Открытый урок "Дисперсные системы в профессии" (по профилю специальности)
Открытый урок "Дисперсные системы в профессии" (по профилю специальности)
План-конспект открытого урока по химии
в группе по профессии «Повар, кондитер».
Тема: Дисперсные системы. Значение дисперсных систем в профессии повара, кондитера.
Характеристика темы:
Специальность: повар, кондитер, 2 часа базовых (Понятие о дисперсных системах; Значение дисперсных систем) и вспомогательные (Растворы. Решение задач на растворы. МДК- применение дисперсных систем в профессии и т.д.) Следовательно реализуется принцип профессиональной направленности, как эффективное средство оптимизации обучения, в том числе, если оно способствует формированию профессиональной направленности личности.
Цель:
Образовательная:
1. Сформулировать понятие дисперсной системы;
2. Познакомить с классификацией дисперсной системы;
3. Привлечь внимание студентов к дисперсным системам большой практической значимости в профессии: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
4. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
Развивающая:
1. Развивать умение использовать химическую терминологию;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обо
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Дисперсные системы в профессии" (по профилю специальности)»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ
естественно-научного цикла, в группе по профессии «Повар, кондитер»
ТЕМА: ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ. РАСТВОРЫ
Подготовила и провела преподаватель Карпенко Светлана Максимовна
Лабинск 2017
План-конспект открытого урока по химии
в группе по профессии «Повар, кондитер».
Тема: Дисперсные системы. Значение дисперсных систем в профессии повара, кондитера.
Характеристика темы:
Специальность: повар, кондитер, 2 часа базовых (Понятие о дисперсных системах; Значение дисперсных систем) и вспомогательные (Растворы. Решение задач на растворы. МДК- применение дисперсных систем в профессии и т.д.) Следовательно реализуется принцип профессиональной направленности, как эффективное средство оптимизации обучения, в том числе, если оно способствует формированию профессиональной направленности личности.
Цель:
Образовательная:
Сформулировать понятие дисперсной системы;
Познакомить с классификацией дисперсной системы;
Привлечь внимание студентов к дисперсным системам большой практической значимости в профессии: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
Развивающая:
Развивать умение использовать химическую терминологию;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
Развивать интересы, способности личности;
Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
Совершенствовать коммуникативные умения студентов в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность обучающихся.
Воспитательная:
Продолжить развитие познавательных интересов студентов;
Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Методическая:
1.Совершенствование организации учебного процесса, повышение педагогического мастерства.
2. Совершенствование навыков проведения интегрированных уроков в соответствии с современными требованиями к уроку по ФГОС
Тип урока:
Комбинированный урок
Форма урока:
Проблемный урок с элементами исследования.
Методы, приемы проблемно-эвристического обучения:
Проблемное изложение (словесные и наглядные методы с использованием компьютерных технологий)
Поисковая (эвристическая) беседа
Самостоятельная поисковая работа обучающихся с учебной и научно-популярной литературой, интернет ресурсами, подготовка презентаций, сообщений, составление опорных конспектов, создание слайдовых презентаций
Исследовательская деятельность обучающихся (метод лабораторно-практического
Развитие компетенций у студентов:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
3. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
Подготовка к уроку: За 2 недели до проведения, группа получает задание самостоятельно проработать вопросы по теме (обозначенной в плане урока) и разделиться на 3 подгруппы-отделы: «Экономический», «Технологический», «Экологический». Каждая группа назначает начальника отдела и более детально прорабатывает свою часть теоретических вопросов( в соответствии с названием отделов) составляют опорные конспекты, сообщения, создают слайдовые презентации;
Ход урока:
І. Организационный момент. Подготовка группы к уроку. Психологический настрой. Представлены начальники отделов и озвучены цели и задачи.
II. Изучение нового материала:
(На доске) Дисперсная система
Дисперсионная среда Дисперсная фаза
Преподаватель- Мы живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Туман, пыль, снег – все это не только случайные неприятности, но и примеры дисперсных систем. В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко распределена в дисперсионной среде. (запись в тетради). Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости, о них мы и поговорим подробнее. Перед вами на столе находится коллекция дисперсных систем, попытайтесь классифицировать эти системы на группы.
Демонстрация: растворы уксусной кислоты, спирта, воды и коллоиды растворы. Во вступительном слове обосновывается необходимость изучения дисперсных систем, подчеркивается, что дисперсные системы – это не отдельный класс веществ, как думали раньше, столкнувшись с коллоидными системами(яичный белок, белок сои и др. ), а состояние веществ, но не агрегатное, а состояние раздробленности вещества, обуславливающее его свойства. Проведем маленький эксперимент, не забывая о технике безопасности, при работе с растворами.
1 группа - смесь растительного масла с водой.
2 группа - раствор сахара с водой
3 группа - раствор белка
4 группа - раствор мыла
5 группа - смесь силикатного клея и воды
6 группа - смесь молока с водой
Каждая группа работает согласно эксперименту. Данные растворы и смеси смешивают с водой, которая налита в химические стаканы и тщательно перемешивают стеклянной палочкой.Что вы наблюдаете?
У одних растворы прозрачные, у других мутные, у некоторых вообще не растворяются данные вещества. Значит, мы получили однородные и неоднородные системы. Однородные - это гомогенные системы, рассматриваем примеры по проведенным экспериментам. Неоднородные -это гетерогенные системы, также рассматриваем примеры.
Работу продолжает « Экономический отдел» Разъясняется значение термина «дисперсный», даются определения дисперсной системы, дисперсной фазы, дисперсионнойной среды, демонстрируют слайды. Предлагает решить задачу(приложение№1) (запись в тетради). Отмечается, что дисперсные системы окружают нас повсюду. Работу продолжает «Технологический отдел» Разъясняется значение дисперсных систем, для приготовления продуктов питания, напитков, сладостей (Приложение №2).
Преподаватель-Как же отличить коллоидный раствор от истинного? Демонстрируется Эффекта Тиндаля. (запись в тетради). Путем долгих исследований в 1869 г. Тиндаль наблюдал образование светящегося конуса при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем, что более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы золя отражают свет от своей поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось.
Завершает работу « Экологический отдел» Предостерегая о вреде некоторых дисперсных систем на здоровье человека- чад от пережаренного масла, смог от пыли и муки и т.д.(Приложение№3)
Закрепление изученного материала и контроль знаний.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое дисперсные системы и из чего они состоят?
2 Какие виды дисперсных систем существуют?
3.Что такое дисперсная фаза?
4.Что такое дисперсионная среда?
5.Может ли повар не использовать дисперсные системы в работе ? Почему?
6. Может ли кондитер не использовать дисперсные системы в работе ? Почему?
Рефлексия Сформировалось ли у вас представление о дисперсных системах и их значении? Что узнали нового? Материал показался сложным, интересным, познавательным, простым или скучным?
Самостоятельная внеаудиторная работа
Цель работы: Исследовать выбранные дисперсные системы и классифицировать их, используя таблицу 2.3 с.48 учебника, не забывая о технике безопасности.
Работу оформить в виде таблицы и сдать преподавателю
№ системы и название
Свойства системы: запах, цвет, прозрачность, консистенция, эффект Тиндаля
Вывод: принадлежность к определенному типу систем, название образца, область применения
ПРИЛОЖЕНИЕ№1« Экономический отдел»
Слайдовая презентация «Дисперсные системы рядом»
Дисперсная система – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически. Действительно, понятие «дисперсные системы» образовано от латинского слова «Диспергирование» - измельчение, дробление, рассеивание. (запись определения в тетради). Одно и то же вещество может быть раздроблено по-разному. В зависимости от степени раздробленности образуются различные системы.
Задача 1 (решение в тетрадях с проверкой на доске)
В овечьем молоке содержится до 5-6 % белков. Сколько овечьего сыра со средним
содержанием белков 42% можно получить из 500 кг овечьего молока, если выход продукта составляет 65%?
Решение:
m (белка в молоке)=500 х 0,06=30кг.
m (сыра)=30 х 100/42 * 0,65=46,42кг.
Ответ:46,42 кг. сыра
Сливки – более концентрированная эмульсия по сравнению с молоком.
Маргарин – концентрированная эмульсия типа В/М в которой дисперсной фазой является вода, а дисперсной средой – пищевой жир.
Майонез – концентрированная эмульсия растительного масла типа М/В, где дисперсной средой является вода, содержащая яичный желток, уксус, горчицу, сахар, специи. В его состав входят прямая и обратная эмульсии: в большей степени В/М и, отчасти, М/В.
Кремы – применяются для отделки кондитерских изделий и имеют различный состав.Масляные кремы получают взбиванием сливочного масла с сахарным сиропом с добавлением молока и яиц.Белковые кремы получают из белков, растворов сахара и агар – агара. Подобные кремы представляют собой концентрированную прямую эмульсию типа М/В.
ПРИЛОЖЕНИЕ№2«Технологический отдел»
Слайдовая презентация «Дисперсные системы на службе повара и кондитера»
Некоторые пищевые продукты (хлеб, мука и другие) являются простыми дисперсными системами, то есть в них раздробленные и непрерывные части системы состоят из одной фазы. Однако чаще встречаются сложные дисперсные системы, состоящие из трех и более фаз. Само раздробленное вещество (дисперсная фаза), может быть многофазовая.
Следующий отличительный признак, по которому классифицируются все дисперсные системы, является – размер частиц. Обычно принято использовать величину, обратную размеру частиц, называемую дисперсность.
Характеристика некоторых пищевых продуктов как дисперсных систем твердо-жидкие Фруктовый сок, производство сахара, расплавленные шоколадные и конфетные массы Консервы, сахарное производство безалкогольных напитков, кондитерская
жидко-газовые Сырье (зерно и т.д.) Практически любая минерализованная газированная вода.
эмульсией является молоко – стабилизированная животными белками эмульсия жиров в воде. Молоко является сырьем молочной промышленности и служит для получения множества молочных продуктов – сливок, простокваши, сметаны, масла, сыра и т. д. Природными эмульсиями являются также яичный желток, млечный сок растений. В тесто жиры вводят в виде эмульсии типа М/В, что значительно улучшает качество хлеба и хлебобулочных изделий.
Пасты и гели представляют собой, по сути однотипную дисперсную систему, типа твердо-жидкая. Данная система отличается размерами и концентрацией частиц дисперсной фазы.
Золи – являются коллоидными растворами и относятся к высокодисперсным системам. - Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студеньВ зависимости от дисперсионной среды различают гидро золи органозоли, пирозоли.
Золи: мука (частицы муки коллоидных размеров), крахмальная патока (фруктоза), вино и вино материалы (белки, дрожжи, микроорганизмы), томатный сок (пектины, частицы мякоти томата), овощные и фруктовые соки (частицы исходного сырья, пектины).
Суспензии часто получаются в процессе приготовления пищи. Суспензии используются для некоторых технологических процессов (отбеливание растительного масла основано на использовании суспензии).
Экология на кухне подразумевает использование утвари и бытовых предметов из натуральных материалов, нейтрализацию техногенного загрязнения (бытовое облучение, токсические вещества, ядовитые элементы: кадмий, алюминий, свинец, ртуть), очищение воды от примесей и микробов, очищение воздуха от газов и скопления копоти. Не секрет, что чем чище вода, тем благотворнее она влияет на организм человека. И приготовленное блюдо с использованием чистой воды становится вкуснее. Поэтому лучше всего пользоваться родниковой водой, но только в том случае, если вы полностью уверены, что она не загрязнена проникающими в водоносный слой сточными и грунтовыми водами. Особенно это относится к родникам, бьющим в черте города. Или используйте способы очищения воды в домашних условиях. Особенно остро встает вопрос очищения воздуха, если на кухне газовая плита. Ведь природный газ негативно влияет на организм человека, скапливаясь в легких, более того на потолке и стенах остается копоть. Например, в пищевых блоках по требованиям техники безопасности нельзя работать поварам и готовить пищу для посетителей, если не установлена вентиляция воздуха ресторана, будьте осторожны при просеивании муки, частички скапливаются в легких, А смог, висящий над крупнейшими городами мира - также аэрозоль с твердой и жидкой дисперсной фазой. Жители населенных пунктов вблизи цементных заводов страдают от всегда висящей в воздухе цементного сырья и продукта его обжига - клинкера. Аналогичные вредные аэрозоли - пыли имеются и в городах с металлургическим производствами.
Отдых с пользой:
1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия)
2. Как превратить летательный аппарат и остатки от горения в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Аэростат и зола– аэрозоль).
3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный).
4. Из названий степного грызуна +…для бритья +зия составьте название жидкости со взвешенными в ней твёрдыми частицами. (Суслик, Пена - суспензия).
Список литературы:
Габриелян, О. С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях 11 класс [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. - 3-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2015. - 303 с.
Габриелян, О. С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова. - 3-е изд. - М. : Дрофа, 2015. - 399 с.
3. Габриелян, О. С. Химия. [Текст] : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дрофа, 2006.-411 с.
4. Габриелян, О. С. Химия: органическая химия [Текст] : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. А. Карпова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 368 с.
5. Денисова В. Г. Химия 11 класс: Поурочные планы [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / В. Г Денисова :- Волгоград.: «Учитель», 2003. – 208.
6. Общая химия [Текст] : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О. С. Габриелян [и др.]. - М. : Просвещение, 2005. - 384 с.
7. Химия. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян [и др.]. - 7-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 300 с.