kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Биологически активные соединения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о витаминах как биологически активных соединениях, рассмотреть классификацию и обозначения витаминов, ввести понятия об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах, проанализировать влияние витаминов на организм человека. 2. Способствовать здоровьесберегающему воспитанию, воспитанию самостоятельности и ответственности, интереса к предмету. 3. Развивать память, воображение, мыслительные способности, расширять кругозор учащихся. Тип урока: комбинированный Оборудование: слайдовая презентация, лекарственные препараты (витамины), наглядные пособия (картинки фруктов, овощей, продуктов), стенд с дополнительнойинформацией по витаминам, пробирки, химические стаканы, пипетка. Реактивы: хлорид железа (3), 5%-ный раствор иода, раствор брома, вода. Ход урока. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный день: на уроке присутствует много гостей. И урок наш тоже необычный, нетрадиционный: урок-презентация. Мои помощники – учащиеся 11класса. Вместе с ними мы подготовили для вас богатый и интересный материал к сегодняшней теме. А тема у нас «Биологически активные соединения». Она рассчитана на несколько уроков. Сегодня первый урок «Витамины». Эпиграфом к нашему уроку будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Сегодня мы узнаем, что это за вещества – витамины, как они классифицируются, какое у них химическое название и нужны ли они организму человека? Запишите в тетрадях тему урока и три главных вопроса, на которые вы ответите в конце урока: Биологически активные соединения. Витамины. 1. Витамины – источники жизни? 2. Где живут витамины? 3. Может ли человек прожить без витаминов? Задание: у каждого из вас на столе лежит листок с подготовленной таблицей «Витамины – источники жизни», которую нужно заполнить. Посмотрите, таблица включает пять разделов. В первом уже указаны витамины. Во втором вы напишете химическое название каждого из данных витаминов, в третьем –растворимость (в воде или в жирах), в четвертом укажете продукты, наиболее богатые этим витамином, в пятом – какие заболевания развиваются при недостатке данного витамина. Всю информацию вам предоставят учащиеся 11класса. Итак, будьте внимательны, слушайте и заполняйте таблицу. (Выступления учащихся 11класса, заполнение таблицы учащимися 10класса, таблички с химическим названием витаминов вывешиваются на стенде.) Результаты социологического опроса: Учащимися 11кл проведен социологический опрос внутри нашей школы. Приняли участие учителя и учащиеся 5-11 классов (всего 45 человек). Были заданы следующие вопросы: Часто ли вы болеете? Если вы простудились, считаете ли вы необходимым принимать витамины? В какое время года нужно принимать витамины? Как вы думаете, чаще болеет тот, кто принимает витамины или тот, кто не принимает витамины? Кому больше нужны витамины: детям, взрослым, пожилым людям, всем. Какие продукты вы используете в пищу, чтобы в организме был достаток витаминов? После проведения анализа опроса выяснилось, что: 67% опрошенных болеют редко (это 2/3 от всего количества), 15,4% - болеют очень редко, 17,6% - болеют часто. Считают необходимым принимать витамины, если заболели – 81,4%. Считают необходимым постоянно принимать витамины -50,6%, принимать весной и осенью – по 28,6% Думают, что чаще болеет тот, кто не принимает витамины -85,8% Считают, что витамины нужны всем – 72,3%, а особенно детям -100%. Считают, что особенно богаты витаминами такие продукты, как овощи и фрукты – 96,8%, молоко – 66%, мясо – 61,4%. Вывод: витамины нужны всем, они защищают нас от заболеваний, помогают организму правильно расти и развиваться. А теперь давайте посмотрим, действительно ли продукты содержат витамины? (Проведение опытов на обнаружение витаминов в продуктах)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Биологически активные соединения» »

Урок по теме «Биологически активные соединения»

10 класс

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о витаминах как биологически активных соединениях, рассмотреть классификацию и обозначения витаминов, ввести понятия об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах, проанализировать влияние витаминов на организм человека.

  2. Способствовать здоровьесберегающему воспитанию, воспитанию самостоятельности и ответственности, интереса к предмету.

  3. Развивать память, воображение, мыслительные способности, расширять кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • слайдовая презентация,

  • лекарственные препараты (витамины),

  • наглядные пособия (картинки фруктов, овощей, продуктов),

  • стенд с дополнительнойинформацией по витаминам,

  • пробирки, химические стаканы, пипетка.

Реактивы:

  • хлорид железа (3),

  • 5%-ный раствор иода,

  • раствор брома,

  • вода.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас необычный день: на уроке присутствует много гостей. И урок наш тоже необычный, нетрадиционный: урок-презентация.

Мои помощники – учащиеся 11класса. Вместе с ними мы подготовили для вас богатый и интересный материал к сегодняшней теме. А тема у нас «Биологически активные соединения». Она рассчитана на несколько уроков. Сегодня первый урок «Витамины».

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Сегодня мы узнаем, что это за вещества – витамины, как они классифицируются, какое у них химическое название и нужны ли они организму человека?

Запишите в тетрадях тему урока и три главных вопроса, на которые вы ответите в конце урока:

Биологически активные соединения. Витамины.

  1. Витамины – источники жизни?

  2. Где живут витамины?

  3. Может ли человек прожить без витаминов?

Задание: у каждого из вас на столе лежит листок с подготовленной таблицей «Витамины – источники жизни», которую нужно заполнить. Посмотрите, таблица включает пять разделов. В первом уже указаны витамины. Во втором вы напишете химическое название каждого из данных витаминов, в третьем –растворимость (в воде или в жирах), в четвертом укажете продукты, наиболее богатые этим витамином, в пятом – какие заболевания развиваются при недостатке данного витамина. Всю информацию вам предоставят учащиеся 11класса. Итак, будьте внимательны, слушайте и заполняйте таблицу.

(Выступления учащихся 11класса, заполнение таблицы учащимися 10класса, таблички с химическим названием витаминов вывешиваются на стенде.)

Результаты социологического опроса:

Учащимися 11кл проведен социологический опрос внутри нашей школы. Приняли участие учителя и учащиеся 5-11 классов (всего 45 человек). Были заданы следующие вопросы:

  • Часто ли вы болеете?

  • Если вы простудились, считаете ли вы необходимым принимать витамины?

  • В какое время года нужно принимать витамины?

  • Как вы думаете, чаще болеет тот, кто принимает витамины или тот, кто не принимает витамины?

  • Кому больше нужны витамины: детям, взрослым, пожилым людям, всем.

  • Какие продукты вы используете в пищу, чтобы в организме был достаток витаминов?

После проведения анализа опроса выяснилось, что:

  • 67% опрошенных болеют редко (это 2/3 от всего количества), 15,4% - болеют очень редко, 17,6% - болеют часто.

  • Считают необходимым принимать витамины, если заболели – 81,4%.

  • Считают необходимым постоянно принимать витамины -50,6%, принимать весной и осенью – по 28,6%

  • Думают, что чаще болеет тот, кто не принимает витамины -85,8%

  • Считают, что витамины нужны всем – 72,3%, а особенно детям -100%.

  • Считают, что особенно богаты витаминами такие продукты, как овощи и фрукты – 96,8%, молоко – 66%, мясо – 61,4%.

Вывод: витамины нужны всем, они защищают нас от заболеваний, помогают организму правильно расти и развиваться.

А теперь давайте посмотрим, действительно ли продукты содержат витамины? (Проведение опытов на обнаружение витаминов в продуктах)

      1. Тема исследования: «Обнаружение витаминов в продуктахпитания»

Цель: исследовать некоторые продукты питания на содержание витаминов

Реактивы: хлорид железа (3), 5%-ный раствор иода, раствор брома, вода.

Оборудование: пробирки, химические стаканы, пипетка.

Ход исследования:

1.Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1%-ного раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

2.Определение витамина С в яблочном соке.

Налить в пробирку 2 мл сока и добавить воды на 10 мл. Затем влить немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавлять 5%-ный раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только иод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

3.Определение витамина Д в курином желтке.

В пробирку с 1 мл куриного желтка прилить 1 мл брома. При наличии витамина Д появляется зеленовато-голубое окрашивание.

Вывод: данные продукты содержат витамины.

Учащиеся 11 класса подготовили для вас презентацию и буклет по изучаемой теме. Давайте посмотрим. (Просмотр презентации и буклета через мультимедиапроектор).

Итак, сегодня мы с вами изучили биологически активные вещества – витамины. Какой же вы сделаете вывод по уроку?

Ответ:

  1. Витамины – источники жизни.

  2. Витамины содержатся во всех продуктах.

  3. Без витаминов человек прожить не сможет. Они ему жизненно необходимы.

Всем спасибо. Урок закончен.

Используемая литература.

  1. О.С.Габриелян. Химия, 10кл. Дрофа, М. 2005г

  2. Л.И.Назарова. Организация проектной деятельности по химии в 10 классе. Волгоград, 2005г.

  3. Н.К.Солопова, О.В.Селиванова, С.В.Черникова. Технология организации уроков химии и биологии по проектной методике. Тамбов, 2007г.

  4. Н.В.Ширшина. Химия. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2007г.

  5. Химия в школе. Научно-методический журнал. 2006-2008гг.

Приложение 1

Витамины. Общая характеристика.

Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве необходимого её компонента. Их недостаток или отсутствие в организме вызывают гиповитаминозы и авитаминозы. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Людям еще в глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжелых заболеваний (бери-бери, «куриная слепота», цинга, рахит), но только в 1880г русским ученым Н.И.Луниным была экспериментально доказана необходимость неизвестных в то время компонентов пищи для нормального функционирования организма. Свое название (витамины) они получили по предложению польского биохимика К.Функа (от лат. vita – жизнь). В настоящее время известно более тридцати соединений, относящихся к витаминам.

Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А,В,С,Д и т.д.), что сохранилось и до настоящего времени. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания.

Витамин А (ретинол)

(жирорастворим)

Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз – родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – «куриная слепота». Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото- и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов. Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке. В растительных продуктах – моркови, абрикосах, томатах, содержится каротин – вещество, из которого витамин А может быть синтезирован в нашем организме. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов со сметаной, майонезом, растительным маслом.

Витамин В1 (тиамин)

(водорастворим)

В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает «оковы». В конце концов наступал паралич и смерть. Еще за 20лет до Экмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1. Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день. Содержится витамин В1 в семенах бобовых растений, а также в семенах злаков – но в основном в их зародышах и в оболочках. В очищенном, обработанном зерне этого витамина остается очень мало. Кроме того, витамина В1 много в дрожжах, в яичном желтке, в печени. При дефиците В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца. Кроме В1 к группе витаминов В относятся В2, В3, В5, В6, В9, В12, В15. Из витаминов этой группы в организме образуются ферменты, принимающие важное участие в обмене веществ.

Витамин С (аскорбиновая кислота)

(водорастворим)

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Болезнь назвали цингой. В команде Васко Да Гама, открывшего в 15 веке морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741г, героя-полярника Г.Я.Седова в 1914г и многих, многих других. Основными и надежными поставщиками витамина С являются облепиха, черная смородина, сладкий красный перец, апельсин, лимон, мандарин… Все это, в основном, растения, имеющие кислый вкус. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во множестве других важных процессов в организме. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, неполноценном питании, при выполнении тяжелой работы и во время заболеваний.

Витамин Д (кальциферол)

(жирорастворим)

Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека.

Особенно важную роль витамин Д играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит. У взрослых при отсутствии витамина Д развивается заболевание остеопороз (размягчение костей). Дети и взрослые витамин Д получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, в молоке, в сливочном масле. В растительных продуктах готового витамина, как правило, нет. Витамин Д может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце. Витамин Д почти не разрушается при кулинарной обработке.

Витамин Е (токоферол)

(жирорастворим)

Биологически активные свойства токоферола ученые установили в 30-е годы 20 века. Долгое время токоферол оценивали как витамин размножения. Токоферол был открыт американскими учеными Ивенсом и Бишопом, которые указали, что листья салата содержат вещество типа витамина, необходимое для сохранения нормальной способности животных к размножению. Независимо от них в 1924 году другой ученый Шур провел аналогичное исследование и назвал обнаруженный им продукт витамином Е. На сегодняшний день известно, что токоферол – это светло-желтая вязкая жидкость, не растворимая в воде. В организме токоферол улучшает потребление кислорода тканями, регулирует свертывающие свойства крови, стимулирует рост новых капилляров. При недостатке витамина Е возникают бесплодие, мышечная дистрофия, некроз печени. При отсутствии витамина Е в организме наблюдаются повышение проницаемости и ломкости капилляров, изменения в нервных клетках, поражение печени. Из пищевых продуктов витамином Е наиболее богаты растительные масла, особенно соевое, хлопковое, кукурузное, подсолнечное.

Приложение 2

Социологический опрос

Учащиеся 11класса проводят опрос среди учителей и учащихся 5-11 классов для открытого урока по теме «Витамины – источники жизни!».

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы (обведите кружком ответ, который считаете правильным, или несколько ответов):

1. Часто ли вы болеете?

А) часто

Б) редко

В) очень редко

2. Если вы простудились, считаете ли вы необходимым принимать витамины, чтобы быстрее выздороветь?

А) да

Б) нет

В) не обязательно

3. В какое время года нужно принимать витамины?

А) весной

Б) зимой

В) осенью

Г) всегда

4. Как вы думаете, чаще болеет тот,

А) кто принимает витамины регулярно

Б) кто не принимает витамины

5. Как вы считаете, кому больше всех необходимы витамины?

А) детям

Б) взрослым

В) пожилым людям

Г) всем



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Биологически активные соединения»

Автор: Зубкова Тамара Сергеевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Консультация для педагогов «Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей»"
    ["seo_title"] => string(121) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-vliianiie-dvighatiel-noi-aktivnosti-na-psikhichieskoie-i-fizichieskoie-zdorov-ie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "252788"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447440421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "для родителей. "ВИТАМИНЫ и их биологическая роль" "
    ["seo_title"] => string(53) "dlia-roditieliei-vitaminy-i-ikh-biologhichieskaia-rol"
    ["file_id"] => string(6) "128455"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415518679"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "АТФ. И другие органические соединения."
    ["seo_title"] => string(41) "atfidrughiieorghanichieskiiesoiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "262104"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449253464"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Витамины, их классификация и роль в организме человека""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_khimii_v_10_klassie_profil_nyi_urovien_po_tiemie_vitaminy_ikh"
    ["file_id"] => string(6) "417906"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495531027"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Наше питание"
    ["seo_title"] => string(15) "nashie_pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "421183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1496998700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства