Методическая разработка по теме "Дисперсные системы"
Методическая разработка по теме "Дисперсные системы"
Данная методическая разработка учебного занятия предназначена для проведения урока по неорганической химии на тему «Дисперсные системы» по дисциплине «Химия» для студентов специальностей ПР-11.
Целью данного урока является ознакомление студентов с дисперсионными системами. Ключевым этапом данного урока классификация дисперсных систем является формирование у студентов понятие о единстве всего мира на примере дисперсных систем как одном из состояний вещества.
В ходе выполнения работы был сделан вывод, что использование дисперсных систем широко используется в природе и в производственных процессах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная методическая разработка учебного занятия предназначена для проведения урока по неорганической химии на тему «Дисперсные системы» по дисциплине «Химия» для студентов специальностей ПР-11.
Целью данного урока является ознакомление студентов с дисперсионными системами. Ключевым этапом данного урока классификация дисперсных систем является формирование у студентов понятие о единстве всего мира на примере дисперсных систем как одном из состояний вещества.
В ходе выполнения работы был сделан вывод, что использование дисперсных систем широко используется в природе и в производственных процессах.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………4
Содержание урока
1 Организационная часть …………………………………………………………….6
2 Формулирование темы урока… …………………………………………………...6
3 Актуализация урока… ……………………………………………………………..6
4 Повторение и обобщение изученного материала ………………………………...7
Курс химии среди других учебных предметов имеет огромное научно-познавательное значение и по праву занимает одно из ведущих мест в системе общего и среднего специального образования.
В данной работе представлена методическая разработка урока неорганической химии по теме «Дисперсные системы».
При изучении этой темы студенты приобретают первые представления о растворах и процессах растворения вещества в воде. Узнают, что истинные растворы, а также суспензии и эмульсии относятся к дисперсным системам. Области применения истинных растворов весьма обширны. Это промышленность и сельское хозяйство, медицина и быт. На уроке химии студенты убедились, что для проведения реакций между солями, кислотами, щелочами, используют водные растворы этих веществ.
Известно, что растения усваивают минеральные удобрения только в растворённом виде. Поэтому очень важно в целях получения высоких урожаев и защиты растений от вредителей и болезней уметь приготавливать растворы соответствующих веществ. На уроке была разобрана задача по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Цель и задачи урока – углубление и закрепление теоретических знаний, освоение и приобретение методов химического исследования, развитие творческих способностей, умения логически мыслить и обобщать результаты исследований, понимать и применять, химические знания в будущей профессиональной деятельности, в быту.
Жизнь – изумительный дар природы, но чтобы она приносила радость, нужно научиться трудиться с увлечением, стремиться облегчить свой труд и усовершенствовать его привычные формы.
Изучая тему «Дисперсные система» студенты применяют знания в других дисциплинах: биология. Они знают, что многие продукты питания (например молоко) представляют собой коллоидные растворы. Вещества в коллоидном состоянии используют в качестве катализаторов. Тонкоизмельченные краски обладают лучшей кроющей способностью. Хорошо измельчённые пищевые продукты быстрее усваиваются организмом.
В методической разработке предусмотрены следующие методы и приёмы: повторение, устный фронтальный опрос, решение упражнения, задачи, контроль знаний, индивидуальный опрос.
Данная методическая разработка поможет преподавателям химии при проведении занятия по теме «Дисперсные системы».
Содержание урока
1 Организационная часть
Целевая установка урока
Образовательные: дать представление о дисперсных системах в природе и в производственных процессах, знать явление коагуляции и описывать его причины; уметь приводить примеры дисперсных систем, характеризовать их свойства, сравнивать по структуре, объяснять причины большей или меньшей устойчивости; формировать понятие о единстве всего мира на примере дисперсных систем как одном из состояний вещества;
воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственности всех членов коллектива взаимопомощи, стремление к победе;
развивающие: развитие пространственных представлений, обзорного мышления, творческих способностей при решении упражнений.
Мотивация учебной деятельности
Пояснить студентам, что в природе и технике часто встречаются дисперсные системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества; знания полученные на данной теме, являются базовыми для изучения коллоидных растворов или золей.
2 Формулирование темы урока
2.1 Тема урока «Дисперсные системы».
Знание этой темы имеет не только научное применение, но и практическое значение в жизни.
2.1 Материальное обеспечение: таблицы, карточки.
2.2 Межпредметные связи: биология.
3 Актуализация урока
Разминка
Проверка знаний студентов по данной теме. Она проводится в виде устного опроса.
а) Чем объясняется направленность химической связи?
б) Какие ещё факторы влияют на направленность химической связи?
в) Какие характеристики химической связи вы знаете?
г) Дайте краткую характеристику каждой из них.
3.2 Решение упражнения.
Составьте формулу дихлорэтана. Определите тип связи, гибридизацию, формулу молекулы?
Повторение и обобщение изученного материала
4.1 Сообщение на тему «Дисперсные системы».
Приложение 1.
4.2 Индивидуальный опрос
Понятие о дисперсных системах:
а) Определение.
б) Примеры дисперсных систем.
в) Состав дисперсных систем:
вI – дисперсная среда;
вII – диспергированные вещества.
Виды дисперсных систем (дым, пыль, туман)
Решение задачи
Приготовьте 250 мл раствора 0,5 М NaOH. Для этого надо рассчитать массу гидроксида натрия, необходимого для приготовления раствора.
Дано: Решение:
250 мл р-ра 1) 1000 мл р-ра – 0,5 моль NaOH
См(NaOH)=0,5моль/л 250 мл р-ра – х моль NaOH
m(NaOH)-? или
v(NaOH)= 0,25 · 0,5моль/л = 0,125 моль
2) m(NaOH)= M · v = 5 г
В мерную колбу на 250 мл перенесите рассчитанную массу едкого натра, растворите в небольшом объёме дистиллированной воды и долейте воду до метки.
Молярная концентрация раствора связана с массовой долей растворённого вещества (выраженной в процентах) соотношением:
Проверка знаний (Тесты)
Между атомами элементов с атомами номерами 8 и 16 возникает
а) металлическая; в) ковалентная;
б) ионная; г) водородная.
Виды дисперсных систем?
а) грубодисперсные; в) тонкодисперсные;
б) малодисперсные; г) толстодисперсные.
Что относится к грубодисперсным системам?
а) щёлочи; в) глицерин;
б) суспензии; г) эмульсии.
Что относится к тонкодисперсным системам?
а) коллоидные р-ры; в) истинные р-ры;
б) щелочные р-ры; г) кислотные р-ры.
Внешний вид дисперсных систем
а) мутные; в) прозрачные;
б) красные; г) оранжевые.
4.5 Устный фронтальный опрос
Коллоидные растворы:
а) Понятие о коллоидных растворах.
б) Примеры коллоидных растворов.
в) Свойства коллоидных растворов:
вI – прозрачность;
вII – устойчивость;
вIII – коагуляция (её причины).
г)Распространение коллоидных растворов в природе и их роль в физиологических процессах.
2. Объявить оценки студентам, прокомментировать, сделать замечания, высказать пожелания.
7 Заключение
Приведённые в работе примеры и задачи подобраны не только с целью закрепления теоретического материала по данной теме, но и с целью раскрытия широких возможностей применения полученных знаний при изучении других дисциплин и в быту.
Где бы не трудились выпускники, им необходимо владеть основными знаниями дисперсных систем, так как широко используется распространение коллоидных растворов в природе, медицине и других химических процессах.