Современный учитель должен быть педагогом, способным способами своего предмета общаться с каждым учеником лично. Если такого общения нет, ученик обязательно теряет мотивацию к обучению, что приведет к интеллектуальному насилию над ним. Главное задание педагога – формирование стремления к развитию каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»
Учитель химии КУ «Общеобразовательная школа I-III ступеней № 6 г. Енакиево»
Мирошниченко Надежда Андреевна
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Мои ученики будут узнавать о новом
не от меня , они будут открывать это новое
самостоятельно. Мое основное задание –
помочь им раскрыться.
М. Песталоцци
Образование- важнейший фактор духовности, культуры народа, воспроизведение интеллекту-альных и продуктивных сил общества , залог успеха государства. Новая эпоха постоянно бросает новые вызовы жизни, поэтому изменяются подходы к обучению и воспитанию. Главной целью сегодня является всестороннее развитие человеческой личности как равноправной ценности.
Все это подталкивает к реформированию образовательной отрасли, которое отразилось бы в содержании, цели образования, организации учебно-воспитательного процесса, отношениях между его участниками. Система образования в своем новом качестве предполагает отказ от жесткой регламентации, унификации форм и методов обучения и воспитания, помогает выбирать нестандартные технологии, способствует активизации педагогического процесса , повышению мастерства, внедрению инноваций. Все эти подходы подчинены единой цели – развитию творческой компетентной личности, направленной в полной мере на реализацию полученных знаний, на становление активного участника, а не равнодушного наблюдателя истории. Современный учитель должен быть педагогом, способным способами своего предмета общаться с каждым учеником лично. Если такого общения нет, ученик обязательно теряет мотивацию к обучению, что приведет к интеллектуальному насилию над ним. Главное задание педагога – формирование стремления к развитию каждого ученика.
Одним из стратегических направлений модернизации образования есть преодоление привычки к репродуктивному методу обучения и переход к новой образовательной системе, характерными признаками которой является познавательная активность школьников и самостоятельность их мышления. Стратегические задания современной школы: научить учащихся мыслить и учиться.
Процесс усвоения учащимися знаний, по мнению философа Е. Ильенкова, необходимо организовать так, как всегда организовывает его лучший учитель – жизнь, то есть, чтобы ребенок вынужден был постоянно тренировать не только (и не столько) память, сколько самостоятельно решать задания. Отсюда выплывает система поиска оптимальных форм учебной деятельности с позиции успешного достижения стратегического задания современной школы, а это требует изменений в деятельности учителя:
- усиление экспериментального и исследовательского направления содержания школьных курсов естественных дисциплин;
- изучение явлений, процессов, объектов, которые окружают учащихся в их повседневной жизни;
- использование знаний, добытых учащимися из разных источников.
В современных условиях первоочередными заданиями для образования необходимы такие качества:
- стремление к обучению на протяжении всей жизни;
- постоянный поиск лучших методов для реализации жизненных проблем;
- готовность своим трудом заложить основу собственного социального успеха.
Для решения этих задач существуют современные педагогические технологии, которые условно
делятся на:
- общепризнанные, личностно ориентированные технологии преподавания (развивающее обучение, работа в малых группах и т.д.)
- малоизвестные массовому учителю (технология создания ситуации успеха, методы развития творчества ученика);
- технологии, которые активно развиваются на современном этапе( обучение как исследование, обучающее проектирование, учебный эксперимент).
Учитель должен творчески подойти к выбору педагогических технологий, собственной стратегии, системы взаимодействия тактик обучения и стиля работы с учеником. Акцент делается на обучение через практику, продуктивную и исследовательскую работу школьников. В связи с этим изменяются и механизмы доставки знаний от учителя к ученику, свободный доступ к информационным ресурсам, самообразование и эксперимент. Открывается простор для использования средств влияния на сознание и деятельность формируемой личности. Важную роль в этом играет химия как естественная дисциплина. Это комплексная наука, которая способствует формированию научного мировоззрения через исследовательскую практику, химический эксперимент на уроках и во внеурочное время, интеллектуальному развитию учащихся, общеобразовательной и человеческой культуре.
Актуальна проблема использования метода эксперимента – исследовательской направленности с целью развития у учащихся навыков поисково-исследовательской работы. Во время такой деятельности учащиеся постепенно овладевают современными методами научного исследования, которые сопровождаются процессом психологической адаптации к условиям реальной жизни, умению гибко перестраивать направления деятельности.
Особое внимание целесообразно уделять поисково-исследовательским методам для развития экспериментальных умений, формирования научного мировоззрения учащихся. Предпочтение отдается таким формам организации учебного процесса, которые приближают эксперимент к условиям научной работы, то есть:
- лекции с проблемным преподаванием или лекции с демонстрациями;
- семинары и конференции;
- экскурсии на производство, уроки с ролевыми играми;
- создание научно-исследовательских проектов, направленных на решение определенных проблем;
- решение экспериментальных задач, постановка и проведение экспериментов;
- решение задач, которые включают проектирование приборов;
- решение задач практического направления, которые предусматривают ознакомление с основами химического производства;
- составление опорных конспектов, алгоритмов решения определенных проблем, задач.
Для самостоятельного использования эксперимента важно научить школьников пользоваться опорными конспектами. После разбора опыта с учителем ученик использует аналогичные действия, при этом активизируются как зрительные, так и моторные анализаторы. Имея опорный конспект, ученик может уточнить постановку эксперимента и избежать возможных ошибок.
Для максимального приближения личности к реальной жизни и приобщения ее к решению конкретных задач в пространстве межличностного общения и сотрудничества используется исследовательско-проектная деятельность. Эта работа способствует развитию умений и навыков, определению проблемы и цели сбора информации, обсуждению формы работы и определению оптимальных путей ее выполнения и презентации. Учащиеся работают над проектами индивидуально и в группах. Во время такой работы они учат друг друга, и, обучаясь, учатся.
Развивающее обучение максимально обеспечивает умственное развитие учащихся, способствует сознательному усвоению знаний по предмету, воспитанию самостоятельности в работе. Основные направления в практике обучения химии – технологии проблемного развивающего эксперимента и технологии исследовательской деятельности учащихся. Технология исследовательской деятельности учащихся базируется на научном эксперименте. Этот вид деятельности реализуется через систему проблемных заданий по исследованию свойств веществ, решение экспериментальных задач.
Учащиеся с удовольствием решают задачи практического направления: на определение качественного и количественного состава веществ, растворов, смесей экспериментального и расчетного характера. Именно они дают представление о производственных процессах. Такой вид деятельности дает возможность учащимся находить рациональные способы их решения, применять полученные знания на практике.
Учитывая разный уровень подготовки учащихся, на уроках часто используются экспериментальные дифференцированные задания: репродуктивные, частично поисковые, исследовательские. Это далеко не полный перечень технологий по использованию химического эксперимента. Главное при данном методе работы:
- постановка и разъяснение цели;
- сознательное использование эксперимента, описание опытов;
- четкий вывод по результатам эксперимента.
Все виды работ объединяются с интерактивными методами обучения. Такая форма организации учебного процесса способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса, заинтересовывает его находить собственный способ работы, анализировать способы работы других во время урока, выбирать и применять наиболее рациональные. Такие уроки увлекают учащихся, пробуждают у них интерес и мотивацию, учат самостоятельно мыслить. Чаще всего используются следующие методы: ассоциативный куст, дискуссии, дебаты, рефлексия, метод «Пресс», «Мозговой штурм», «Микрофон» и др. Результат работы – создание учащимися собственных проектов, презентаций, публикаций, которые способствуют формированию навыков решения практических проектов.
Современное общество требует высокообразованных, интеллектуально развитых личностей. Поэтому большое внимание учитель должен уделять работе с одаренными детьми, работая с ними на уроках и во внеурочное время. Преимущественно на занятиях факультатива осуществляются эксперименты прикладного характера, используя безопасные вещества бытовой химии, лекарственные препараты, продукты питания.
Ученики мобилизуют свои теоретические знания, практические навыки, опыт для осуществления эксперимента прикладного характера. Такие эксперименты формируют навыки экологически грамотного поведения в быту и окружающей среде.
Работа учителя должна быть направлена на развитие экспериментальных умений и навыков экспериментально-проектной деятельности для формирования жизненных компетентностей школьников. Постоянно экспериментировать, искать, требовать, усовершенствовать – это единственный путь учительского вдохновенного труда.
Литература:
Задорожний К.М. Технологiя навчання химii. – Харкiв: Основа 2007. - С. 127.