Конспект урока по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Витамины, их классификация и роль в организме человека"
Конспект урока по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Витамины, их классификация и роль в организме человека"
Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой по химии (профильный уровень) и является одним из уроков темы "Биологически активные соединения" Урок имеет практическую направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Витамины, их классификация и роль в организме человека"»
Урок химии в 10 классе (профильный уровень) по теме: «Витамины, их классификация и роль в организме человека»
Аннотация: конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой по химии, составленной на основе Временного компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и является одним из уроков общей темы: «Биологически активные соединения».
Цели урока:
изучить витамины как определенную группу органических веществ; дать их классификацию; выяснить роль витаминов в организме; освоить методику выявления витаминов на примере витамина С; дать понятие о витаминных препаратах; дать практические советы по сохранению витаминов в пище;
развивать внимание, память, умение работать с дополнительной литературой, развивать логическое мышление, умение анализировать учебный материал и делать выводы, продолжать формировать практические умения работы с химическими препаратами;
воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, внимательно слушать других, уметь убеждать, основываясь на научных знаниях,
Планируемые результаты:
учащиеся получат представление о жиро- и водорастворимых витаминах, нахождении их природе; научатся давать рекомендации по предупреждению авитаминозов, сохранению витаминов в продуктах питания и могут использовать полученные на уроке знания в повседневной жизни.
Формы работы:учебная лекция, фронтальная и индивидуальная работа, практическая работа.
Оборудование и реактивы: таблица «Витамины в продуктах питания», материалы теста для выявления авитаминоза, лабораторный штатив с пробирками, яблочный сок натуральный, яблочный сок прокипяченный, раствор йода с крахмалом.
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
1. Какие вещества мы изучили в предыдущей теме?
- азотсодержащие органические соединения и, в частности, амины.
2. Проанализировав термин «витамины» скажите, что связывает предыдущую тему с темой сегодняшнего урока?
Витамины (от латинского ⱱita- жизнь и амины, то есть вещества, содержащие аминогруппу) - низкомолекулярные органические соединения, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. Термин (витамины) предложил польcкий биохимик К. Функ.
3.Скажите, все ли витамины содержат аминогруппу? (работа с учебником, с.242, рис.43 «Витамины в продуктах питания»)
Действительно, витамины - органические вещеcтва различной химической природы. Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, B, C, D и т.д.), что сохранилось до настоящего времени. По растворимости в воде или жирах все витамины делят на две группы:
водорастворимые (В1,В2,В6, РР, С и др.)
жирорастворимые (А, Е, D, К).
4. Как вы думаете, с чем связано влияние витаминов на протекание процессов обмена веществ?
ІІ. Изучение нового материала
1этап. Вводная лекция.
Все обменные процессы, протекающие в организме человека, представляют собой сложные химические превращения и могут осуществляться только при участии ферментов - биологических катализаторов. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними влияют на обмен веществ. Но, в отличие от ферментов, большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека и поступают только с пищей. В связи с этим существуют понятия: авитаминоз- отсутствие того или иного витамина в организме. гиповитаминоз- недостаток витаминов в организме;
гипервитаминоз- избыток потребления витаминов.
Понятно, что ни одно из этих явлений не является нормой. Выяснить причины этих нарушений, признаки их проявления и способы устранения этих нарушений – одна из задач нашего урока.
2этап. Индивидуальная работа учащихся.
Учащиеся работают с § 29 учебника (Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тетерина. – М.: Дрофа, 2002.) и заполняют таблицу
Витамин
Признаки гиповитаминоза
Содержание в продуктах
Аскорбиновая кислота
( витамин С)
кровоточивость десен (цинга), понижение сопротивляемости организма к инфекциям
нарушается зрение, понижается сопротивляемость организма к инфекциям, задерживается рост и развитие организма
морковь, красный перец, абрикосы, печень, яичный желток, масло, молоко
Кальциферол
(витамин D, противорахитический)
развивается рахит- заболевание, связанное с нарушением процессов окостенения, вызывает мышечную слабость
рыбий жир, яичный желток, молоко, а также образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца.
По ходу работы комментируем записи, делаем выводы о значении витаминов в жизни человека. Делаем вывод о необходимости использования в пищу больше зелени, овощей, фруктов.
З этап. Тестирование
Тест «Есть ли у тебя авитаминоз?»
отвечать «да» или «нет»
Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
Свойственны ли вам весенняя раздражительность, утомляемость?
Ваши кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом?
Возникают ли весной проблемы с пищеварением?
Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
Каждый день у вас на столе бывает зелень?
Вы много времени проводите на свежем воздухе?
Анализ и выводы по результатам тестирования.
(каждый ответ «да» - 1балл, «нет» - 0 баллов)
0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.
1-2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3-5 баллов. Небольшой витаминный голод налицо.
6-6 баллов. Авитаминоз-фон вашей жизни.
9-10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни и характер питания.
Вывод: В случае появления признаков авитаминоза необходимо усилить пищевой рацион свежими овощами, фруктами, зеленью. В случае необходимости применять поливитамины.
4 этап. Рекомендации по сохранению витаминов в пище (сообщение учащихся)
Овощи лучше опускать в кипящую воду.
Добавление соли, сахара, лимонного и томатного соков, уксуса способствуют сохранению витамина С.
Фрукты и овощи (особенно зелень) очень чувствительны к свету, поэтому не стоит оставлять продукты на столе.
Используйте эмалированную посуду при варке овощей.
Выбирайте способы приготовления, при которых овощи варятся целыми, а еще лучше - в кожуре.
Каждый разогрев пищи уменьшает количество витаминов.
И вообще, старайтесь придерживаться правила: «нарезал-съел».
5 этап. Проводим лабораторный опыт по обнаружению витамина С в яблочном соке. а) Работаем вместе по инструктивной карточке. Налейте в пробирку 2 мл яблочного сока. Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте 5 % раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. б) Учащиеся работают самостоятельно. Вам выданы пробирки с прокипяченным яблочным соком. Проделайте такое же исследование и проанализируйте. 1.Что наблюдаете при исследовании прокипяченного яблочного сока? 2.Сделайте вывод. Вывод: При кипячении аскорбиновая кислота разрушилась, поэтому при добавлении крахмального клейстера и йода раствор сразу же окрасился в синий цвет.
6 этап.Учащимся предлагается решить проблемный вопрос: «Как лучше употреблять витамины - в натуральной или лекарственной форме?» Понятно, что вопрос не так уж однозначен. Для этого необходимо взвесить все «за» и «против». Выявляем признаки сравнения объектов и составляем таблицу, которую учащиеся заполняют самостоятельно
Признаки сравнения
Витамины в овощах и фруктах
Витамины в лекарственной форме
1 Возможность дозировки
невозможна
возможна (указана на упаковке)
2 Доступность
зимой и ранней весной ограничена
всегда в продаже
3 Удобство потребления
витамины нужно извлечь из продуктов питания
форма таблеток удобна для потребления
4 Влияние времен года на содержание витаминов
к весне содержание витаминов в овощах и фруктах уменьшается
сроки годности указаны на упаковке и не зависят от времен года
5 Наличие других полезных компонентов
в овощах и фруктах есть органические и неорганические вещества, необходимые организму
только витамины
6 Стоимость
зависит от времен года
не зависит, но хорошие поливитаминные препараты стоят дорого
7 Возможность потребления в зависимости от состояния здоровья
невозможно при тяжелых заболеваниях, связанных с госпитализацией
можно вводить внутривенно даже при тяжелых заболеваниях
Вывод: Выбор формы употребления витаминов человеком зависит от многих факторов: от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания.
ІІІ. Обобщение пройденного материала.
Ответьте на вопросы:
Как соотносится термин «витамины» с функциями веществ, которые он обозначает?
Как классифицируют витамины?
ІV. Итоги урока
Витамины играют существенную роль в жизнедеятельности организма.
В пищевом рационе должны присутствовать продукты животного и растительного происхождения, независимо от времен года.
Употреблять витамины можно как в лекарственной, так и в натуральной форме и помнить слова Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство. Все зависит от дозы».
V. Домашнее задание
§ 29, ответить на вопросы № 5-7 учебника, с.248,
подготовиться к практической работе №9, с.294
Литература
1.Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тетерина. – М.: Дрофа, 2002.
2.Рабочая программа по химии (профильный уровень), 10 класс
3.Шабатура Н.Н, Матяш Н.Ю., Мотузный В.А. Биология человека:/Учебник для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы / – К.: Генеза, 1998.
4.Ю.О. Ластухін, С.А.Воронов. Органічна хімія. Підручник для вищих навчальних закладів. – Львів: Центр Європи, 2006.