задерживаются

     обычными фильтрами.

Б) тонкодисперсные (коллоидные растворы) – размер частиц от 1-100 нм.

    Они прозрачные, полупрозрачные или непрозрачные, разделяются с трудом. Частицы  фазы задерживаются только ультрофильтрами.

В) истинные растворы – размер частиц менее 1 нм. Не задерживаются никакими фильтрами.

                                                    Д.С.










 

  Грубодисперсные                               Истинные растворы

      (взвеси)                          

(эмульсии, суспензии                               

             аэрозоли)           Тонкодисперсные

                                        ( коллоидные растворы)

                                             (золи, гели, пасты)                

Слайд № 5,6,7,8 (классификация по агрегатному состоянию) 

1. ДС в зависимости от сочетания агрегатного состояния  ДФ и ДС можно подразделить на 9 видов:

Дисперсионная среда

Дисперсионная фаза

газ

жидкость

Твердое вещество

Газ

Воздух, природный газ

Туман, попутный нефтяной газ

Дым, пыль, смог

Жидкость

Газировка, пена,

медицинские спреи.

Плазма крови, пищеварительный сок,

Строительные растворы. краски, клеи

Твердое вещество

Снежный наст, порошки, пористое тело

Мед, косметические средства, влажная почва, зубная паста.

Минералы, сплавы, цветное стекло, горные породы

Слайд № 9 (Грубодисперсные системы)

Эмульсии.

Среда и фаза – нерастворимые друг в друге жидкости.

Примеры: молоко, водоэмульсионные краски, бензин в воде, нефть.

Суспензии.

Среда – жидкость, фаза – нерастворимое твердое вещество.

Примеры: Строительные растворы, речной ил, глина в воде.

Аэрозоли.

Среда – воздух или газ, фаза – жидкое или твердое вещество.

Примеры: дым, туман, смог, пылевые  и песчаные бури,  освежители воздуха.

Слайд № 10 (коллоидные  растворы).

Золи.

Среда – жидкость, фаза – твердое вещество.

Примеры:  кровь, лимфа, цитоплазма, конторский клей, лаки, масляные краски, эмали, шампунь, ласьоны, духи, крахмальный клейстер.

При длительном хранении или при тепловой обработке, частицы дисперсной фазы могут укрупняться и выпадать в осадок. Это называют коагуляцией. При этом образуются  суспензии  или  более плотные системы – студни или гели.

Гели. Примеры: желе, мармелад, тела медуз, зефир, птичье молоко, сыр, заливное, гель для душу или для бритья, медицинские гели.

При  длительном  хранении  происходит  процесс отделения  жидкой  фазы   Это  называют  синерезисом.

Слайд № 11 (эффект Тиндаля)

Эффект  Тиндаля - рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне. Характерен для растворов коллоидных систем (например, золей металлов, разбавленных латексов, табачного дыма), в которых частицы и окружающая их среда различаются по преломления показателю. На этом основан ряд оптических методов определения размеров, формы и концентрации коллоидных частиц и макромолекул. Назван по имени открывшего его Дж. Тиндаля.

Слайд № 12 ( роль дисперсных систем)

Значение: 

Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.

Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды и т.д.  Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система.

             Лабораторная работа.

Цель: научиться  определять  дисперсные  системы.

Оборудование: штатив  для  пробирок,  пробирки,  пробиркодержатель,  спички,   спиртовка.

Реактивы: мел,  постное  масло,  крахмал,  вода.

                            Ход  работы.

Добавьте  воду  в  пробирки  с  мелом,  маслом  и  крахмалом.

Встряхните  пробирки.

Крахмал  с  водой  нагрейте. ( Что  образуется?)

Опишите  примеры  дисперсных  систем,  определите  дисперсную  среду  и  дисперсную  фазу,  вид  классификации  и  название  дисперсной  системы.

Результаты  оформите  в  виде  таблицы:

Примеры  дисперсных  систем

Внешний

 вид 

системы

Способность  осаждаться  или  разделяться

Дисперсная  среда

Дисперсная  фаза

Классификация  дисперсной

  системы

Название 

дисперс-

ной

системы

1.Мел  в

   Воде

2.

3.

                         Техника   безопасности.

  1. При  выполнении  лабораторной  работы  учащиеся  должны  соблюдать  общие  правила  техники  безопасности,  следить,  чтобы  вещества  не  попадали  на  кожу  лица  и  рук.  При  попадании  нужно  немедленно  смыть  их  большим  количеством  воды.
  2. Никакие  вещества  нельзя  пробовать  на  вкус.  Нюхать  вещества  можно, лишь  осторожно  направляя  к  себе  их  пары  легким  движением  руки, а  не наклоняться  к  сосуду  и  не  вдыхать  полной  грудью.
  3. Запрещается  самостоятельно  проводить  любые  опыты,  не  предусмотренные  в  данной  работе.

4.   При  проведении  нагревания, необходимо  строго  соблюдать  приемы  работы  со     спиртовкой  и  правила  безопасного  нагревания. Сначала  прогрейте  всю  пробирку  и  только  потом  -  ту  ее  часть, где  находится  вещество. Отверстие  пробирки  должно  быть  направлено  в  сторону  от  работающего  и  от  других.

      Гасить  спиртовку  можно  только  накрыв  ее  колпачком  сверху.

      5.   Категорически  запрещается:

__ зажигать  спиртовку  от  другой  спиртовки;

__ дуть  на  горящую  спиртовку.

__ оставлять  без  присмотра  горящую  спиртовку.

Обобщение  и  выводы.

Итак, на данном уроке мы с вами изучили более углубленно классификацию дисперсных систем, важность их в природе и жизни человека.

Однако следует отметить, что резкой границы между видами дисперсных систем нет. Классификацию следует считать относительной.

Например: Хлорид  железа (III) – это  раствор, но  при  нагревании  образует  коллоидный  раствор.

Домашнее  задание:  пар. 15, стр. 66-69.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дисперсные системы »

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение строительства.










Методические разработка по теме:


«Дисперсные системы».















Выполнила преподаватель: Пивкина Н.В.










г. Пенза.




ТЕМА: «ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ».


ЦЕЛЬ: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества.

Задачи:

Образовательные: изучить дисперсные системы, их классификацию, рассмотреть на конкретных примерах суспензии, эмульсии, коллоидные растворы, рассмотреть значение дисперсных систем для природы и человека.

Развивающие: продолжить развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием,

Воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: урок – изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: компьютер, проектор, химический эксперимент,

презентация.

Оборудование и реактивы: химические стаканы, мел, глина, вода, масло

подсолнечное, молоко, Na2 SiО3, крахмальный клейстер, освежитель воздуха, шампунь,

зубная паста.

План урока:

1.Организационная часть

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала

-Понятие о дисперсных системах

-Классификация дисперсных систем

-Грубодисперсные системы (эмульсии, суспензии, аэрозоли)

- Коллоидные растворы (золи, гели, пасты)

- Значение коллоидных систем в жизни природы и общества

4.Лабораторная работа.

5.Обобщение и выводы.

6. Итоги урока. Домашнее задание


Ход урока.

Состояние чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное.

Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойство веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость , реакционную способность и т.д. Следовательно, в природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы.


Запишем тему урока: «Дисперсные системы».


Что же собой представляет дисперсная система?

Слайд №2 (дисперсные системы)

Д.С. – гетерогенные системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества.

То вещество, которое присутствует в большем количестве, называют дисперсной средой, а то которого меньше – дисперсной фазой.



Д.С.





Дисперсная фаза Дисперсная среда

(мелко раздробленное вещество) (однороднове вещество, в котором

Распределена дисп. фаза )

Дисперсная среда и фаза могут находиться в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком, газообразном.

Классификация. Слайд № 3,4 (классификация)

По величине частиц дисперсной фазы ситемы делят:

А) грубодисперсные (взвеси) – размер частиц фазы больше 100 нм.

Они мутные, легко разделяются. Частицы фазы задерживаются

обычными фильтрами.

Б) тонкодисперсные (коллоидные растворы) – размер частиц от 1-100 нм.

Они прозрачные, полупрозрачные или непрозрачные, разделяются с трудом. Частицы фазы задерживаются только ультрофильтрами.

В) истинные растворы – размер частиц менее 1 нм. Не задерживаются никакими фильтрами.


Д.С.


Грубодисперсные Истинные растворы

(взвеси)

(эмульсии, суспензии

аэрозоли) Тонкодисперсные

( коллоидные растворы)

(золи, гели, пасты)


Слайд № 5,6,7,8 (классификация по агрегатному состоянию)

1. ДС в зависимости от сочетания агрегатного состояния ДФ и ДС можно подразделить на 9 видов:


Дисперсионная среда

Дисперсионная фаза

газ

жидкость

Твердое вещество

Газ

Воздух, природный газ

Туман, попутный нефтяной газ

Дым, пыль, смог


Жидкость

Газировка, пена,

медицинские спреи.

Плазма крови, пищеварительный сок,

Строительные растворы. краски, клеи

Твердое вещество

Снежный наст, порошки, пористое тело

Мед, косметические средства, влажная почва, зубная паста.

Минералы, сплавы, цветное стекло, горные породы


Слайд № 9 (Грубодисперсные системы)

Эмульсии.

Среда и фаза – нерастворимые друг в друге жидкости.

Примеры: молоко, водоэмульсионные краски, бензин в воде, нефть.


Суспензии.

Среда – жидкость, фаза – нерастворимое твердое вещество.

Примеры: Строительные растворы, речной ил, глина в воде.

Аэрозоли.

Среда – воздух или газ, фаза – жидкое или твердое вещество.

Примеры: дым, туман, смог, пылевые и песчаные бури, освежители воздуха.

Слайд № 10 (коллоидные растворы).

Золи.

Среда – жидкость, фаза – твердое вещество.

Примеры: кровь, лимфа, цитоплазма, конторский клей, лаки, масляные краски, эмали, шампунь, ласьоны, духи, крахмальный клейстер.


При длительном хранении или при тепловой обработке, частицы дисперсной фазы могут укрупняться и выпадать в осадок. Это называют коагуляцией. При этом образуются суспензии или более плотные системы – студни или гели.


Гели. Примеры: желе, мармелад, тела медуз, зефир, птичье молоко, сыр, заливное, гель для душу или для бритья, медицинские гели.

При длительном хранении происходит процесс отделения жидкой фазы Это называют синерезисом.


Слайд № 11 (эффект Тиндаля)

Эффект Тиндаля - рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне. Характерен для растворов коллоидных систем (например, золей металлов, разбавленных латексов, табачного дыма), в которых частицы и окружающая их среда различаются по преломления показателю. На этом основан ряд оптических методов определения размеров, формы и концентрации коллоидных частиц и макромолекул. Назван по имени открывшего его Дж. Тиндаля.


Слайд № 12 ( роль дисперсных систем)

Значение:

Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.

Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды и т.д. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система.


Лабораторная работа.

Цель: научиться определять дисперсные системы.


Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, пробиркодержатель, спички, спиртовка.


Реактивы: мел, постное масло, крахмал, вода.



Ход работы.


Добавьте воду в пробирки с мелом, маслом и крахмалом.

Встряхните пробирки.

Крахмал с водой нагрейте. ( Что образуется?)

Опишите примеры дисперсных систем, определите дисперсную среду и дисперсную фазу, вид классификации и название дисперсной системы.

Результаты оформите в виде таблицы:


Примеры дисперсных систем

Внешний

вид

системы

Способность осаждаться или разделяться

Дисперсная среда

Дисперсная фаза

Классификация дисперсной

системы

Название

дисперс-

ной

системы

1.Мел в

Воде








2.









3.










Техника безопасности.

  1. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать общие правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук. При попадании нужно немедленно смыть их большим количеством воды.

  2. Никакие вещества нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя к себе их пары легким движением руки, а не наклоняться к сосуду и не вдыхать полной грудью.

  3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.

4. При проведении нагревания, необходимо строго соблюдать приемы работы со спиртовкой и правила безопасного нагревания. Сначала прогрейте всю пробирку и только потом - ту ее часть, где находится вещество. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от работающего и от других.

Гасить спиртовку можно только накрыв ее колпачком сверху.

5. Категорически запрещается:

__ зажигать спиртовку от другой спиртовки;

__ дуть на горящую спиртовку.

__ оставлять без присмотра горящую спиртовку.


Обобщение и выводы.

Итак, на данном уроке мы с вами изучили более углубленно классификацию дисперсных систем, важность их в природе и жизни человека.

Однако следует отметить, что резкой границы между видами дисперсных систем нет. Классификацию следует считать относительной.

Например: Хлорид железа (III) – это раствор, но при нагревании образует коллоидный раствор.


Домашнее задание: пар. 15, стр. 66-69.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Дисперсные системы

Автор: Пивкина Надежда Валентиновна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "презентация к уроку химии в 11 классе "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-11-klassie-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "101687"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402426904"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Открытый урок "Дисперсные системы в профессии" (по профилю специальности)"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi_urok_dispiersnyie_sistiemy_v_profiessii_po_profiliu_spietsial_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "431452"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507531112"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "разработка открытого урока "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-otkrytogho-uroka-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "107710"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403382474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка по теме "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "230928"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442319046"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация к уроку "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "246513"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446391996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства