Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме самообразования «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии, химии и биологии»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Большой Мелик Балашовского района Саратовской области»
Творческий отчет по теме самообразования
Учителя географии , биологии и химии Костюхиной В.А
(из опыта работы)
Тема самообразования:
«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии, химии и биологии»
с. Малый Мелик 2022г.
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процесс обучения интересным и содержательным. Именно поэтому, тема представляемого мною опыта «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии, химии и биологии». Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Практика показала, что достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.
Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Для развития учащихся я использую активные методы обучения, учитывая имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.
С 2020 года работаю над темой «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии, химии и биологии». В работе выделяю следующие цели:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности через проектную деятельность учащихся;
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Для реализации поставленных целей я стараюсь вместе с детьми создать образовательное пространство, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, другой целью моей педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей учащихся. Задачи моей педагогической деятельности разнообразны, но главными являются:
Повысить мотивацию к обучению географии,химии, биологии используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения.
Развивать творческое мышление, память, химическую, биологическую, географическую речи учащихся.
Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника. Для реализации поставленных задач использую современные педагогические технологии, методики развивающего обучения.
Планирую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с рабочей тетрадью, учебником. На уроках географии учащиеся работают с настенными картами, картами атласа, контурными картами. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету.
Создана накопительная папка учителя, которая пополняется нормативно-правовыми документами в течение года. Удалось изучить методическую литературу по теме, познакомить детей с различными видами проектов, с системой работы на разных этапах подготовки проектов, научить детей эффективно использовать некоторые приёмы работы над проектом, презентации проектов.
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учеников.
Работаю в классах с малой наполняемостью учащихся и поэтому главной особенностью методики преподавания в классах является индивидуализация обучения.
В таких классах легче установить контакт с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности, легче проследить за усвоением учебного материала.
На уроках должное внимание уделяю видам опроса, так как он является важным воспитательным моментом урока, стимулирующий работу ученика, развивая устную монологическую речь ученика.
Для повышения познавательного интереса к предметам и обсуждения проблем современного мира применяю: внеклассные мероприятия, открытые уроки, участие в предметных олимпиадах и др. ,.Организовала проведение следующих внеклассных мероприятий по биологии:«Хлеб-всему голова» и «Картошка-второй хлеб», познавательного и проблемного «Урока чистой воды» и др..
Ежегодно, в течении года провожу игровые мероприятия, связанные с ориентированием на местности, экскурсии в природу, географические конкурсы и викторины («Экологический серпантин», «Это мы не проходили» и другие).
Как учитель биологии и географии провожу внеклассную работу-различные познавательные игры, конкурсы, викторины, экологические утренники.
Традиционно каждый год проводится школьный тур олимпиады. При этом призёры школьного тура по географии принимают участие в районной олимпиаде.
Использую электронные образовательные ресурсы на уроках географии,биологии и химии. Применение ИКТ и электронных образовательных ресурсов дает учащимся возможность получить новые источники информации и новые средства работы с информацией. Эти умения считаю чрезвычайно важными для социальной и профессиональной адаптации подрастающего поколения. Использование ИКТ на уроках позволяет мне:
Организовать индивидуальное интерактивное обучение;
Использовать анимацию, компьютерные модели и виртуальные лаборатории для демонстрации;
Проводить компьютерные практические работы;
Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
Осуществлять контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ или технологий дистанционного обучения.
В своей работе я использую электронные диски «География 6-го класса», «География 7-го класса» и др. всего использую 34 диска, цифровые электронные носители, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, дополненный интерактивными картами и иллюстрациями, анимациями, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. В состав учебников включены энциклопедическиестатьи, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, термины и понятия в справочнике.Пользуюсь также возможностями сети интернет.
Постоянно совершенствую знания по работе на компьютере через курсовую подготовку. Изучаю вопросы использования на уроках элементов технологии интерактивного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологию проектного обучения.
Являюсь заведующим кабинетом географии, химии и биологии. Пополняю систематически дидактические материалы для учащихся, обновляю стенды в течение года. Покупаю книги с красочными иллюстрациями, Собираю игровой материал для учащихся.
Убеждена, что познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.
Я пришла к выводу, что, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.
Выводы: Использование электронных образовательных ресурсов положительно влияет на формирование основных образовательных компетенций, способствует активизации познавательной деятельности. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и внеурочные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения.
По результатам мониторинга формирования основных образовательных компетенций за период с 2020 по 2022 гг. (2 года) наблюдается положительная динамика. Высокий уровень вырос на 10%, низкий уровень снизился на 2%.
Сравнительный анализ успеваемости в 5 – 9 классах за последние 2 года
Учебный год
Успеваемость (%)
Качество (%)
Переведены (%)
5-6 кл.
7-8 кл.
9
кл.
5-6 кл.
7-8 кл.
9
кл.
2019-2020
97
100
100
0
67
34
99
2021-2022
100
100
100
0
67
34
100
Результаты образовательной деятельности по предмету география за два последних года позволяют говорить о стабильных показателях качества знаний. Успеваемость в 2021-2022 учебном году повысилась на 3% по сравнению с итогами 2019-2020 года. Наблюдается снижение качества знаний по итоговым результатам 9 класса.
Мониторинг формирования ОО компетенций за 2 года
По результатам мониторинга формирования основных образовательных компетенций за период с 2020 по 2022 гг. (2 года) наблюдается положительная динамика. Высокий уровень вырос на 10%, низкий уровень снизился на 2%.
Учитель географии, биологии, химии _________________ /В.А. Костюхина/