Влияние проектной деятельности учащихся на мотивацию и качество знаний по химии
Влияние проектной деятельности учащихся на мотивацию и качество знаний по химии
На уроках химии очень важно не только обеспечить школьников системой знаний основ химических наук, но и способствовать формированию основ исследовательских навыков, научно материалистических взглядов, идей и убеждений, творческого отношения к познавательной деятельности, коммуникативной культуры и социальной адаптации к изменениям современного общества.
Поэтому целью данного педисследования было выявить эффективность влияния проектной деятельности учащихся на уроках химии на познавательную активность и качество знаний.
Предметом исследования был процесс проектной деятельности.
Объектом исследований: такие направления воздействия проектной деятельности как познавательная активность и качество знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние проектной деятельности учащихся на мотивацию и качество знаний по химии »
Влияние проектной деятельности учащихся на мотивацию и качество знаний по химии.
В.В. Алексеева
СОШ № 17 г. Экибастуза учитель химии
Изменения, которые происходят в современном обществе и мировом образовательном пространстве требуют от последнего постоянного качественного и количественного обновления.[1]
Казахстанское образовательное пространство, как и химическое, имеет и признанные в мире успехи и новации.
Классно-урочная система, привычная для коллективной передачи знаний, умений и навыков новым поколениям учащихся, в последнее время стала подвергаться заметной критике, как недостаточно конкурентоспособная в современных условиях развития.[2,3]
Тенденции снижения познавательной активности в изучении школьных дисциплин идёт одновременно с тем , что в современном процессе обучения все чаще используются информационно- коммуникативные технологии (ИКТ). Они имеют общеизвестные преимущества над традиционными технологиями, как в мотивации познавательной активности, так и в объёме информации и скорости её получения. Одновременно с этим общеизвестным фактом интерактивные методы и средства не дают в полной мере возможности сконструировано, детализовано давать учебный материал на каждом уроке, так как данные методы и средства имеют жёсткие временные санитарные ограничения по их применению. [4,11,12 ]
На уроках химии очень важно не только обеспечить школьников системой знаний основ химических наук, но и способствовать формированию основ исследовательских навыков, научно материалистических взглядов, идей и убеждений, творческого отношения к познавательной деятельности, коммуникативной культуры и социальной адаптации к изменениям современного общества.
Поэтому целью данного педисследования было выявить эффективность влияния проектной деятельности учащихся на уроках химии на познавательную активность и качество знаний.
Предметом исследования был процесс проектной деятельности.
Объектом исследований: такие направления воздействия проектной деятельности как познавательная активность и качество знаний.
Исходя из цели педисследования были выдвинуты следующие задачи:
1.Разработать методический комплекс по эффективной адаптации проектной деятельности учащихся в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса.
2.Апробировать данный комплекс.
3.Провести педисследование эффективности его влияния на познавательную активность и качество знаний учащихся на уроках химии.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, так как он наиболее эффективно используется в рамках ИКТ и успешно реализует личностно-деятельностный подход в учебном процессе.[11,12]
Общеизвестно, что в практике учебной деятельности на уроках химии существуют, пять основных путей получения знаний:
освоение научных знаний предыдущих поколений;
заимствование кем-то созданного опыта;
наблюдение и эксперимент;
осмысление с обратной связью;
развитие собственного опыта или собственного продукта знаний или иной деятельности (преобразовательный).
Научный проект наиболее полно и эффективно использует все данные источники информации.[5,6]
Большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, которые ежегодно имеют традиционно хорошие показатели на городских, областных и республиканских соревнованиях. Позитивный и несомненный эффект для образовательного пространства, его можно и нужно усиливать вовлечением большего числа учащихся. Наиболее ценными как процесс самообразования считаю более широкое внедрение школьной проектной деятельности в общепринятую классно-урочную систему. Одновременно с учебным процессом возможно в рамках 1-5 ти уроков подготовить полноценные школьные исследовательские проекты с участием почти всего класса и в нашей школе такой опыт есть.
Для такой работы в нашей школе используется следующая классификация научных проектов:
1. По определяющим видам деятельности
- теоретически информационные;
- информационно-исследовательские;
- монопредметные;
- межпредметные.
2.По затратам времени
- среднесрочный;
- краткосрочный;
3.По характеру контактов
- внутришкольный;
4.По количеству участников
- индивидуальные;
- групповые;
5.По подаче и форме презентации
- доклад;
- демонстрационный эксперимент;
- видио-проект;
- бизнес-проект.
Успех учащихся в рамках проектной деятельности на уроках химии требует кропотливой подготовительной работы, как учителя, так и учеников.
Функциями учителя при работе с методом научных проектов являются :
- помощь как источника информации;
- поисковая и методическая помощь;
- организация и координация процесса подготовки проекта;
- коррекция деятельности учащихся ;
- экспертиза, оценивание и поощрение учеников.
Разработана модель педагога исследователя и научного руководителя в рамках данной инновационной системы. Она представлена в слайде № 3 и схеме 1 данного доклада.
Схема 1.
Модель педагога – исследователя
Психолого – педагогическая подготовка
Профессиональные укмения педагога
Специальные исследовательскийе умения
Результаты деятельности педагога
Личностно -этические качества
Проектировочные
Конструктивные
Организаторские
Гностические
Умения
Коммуникативные
Для учеников, начиная с 8 и по 11 классы, разработаны электронные и раздаточные материалы, содержащие рабочие дневники наблюдения и ведения с пошаговым сопровождением для начинающих исследователей, макетами библиографического описания разных печатных и электронных источников информации (слайд 4,5), инструкциями и рекомендациями для более «старших и опытных». В связи с временной ограниченностью классно-урочного проектирования этапы проекта могут быть ограничены до 5 и на 5 уроков максимально, поэтому могут состоять из следующей последовательности:
1.Выбор темы, постановка цели, задач;
2.Выбор методов, способов решения и теоретическая подготовка;
3.Самоорганизация и решение конкретных задач проекта через методы, способы и эксперименты;
4.Обобщение и презентация проекта;
5.Анализ успехов и ошибок и оценивание.
Учащиеся овладевают терминологическим словарём, основной стратегией и методам информационного поиска (слайд 6,7 ) , аппаратом простейшего научного исследования за первые полгода, успешно сдав зачёт, они по собственному желанию или по рекомендации учителя выбирают тему, своих единомышленников, составляется циклограмма и начинается работа.
Выбор тематики для классно-урочных проектов имеет в силу временного их выполнения и материально технических возможностей школьных лабораторий, некоторые особенности, он должен быть произведён в рамках школьного класса , тематического планирования данной дисциплины. [7] Одновременно для большей эффективности работы самих учащихся, учёта их индивидуальных запросов и возможностей тематика должна быть на стыки нескольких областей познания или школьных дисциплин. Предлагаемые на уроках химии 10 тем могут, конечно же, изменятся или заменятся в случаи выбора учеников, но как начальный рекомендательный перечень тем необходим, в силу первоначальной растерянности неопытных исследователей. Так, например, при прохождении тематической темы «Периодическая система Д.И.Менделеева и Периодический закон» 18 из 23 учеников 8 «а» выбрали для проекта тему «Влияние явлений периодичности на процессы развития и изменения живой и не живой природы». В рамках этой обобщённой темы учащиеся выбирали направления деятельности исходя из потенциальных возможностей, интересов и сами формировали содержание будущей темы, изучая природные явления периодичности на примере смены часовых поясов, времён года, суточных изменений и даже замахнулись на периодизм в психологическом поведении и социальных изменениях общественного развития. Ребята предоставили проект по выявлению уровня влияния периодичности биржевых котировок на цену нефти в мире и на ценообразование ГСМ в нашем городе. Другая группа работала в направлении изучения влияния периодизма сезонных природных изменений на ценообразование в мире.
Учителю же при выборе рекомендуемых тем необходимо сделать акцент на организацию продуктивной учебной деятельности учащихся во время изучения каждой темы учебного плана.
Критериями успешности проектов в рамках классно-урочной системы как способа учебной деятельности для учителя и учеников является прежде всего оптимизация затрат времени при групповой подготовке, повышение познавательной активности учащихся на уроках химии, качества знаний по школьной дисциплине, приобретение дополнительных специальных навыков. С целью отслеживания работы над проектом, оценивания вклада каждого участника проекта в его подготовке разработан рейтинговый лист, функцией которого является также самоконтроль и взаимоконтроль.
Рейтинговый лист имеет пятибалльную понятную ученикам шкалу оценивании их участия в проекте, фиксирует их роли исследователя, генератора идей, оформителя- программиста, лаборанта и т.д. Также каждый ученик может заработать в период работы над проектом поощрительные балы., что повышает познавательную активность в изучении данной темы и заинтересованность в работе на конечный результат.[8,9]
В педэксперименте проводимом в течении двух лет(2008-2009 годы) приняло участие 23 учащихся 8, 9 «а» класса средней общеобразовательной школы № 17 г. Экибастуза, данные школьники обучались в системе проблемного обучения с применением метода проектной деятельности на уроках химии с 8 по 9 класс. Для получения достоверных результатов был выбраны 23 ученика из контрольного класса той же школы под литерой «б», примерно равные по успеваемости, где обучение велось в соответствии с требованиями программы по одинаковой методике проблемного обучения.
Анализ экспериментального обучения проводился только по трём критериям:
- исследовался уровень познавательной активности;
- исследовался уровень сформированности прочных базовых химических знаний и умений, т.е. усвоение стандарта образования. Критерием сформированности уровней была полнота ответов в предложенных заданиях. Анализ полученных результатов на примере изучения одной из плановых тем школьного курса отражен в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ уровня усвоения стандарта образования по теме « Периодическая система Д.И.Менделеева и Периодический закон»
Задания по степени усложнения
(по уровням)
Уровень сформированности ЗУНов (в %) от числа опрошенных учащихся
Экспериментальный класс
Контрольный класс
2
балла
1 балл
0 баллов
2 балла
1 балл
0 баллов
Первый уровень:
Знание и умение определять положение Х.Э. по его электронной формуле
89
11
0
68
30
2
Второй уровень:
умение сравнивать химическую активность Ме и не Ме по их положению в Периодической системе
75
23
2
25
60
15
Третий уровень:
предложить схемы генетических связей Ме и не Ме и привести перечень предполагаемых свойств продуктов реакций данных схем.
12
25
63
0
35
65
Сравнительный анализ показал, что по всем указанным уровням усвоения положительная тенденция роста данного показателя в экспериментальном классе выше по сравнению с контрольным классом. Таким образом, были проанализированы результаты по всем темам курса химии, по которым учащимися выполнялись проекты. Если проследить за качеством знаний в экспериментальном классе, где применялся метод проектов в течении 2-х лет и знаний в контрольном классе, можно увидеть динамику, отражённую в таблице 2. Очевидно, с применением метода проектов качество знаний по усвоению стандарта образования повышается, что схематично можно отобразить в диаграмме 1..
Таблица 2.
Динамика качества знаний экспериментального и контрольного класса за 2 года.
Диаграмма 1.
Качество знаний по усвоению стандарта образования.
Наблюдался и процесс в развитии познавательной активности в изучении химии. Он исследовался в ходе бесед и анкетирования учеников, их родителей, а также снимался экспресс-лакмоид по читательским карточкам в школьной и городской библиотеках. Было выяснено, что если в начале обучения с применением метода проектов на уроках устойчивый интерес к предмету «химия» был у 22 % учащихся, то в конце второго года уже у 43% учащихся назвали химию одним из интереснейших предметов, 38 % одним из любимых предметов.
Таким образом, в ходе двухлетнего применения метода проектной деятельности на уроках химии были выявлены положительные и устойчивые тенденции роста познавательной активности учащихся и качества знаний по данному предмету. Достоверность результатов обучающего эксперимента подтверждается качественным и количественным анализом сформированности усвоения стандарта образования по всем трём уровням. Применение данного способа учебной деятельности позволили наметить пути дальнейшего совершенствования работы самого учителя по следующим на правления в течении ближайших двух лет:
Введение и апробация форм работы, основанных на собственной ответственности самих учеников.
Индивидуализация.
Использование для проведения опытов материалов специальных компьютерных программ, выработать у ребят умение использовать компьютер как тренажер для формирования практических умений и навыков по предмету, как средство осуществления виртуальных химических экспериментов.
Внимание к способу работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации.
5 . Переориентация работы учителя на развитие мотивации ученика:
- подбирать учебные задания с элементом новизны, способствующих формированию интереса в процессе их выполнения
- вызывать положительные эмоции к проектно-исследовательской деятельности;
- следить за тем, чтобы проектные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению творчества и компетенции учащегося;
- предоставлять ученикам больше и чаще право выбора в рамках проектного исследования;
- поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.[10,11, 12]
И в заключении хотелось бы сделать вывод о наблюдениях за учениками- коллегами и исследователями о том, что процесс размышлений, «стратегий», рождение фантазий, исследования и самостоятельные выводы-открытия, пожалуй, одно из самых важных событий на уроках химии. И пока далеко не у всех проектная деятельность достигла высоких стандартов школьного исследования она, несомненно, способствовала раскрытию потенциальных возможностей школьника в соответствии с его природой.
Результаты промежуточного этапа педагогического эксперимента достоверны и имеют объективную положительную тенденцию, поэтому могут быть использованы в практике работы учителей химии в средних учебных заведениях.
Список использованных источников
Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире. – Астана, 2007
Грабецкий А.А., Лаврова В.Н., Назарова Т.С. Теоретические основы организации научно-экспериментальной работы учащихся по химии для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение,1983
Девяткин В.В. Некоторые вопросы методики постановки школьных исследовательских опытов. – М.: Просвещение,1987
Ляхова Ю.М. Научный эксперимент в школе // Химия в школе. –
Назаренко В.М. Учебный проект в экологическом образовании. Методология учебного проекта. – М.: МИКПРО, 2000
Ширина Н.В. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель,2007
Ачкинадзе О.С., Болдишор И.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ. – Павлодар, 2003
Иоганзен Б.Г. Мотивации практической деятельности учащихся. – Новосибирск: Наука,1990
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся. – Самара.: Профи, ЦПО, 2003
Куклина Т.В Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2004
Хмельницкая Е.В. Формирование личностно-ориентированной модели обучения школьников по методу проектов с применением компьютерных технологий. Автор. дисс. канд. пед. наук. – М., 2003
Рецензия
На доклад по теме «Влияние проектной деятельности учащихся на мотивацию и качество знаний по химии»
учителя СОШ № 17 г. Экибастуза Алексеевой В.В.
Оформление данного доклада соответствует общим требованиям, с правильным использованием научной терминологии и соответствует тематике педчтений.
Новизна педисследования, отражённая в данном докладе заключается в исследовании влияния применения проектной деятельности учащихся в рамках классно-урочной, а не внеурочной систем.
Цель и основные задачи чётко определены и реализованы в экспериментальном и аналитическом и практико-рекомендательном разделах доклада. Педагог, имея десятилетний опыт руководства школьными научными проектами, сделал успешную попытку педадаптации аппарата исследований в классно-урочную систему преподавания химии, как эффективное дополнение уже применяемых технологий проблемного и личностно-ориентированного обучения. Автором использован комплексный методический аппарат, разработаны методические пособия, дневники наблюдений, макеты и пошаговые листы сопровождения по исследованиям, для разного уровня подготовленности учащихся к проектной деятельности. Продумана тематика проектов, составлены и апробированы рейтинговые листы оценивания, оптимизирована структура самого проекта.
Описание и доказательность полученных результатов подтверждена примерами, таблицами, схемами, и диаграммами. Обоснованность выводов подтверждена методически грамотно выбранным критериальным аппаратом в рамках проведенных двух летних педисследований. Широкий охват учащихся проектной деятельностью можно отнести к положительному и несомненному результату данного педисследования автора, а тенденции роста познавательной активности и качества знании по химии позволяют говорить об его эффективности и успешности.
Отрадно, что данное педисследование будет продолжено, но уже на предварительном этапе его результаты не вызывают сомнения и они могут быть продолжены для внедрения и усовершенствованны другими педагогами - новаторами