9 класс "Азот. Соли оксида азота. Аммиак, соли аммония"
9 класс "Азот. Соли оксида азота. Аммиак, соли аммония"
Азот находится в воздухе в свободном виде.
Строение атома подробно на стр. 80 учебника (схему записать в тетрадь).
Он является составной частью белков. Это газ без цвета и запаха, немного легче воздуха. Растворимость в воде его незначительна. Азот в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.
Для технических целей азот выделяют из сжиженного воздуха. Чистый азот получают при разложении некоторых его соединений. Азот в основном применяют для синтеза аммиака NH3, а последний – для производства азотной кислоты и других азотосодержащих соединений. Жидкий азот используют для создания инертной среды при проведении химических процессов, а так же в охладительных системах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
штатив с пробирками, хлорид аммония, гидроксид кальция.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: словесные, иллюстративные, наглядные, проблемно-поис-
ковый.
Структура урока
Организационный момент …………………………………… 2 мин.
Проверка домашнего задания………………………………… 3 мин.
Актуализация опорных знаний……………………………….. 5 мин.
Изучение нового материала…………………………………… 23 мин.
Физические свойства азота. Получение и применение.
Химические свойства азота.
Взаимодействие аммония с водой.
Соли аммония.
Качественная реакция на ионы аммиака.
Закрепление и обобщение…………………………………….. 8 мин.
Домашнее задание……………………………………………… 2 мин.
Подведение итогов урока……………………………………… 2 мин.
Ход урока
Организационный момент.
(приветствие, создание рабочей обстановки), можно использовать интерактивный приём «Я приветствую тех, кто…», например, выпил кофе с утра, не завтракал, в плохом настроении, в хорошем настроении, выполнил все домашние задания. После каждой фразы сказанной учителем, учащиеся, которые считают, что фраза касается их, встают. Все остальные им аплодируют.
Проверка д/з.
Дать характеристику соляной кислоты.
Записать у доски качественную реакцию на хлорид-ионы.
Рассказать о применении хлороводорода.
Актуализация опорных знаний.
Пользуясь ПСХЭ, записать молекулярные формулы соединений хлороводорода, неметаллических соединений элементов II периода с Гидрогеном.
Написать реакции соединения: хлора с водородом; хлороводорода с оксидом кальция.
Изучение нового материала.
Азот находится в воздухе в свободном виде.
Строение атома подробно на стр. 80 учебника (схему записать в тетрадь).
Он является составной частью белков. Это газ без цвета и запаха, немного легче воздуха. Растворимость в воде его незначительна. Азот в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.
Для технических целей азот выделяют из сжиженного воздуха. Чистый азот получают при разложении некоторых его соединений. Азот в основном применяют для синтеза аммиака NH3, а последний – для производства азотной кислоты и других азотосодержащих соединений. Жидкий азот используют для создания инертной среды при проведении химических процессов, а так же в охладительных системах.
При обычных условиях азот малоактивен.
При температуре 2000 градусов азот реагирует с кислородом.
N2 + O2 = 2NO - Q
При определённых условиях азот реагирует с водородом.
N2+3H2↔2Nˉ³H3
При повышенной температуре азот реагирует с металлами:
3Mq°+N2°=Mq3²N2ˉ³
Аммиак – химически активное вещество. При растворении аммиака в воде небольшая часть его молекул реагирует с водой. В результате образуются ионы аммония и гидроксид-ионы.
NH3+H2O↔NH3·H2O↔NH4+OHˉ
Раствор аммиака в воде называют – нашатырным спиртом.
Аммиак при нагревании разлагается. Горит в кислороде.
4Nˉ³H3+3O2°=2N2°+6H2Oˉ²
Реагирует с кислотами:
NH3+HCl=NH4Cl (хлорид аммония)
Соли аммония – это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония , соединённые с кислотными остатками, например: NH4Cl.
Соли аммония образуются при взаимодействии аммония с кислотами. Все соли - твердые вещества, хорошие электролиты, в основном хорошо растворимы в воде.
Химические свойства солей аммония.
NH4Cl+AgNO3=AgCl↓+NH4NO3
(NH4)2CO3+2HCl=2NH4Cl+CO2↑+H2O
Качественная реакция на ионы аммония.
(демонстрация опыта или видеоматериал)
В пробирку налить NH4Cl, затем добавить немного раствора NaOH, над пробиркой подержать смоченную водой красную лакмусовую бумагу (она посинеет)
NH4Cl+NaOH=NH3↑+NaCl+H2O (происходит образование гидроксид-ионов).
Закрепление и обобщение материала.
Написать уравнение реакции взаимодействия азота с водородом, обозначить степени окисления, указать окислитель и восстановитель.
Взаимодействие аммония с сульфатной кислотой.
Домашнее задание.
§23, стр. 82 № 1-3, прочитать рассказ об азоте в книге М.М.Колтуна «Мир химии» из серии «Твой кругозор» (М.: Просвещение, 2011).
§24, стр. 86 № 1-3, выполнить тест письменно.
Индивидуальное задание для учащихся подготовить доклад на тему «Токсичность некоторых оксидов неметаллических элементов», (Попова А.).
Подведение итогов урока.
На этом этапе можно использовать технологию коллективного группового обсуждения «Микрофон» и предложить учащимся поочерёдно дать ответы на такие вопросы: «Какие факты, открывшиеся для вас в процессе урока, показались вам интересными?», «Какие методы работы на уроке вам понравились больше?».