Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по химии»
Роль современных образовательных и информационных технологий на уроках географии и химии учителя Ушаковой Людмилы Сергеевны
Первое с чего я начала работу – составила план работы, но так как нет соответствующих государственных документов по законодательной нормативно – правовой базе, я запланировала познакомиться с соответствующим тематическим материалом через Интернет. Изучила теоретические основы данной темы, используя материал энциклопедий, педагогических технологий и инноваций.
Список статей:
Пометун О. И. «Энциклопедия интерактивного обучения»
Интернет – сайт «Интерактивные методы обучения», «Википедия».
Абасов В.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьника
Артемова М.М. Развитие творческих способностей учеников на основе использования икт при изучении химии.
Интернет – энциклопедия. Интерактивные методы обучения.
Арутюнову Ю.С. Интерактивные методы обучения.
Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения.
Интерактивные формы обучения – это специальная форма организации образовательного процесса, которая состоит в том, что деятельность учащихся основана на совместной деятельности при изучении учебного материала, предлагает организацию диалогического обучения, что ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению задач. Интерактивные методы обучения стимулируют развитие и творческую активность учащихся.
По моему мнению, именно интерактивные формы и методы обучения познавательны и интересны.
К таким формам работы можно отнести:
- «мозговой штурм»;
- прием «Пресс»;
- творческая лаборатория;
- уроки – смотры (КВН);
- «Поле – Чудес»;
- творческие задания;
- интерактивные уроки;
- работа в парах;
- сам себе учитель;
- создание проблемных ситуаций.
На уроке в 11 классах при изучении строения углеводородов буду использовать проблемную ситуацию:
- изучив строение и свойства метана, сформулируйте общие свойства этана;
- в теме «Одноатомные спирты» объясните значения :
1) какие вещества называются спиртами;
2) что означает термин «предельные» спирты;
3) что такое одноатомные спирты;
В своей работе пробую интерактивные уроки. В 11 классе тема «Нефть, газ, каменный уголь» связана с географией. Так как я и химик, и географ будем разбирать не только химические выводы темы, но и работать с географической картой, где рассмотрим места рождения природного газа, каменного угля, нефти, составим схемы промышленного использование метана. На этом уроки применю метод «Пресс»: «Какие проблемы связанные с использованием экологически чистого вида топлива – природного газа вам известны?»
Тема «Белки», «Жиры» взаимосвязаны с биологией. Роль и превращение этих веществ в организме, синтез клетки, использую материал по биологии (так как я и учитель биологии). Такие уроки развивают познавательный интерес, кругозор, научно – материалистическое мировоззрение.
На уроке использую элемент игры «Поле – Чудес» (мотивация урока), учащиеся должны были угадать слово из 8 букв, которое соответствует веществу, используемое ими каждый день и какое химическое название имеет это вещество. Учащиеся угадали слово «Сахароза».
При опросе учащихся в 9 – м классе использую прием «Пятый лишний». Например, тема «Алканы. Гомологи. Номенклатура». Упражнение – найдите лишнее вещество. а) С2Н4; С2Н8; СН1; С7Н16; С9Н20.
Часто на уроках использую прием работы в парах. Каждая пара учащихся получает отдельные задания, например в 8 классе тема «Физические и химические свойства солей».
Рассматриваем свойства:
взаимодействие солей с кислотами;
взаимодействие солей с основаниями;
взаимодействие солей с солями.
Затем каждая пара делает отчет о работе. Такая форма работы позволяет за короткий срок изучить более объемный материал. Оптимизировать, активизировать процесс социализации.
Групповая работа с помощью консультанта , позволяет учащимся выбрать задание и получить консультацию и так ,изучая взаимосвязь между углеродо водородами, спиртами и кислотам и учащиеся в группах получают задания.
Каждая группа составляет формулы веществ, пишет реакции, а детям идет защита.
В 11 классе на обобщающих уроках проводим химический аукцион знаний по теме «Карбоновые кислоты», «Альдегиды», где учащимся предлагалось выполнить задания в виде презентационных лотов.
І лот – «Найди меня»
Даны несколько формул альдегидов, где учащиеся должны выбрать формулы муравьиного и уксусного альдегидов.
ІІ лот – «Составить уравнение реакции “Серебряного зеркала”»
ІІІ лот – «Штрихи к портрету»
Составить формулы известных вам одноосновных карбоновых кислот.
На уроках географии в 6 классе при изучении темы «Воды. Суши. Реки и их части» использую прием «Найди ошибку». Например:
Днепр – вытекает из Черного моря и течет с юга на север.
Наибольшей рекой мира является река Дунай.
Для закрепления материала на этом уроке использовала метод «Закончи предложение». Например:
«Главная река со своими притоками называется…» (речной системой).
«Регулярное изменение уровня воды в речке…»(режим).
На обобщенных уроках особенно на географии в 7 – х классах использую игру КВН.
Учащихся разбиваю на команды, выбираем капитана. Знакомлю с вопросами, которые должны быть на КВН. Название команды и девиз должны быть связаны с темой обобщенного материала.
Часто использую прием «Географические энциклопедисты». Например:
«Речная система – это…»
«Водораздел – это…»
«Питание реки – это…»
При закреплении нужного материала по географии в 10 – м классе проведу игру «Кто такой? Что такое?»
- 7 млрд. человек (численность людей на Земле);
- Китай (лидер по численности населения);
- европеоидная (раса);
- мулаты ( смешанная раса).
Работая с литературой по теме «Развитие творческой активности учащихся через интерактивные методы обучения и воспитания я поняла преимущество интерактивных методов обучения:
- в работе задействованы все учащиеся;
- организуется диалогическое общение;
- совместное решение задач, поставленных на уроке ( работа в группах);
- каждый ученик имеет право предлагать свои решения;
- за короткое время усваивается много материала.
Так что буду продолжать работать над этой темой в следующем учебном году, искать литературу, разрабатывать и использовать на уроках приемы интерактивного обучения.