Знать строение атома азота положение в ПС, аммиака, оксидов азота азотной кислоты, солей аммония, нахождение в природе, свойства.
Результат
Все учащиеся знают положение азота в ПСХЭ.
Большинство учащихся смогут описать свойства азота и его важнейшие соединения
Не которые учащиеся записывают уравнения реакций с соединением азота, знают его свойства и получение. Составляют постер и защищают.
Ключевые идеи
значимые для занятия
Развивать логику, способность анализировать, выделять главное, систематизировать, представлять информацию.
Задания
время
учитель
ученик
Тест
Решение з/ч
1мин
1мин
5мин
20мин
7мин
Психологический настрой
Девиз урока
Стадия вызова
Работа в группах
Работа по ПСХЭ
Стадия осмысления
Корректирует, задает вопросы
Взаимоконтроль
Защита постеров
Выполнение заданий
Выражения эмоции
«Не получай знания в готовом виде, а добывай их самостоятельно».
Определение цели урока
Счет 1234
«О чем идет речь?» Исторические справки о азоте и его соединении.
Выполняют задания устно (о ком веществе идет речь)
Дают хар-ку веществам
Работа в группах
Знакомство с темой (учебник, презентация). Составление постера.
Перегруппировка, обмен результатами м/у группами, дополняют, поправляют.
Оценивают работу друг друга, комментируют.
Представляют материал, оценивают, задают вопросы.
Работа в тетрадях, у доски, контроль за правильностью выполнения, комментирование, объяснение.
.
Источники
Приложение1, учебник, видеоматериал
Анализ и оценивание
8мин
Рефлексия «Ладошка»
Д/З(презентация 1слайд, на тему следующего урока)
Анализируют собственную деятельность на уроке.
Самооценивание
газ, ранее в крови или тканях, образует газовые пузырьки в кровеносны
Задания №1
к «Впервые эта болезнь возникла после изобретения воздушного насоса и последовавшего за этим изобретения в 1841 г. кессона — камеры с повышенным давлением, использовавшейся для строительства туннелей под реками и закрепления в донном грунте опор мостов. Рабочие входили в кессон через шлюз и работали в атмосфере сжатого воздуха, что препятствовало затоплению камеры.
Практически с самого начала у тоннельных и кессонных рабочих после возвращения в условия обычного атмосферного давления стали появляться недомогания. Чаще всего рабочие жаловались на кожный зуд. Реже появлялись сильные боли в суставах и мышцах, не дающие распрямиться (поэтому рабочие прозвали эту болезнь «корчами»). Риск и симптомы усиливались с увеличением давления и времени пребывания, поэтому водолазы, неизбежно подвергавшиеся воздействию высокого давления, страдали чаще, чем кессонные рабочие. В наиболее серьезных случаях при подъеме на поверхность человек испытывал головокружение, затем наступал паралич, потеря сознания и смерть — и все это в считаные минуты». ( Определите этот элемент)
Задания 2
Этого вещества у азота - пять. И нам давно пора узнать Их нравы, вкусы, настроенье, Манеру жизни, поведенье. Запомнить будет вам легко: N2 + (простое вещество) дает N? (где вещества двух валентны) . Про каждого из остальных веществ Расскажем мы сейчас. У них У каждого свой собственный Способ полученья, косвенный.
Вещество азота(I) в 19в больше был известен под названием «веселящий газ» - это бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым привкусом. В смеси с воздухом он действует на людей по-разному – кого действительно «веселит», а кого погружает в сон. Все зависит от возраста человека, концентрации газа и принятой дозы.
Выдающийся англ. Химик Гемфри Дэви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы. Вот как описывал действие этого загадочного вещества один из современников: «Одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки, третьи обнаружили чрезвычайную склонность к потасовке». (Определите эти вещества )
Задания № 3
Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали ……., а потом сократили название до «……….».
В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».
(Определите это вещество )
Задания № 4
Замечательный русский химик Прянишников Д.Н. выяснил, что если у растения есть выбор, то оно предпочитает использование данных веществ в качестве азотных удобрений. Очень ценным азотным удобрением является данное вещество.
– А такую соль как хлорид этого вещества (нашатырь) используют при паянии и лужении металлов. Она так же идет на изготовление гальванических элементов.
– Нитрат того вещества в смеси с порошками алюминия и угля используют в качестве взрывчатого вещества – аммонала, который широко применяется при разработке горных пород.
– А как обойтись без карбоната этого вещества. Эту это вещество применяют в кондитерском деле, при хлебопечении, как разрыхлитель теста, чтобы придать ему необходимую пористость.
(Определите эти вещества )
Задания № 5
Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая,сильная, властная, бесцветная жидкостьс плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам? (Сказку читает Зелиниченко Матвей)
Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу-приемник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Желтоватую жидкость назвали «крепкой водой» или «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество?
Задания на закрепление:
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 - X - NH4Cl
Ответ:
Вариант № 2
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 - X - NH4NO3