kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Витамины, их классификация и роль в организме человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой по химии (профильный уровень) и является одним из уроков темы "Биологически активные соединения" Урок имеет практическую направленность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Витамины, их классификация и роль в организме человека"»

Урок химии в 10 классе (профильный уровень) по теме: «Витамины, их классификация и роль в организме человека»


Новак Татьяна Саввовна,

учитель химии

ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7»,

специалист высшей категории

 +38095-339-22-17

[email protected]



Аннотация: конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой по химии, составленной на основе Временного компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и является одним из уроков общей темы: «Биологически активные соединения».

Цели урока:

  • изучить витамины как определенную группу органических веществ; дать их классификацию; выяснить роль витаминов в организме; освоить методику выявления витаминов на примере витамина С; дать понятие о витаминных препаратах; дать практические советы по сохранению витаминов в пище;

  • развивать внимание, память, умение работать с дополнительной литературой, развивать логическое мышление, умение анализировать учебный материал и делать выводы, продолжать формировать практические умения работы с химическими препаратами;

  • воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, внимательно слушать других, уметь убеждать, основываясь на научных знаниях,



Планируемые результаты:

учащиеся получат представление о жиро- и водорастворимых витаминах, нахождении их природе; научатся давать рекомендации по предупреждению авитаминозов, сохранению витаминов в продуктах питания и могут использовать полученные на уроке знания в повседневной жизни.

Формы работы: учебная лекция, фронтальная и индивидуальная работа, практическая работа.

Оборудование и реактивы: таблица «Витамины в продуктах питания», материалы теста для выявления авитаминоза, лабораторный штатив с пробирками, яблочный сок натуральный, яблочный сок прокипяченный, раствор йода с крахмалом.

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие вещества мы изучили в предыдущей теме?

- азотсодержащие органические соединения и, в частности, амины.

2. Проанализировав термин «витамины» скажите, что связывает предыдущую тему с темой сегодняшнего урока?

Витамины (от латинского ⱱita- жизнь и амины, то есть вещества, содержащие аминогруппу) - низкомолекулярные органические соединения, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. Термин (витамины) предложил польcкий биохимик К. Функ.

3.Скажите, все ли витамины содержат аминогруппу? (работа с учебником, с.242, рис.43 «Витамины в продуктах питания»)

Действительно, витамины - органические вещеcтва различной химической природы. Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, B, C, D и т.д.), что сохранилось до настоящего времени. По растворимости в воде или жирах все витамины делят на две группы:

  • водорастворимые1, В2, В6, РР, С и др.)

  • жирорастворимые (А, Е, D, К).

4. Как вы думаете, с чем связано влияние витаминов на протекание процессов обмена веществ?

ІІ. Изучение нового материала

1этап. Вводная лекция.

Все обменные процессы, протекающие в организме человека, представляют собой сложные химические превращения и могут осуществляться только при участии ферментов - биологических катализаторов. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними влияют на обмен веществ. Но, в отличие от ферментов, большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека и поступают только с пищей. В связи с этим существуют понятия: авитаминоз- отсутствие того или иного витамина в организме. гиповитаминоз- недостаток витаминов в организме;

гипервитаминоз- избыток потребления витаминов.

Понятно, что ни одно из этих явлений не является нормой. Выяснить причины этих нарушений, признаки их проявления и способы устранения этих нарушений – одна из задач нашего урока.

2этап. Индивидуальная работа учащихся.

Учащиеся работают с § 29 учебника (Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тетерина. – М.: Дрофа, 2002.) и заполняют таблицу

Витамин

Признаки гиповитаминоза

Содержание в продуктах

Аскорбиновая кислота

( витамин С)

кровоточивость десен (цинга), понижение сопротивляемости организма к инфекциям

черная смородина, лимон, шиповник

Витамины группы В

«болезни цивилизации»: неврозы, тучность, ожирение, ранний атеросклероз, гипертония

хлеб грубого помола, овсяная крупа, печень, яичный желток

Ретинол (витамин А, витамин роста)

нарушается зрение, понижается сопротивляемость организма к инфекциям, задерживается рост и развитие организма

морковь, красный перец, абрикосы, печень, яичный желток, масло, молоко

Кальциферол

(витамин D, противорахитический)

развивается рахит- заболевание, связанное с нарушением процессов окостенения, вызывает мышечную слабость

рыбий жир, яичный желток, молоко, а также образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца.

По ходу работы комментируем записи, делаем выводы о значении витаминов в жизни человека. Делаем вывод о необходимости использования в пищу больше зелени, овощей, фруктов.

З этап. Тестирование

Тест «Есть ли у тебя авитаминоз?»

отвечать «да» или «нет»

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

  2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

  3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

  4. Свойственны ли вам весенняя раздражительность, утомляемость?

  5. Ваши кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом?

  6. Возникают ли весной проблемы с пищеварением?

  7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

  8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

  9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

  10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Анализ и выводы по результатам тестирования.

(каждый ответ «да» - 1балл, «нет» - 0 баллов)

0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.

1-2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3-5 баллов. Небольшой витаминный голод налицо.

6-6 баллов. Авитаминоз-фон вашей жизни.

9-10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни и характер питания.

Вывод: В случае появления признаков авитаминоза необходимо усилить пищевой рацион свежими овощами, фруктами, зеленью. В случае необходимости применять поливитамины.



4 этап. Рекомендации по сохранению витаминов в пище (сообщение учащихся)

  • Овощи лучше опускать в кипящую воду.

  • Добавление соли, сахара, лимонного и томатного соков, уксуса способствуют сохранению витамина С.

  • Фрукты и овощи (особенно зелень) очень чувствительны к свету, поэтому не стоит оставлять продукты на столе.

  • Используйте эмалированную посуду при варке овощей.

  • Выбирайте способы приготовления, при которых овощи варятся целыми, а еще лучше - в кожуре.

  • Каждый разогрев пищи уменьшает количество витаминов.

  • И вообще, старайтесь придерживаться правила: «нарезал-съел».

5 этап. Проводим лабораторный опыт по обнаружению витамина С в яблочном соке. а) Работаем вместе по инструктивной карточке. Налейте в пробирку 2 мл яблочного сока. Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте 5 % раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. б) Учащиеся работают самостоятельно. Вам выданы пробирки с прокипяченным яблочным соком. Проделайте такое же исследование и проанализируйте. 1.Что наблюдаете при исследовании прокипяченного яблочного сока? 2.Сделайте вывод. Вывод: При кипячении аскорбиновая кислота разрушилась, поэтому при добавлении крахмального клейстера и йода раствор сразу же окрасился в синий цвет.

6 этап. Учащимся предлагается решить проблемный вопрос: «Как лучше употреблять витамины - в натуральной или лекарственной форме?» Понятно, что вопрос не так уж однозначен. Для этого необходимо взвесить все «за» и «против». Выявляем признаки сравнения объектов и составляем таблицу, которую учащиеся заполняют самостоятельно

Признаки сравнения

Витамины в овощах и фруктах

Витамины в лекарственной форме

1 Возможность дозировки

невозможна

возможна (указана на упаковке)

2 Доступность

зимой и ранней весной ограничена

всегда в продаже

3 Удобство потребления

витамины нужно извлечь из продуктов питания

форма таблеток удобна для потребления

4 Влияние времен года на содержание витаминов

к весне содержание витаминов в овощах и фруктах уменьшается

сроки годности указаны на упаковке и не зависят от времен года

5 Наличие других полезных компонентов

в овощах и фруктах есть органические и неорганические вещества, необходимые организму

только витамины

6 Стоимость

зависит от времен года

не зависит, но хорошие поливитаминные препараты стоят дорого

7 Возможность потребления в зависимости от состояния здоровья

невозможно при тяжелых заболеваниях, связанных с госпитализацией

можно вводить внутривенно даже при тяжелых заболеваниях




Вывод: Выбор формы употребления витаминов человеком зависит от многих факторов: от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания.

ІІІ. Обобщение пройденного материала.

Ответьте на вопросы:

  1. Как соотносится термин «витамины» с функциями веществ, которые он обозначает?

  2. Как классифицируют витамины?

ІV. Итоги урока

  • Витамины играют существенную роль в жизнедеятельности организма.

  • В пищевом рационе должны присутствовать продукты животного и растительного происхождения, независимо от времен года.

  • Употреблять витамины можно как в лекарственной, так и в натуральной форме и помнить слова Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство. Все зависит от дозы».

V. Домашнее задание

§ 29, ответить на вопросы № 5-7 учебника, с.248,

подготовиться к практической работе №9, с.294



Литература

1.Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тетерина. – М.: Дрофа, 2002.

2.Рабочая программа по химии (профильный уровень), 10 класс

3.Шабатура Н.Н, Матяш Н.Ю., Мотузный В.А. Биология человека:/Учебник для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы / – К.: Генеза, 1998.

4.Ю.О. Ластухін, С.А.Воронов. Органічна хімія. Підручник для вищих навчальних закладів. – Львів: Центр Європи, 2006.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новак Татьяна Саввовна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417906


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства