В данной статье описан проект "Химия и искусство" над которым мы с ребятами работали 2 года. В вступлении рассказано о происхождении и эволюции красок. Затем подробно описаны лабораторные опыты получения пигментов и декстрина. Данный проект может быть использован для внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Химия и искусство" »
Как приготовить акварельные краски с помощью неорганических веществ?
С древности люди пытались изображать окружающий их мир. Но всегда нужен материал – то чем рисовать. В первобытные времена для наскальной росписи использовались подручные средства (зола, известняк, кровь животных). В Античности спектр материалов и цветов для художников увеличился: люди научились добывать краски из моллюсков (пурпурный) и растений (серо-зеленый, индиго, желтый), а также путем перемалывания некоторых видов минералов или железа (оранжевый, фиолетовый, черный). Причем минералы-пигменты относятся к различным классам соединений (силикаты, карбонаты, и т.д.). В Средневековье произошел расцвет религии – понадобился золотой цвет для фона, синий для Богородицы, красный или алый для мучеников на иконах. Это были основные цвета. В эпоху Возрождения развитие получил жанр портрета, а для лиц нужно больше оттенков телесного и краска для яркого колорита одежды. Основными материалами стали: темпера, ретушь (черная, белая и коричневая), а позднее и масляные краски. Была возможна покупка пигментов для красок в лавках, но это дорого стоило. Технология производства красок появилась не более 200 лет назад, а сейчас, придя в канцелярский или художественный магазин, каждый может купить любые краски практически любого оттенка. Но самые распространенные – это акварель и гуашь. В последнее время применяются минеральные краски, так как они дешевле и прочнее растительных.
Мы решили приготовить акварельные краски, так как их приготовление сводится к тому, что измельченные пигменты замешивают со связующим веществом. Наши цели:
провести химические реакции, чтобы получить пигменты;
приготовить декстрин – связующее вещество для акварельных красок;
смешать пигмент и связующее вещество, получить краски.
Процесс изготовления можно разделить на два этапа:
приготовление декстрина;
подготовка пигментов.
В приготовлении связующего вещества самое главное – точно отмерить количество воды и крахмала. В противном случае декстрин получится слишком жидкий, и в итоге краски не дадут полного колорита. После смешивания воды с крахмалом на электрической плитке, мы оставили получившуюся массу отстаиваться до загустения. Сам алгоритм приготовления пигментов однотипный: смешать два раствора, добавить воды и нагревать, помешивая, до появления осадка. После того, как раствор отстоится, воду надо слить, а осадок высушить. Мы решили приготовить следующие цвета: баритовые белила (растворы хлорида бария и сульфата натрия), охру (раствор железного купороса, раствор с 7,5г гашеной извести), железный сурик (растворы железного купороса и щавелевокислого натрия), бременскую голубую (растворы медного купороса и гидроксида натрия), берлинскую лазурь (раствор хлорида железа (III) и раствор желтой кровяной соли), свинцовую желтую (раствор нитрата свинца (II) и раствор иодида калия) и сине-зеленую ярь-медянку (раствор медного купороса и раствор соды). Осадок, который являлся пигментом, образовывался в результате реакции растворов. Каждый осадок соответствовал оттенку нужного нам цвета. После того, как мы высушили осадок, нами были получены сухие порошки красок. Смешав каждый порошок с декстрином в отдельной емкости, мы приготовили краски.
В ходе данной работы, нами были рассмотрены химический состав и свойства красок и материалов, используемых в живописи. Мы научились разбираться в технике и видах живописи, узнали, какие цвета дают различные оксиды металлов и соли. Во время практической части мы, придерживаясь техники безопасности и прочитав рецепт, приготовили семь красок. После того, как краски были готовы, нам нужно было их опробовать. Наши краски наносились на обычную бумагу без особого труда и быстро высыхали, почти не теряя свой первоначальный цвет. На наш взгляд, с поставленными задачами мы справились.