«Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».
«Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».
С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью новых современных методов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».»
Выступление на методическом совете учителей начальных классов на тему:
«Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».
Актуальность и перспективность опыта.
Перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Как нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем. (1 слайд)
Школа должна готовить детей к жизни. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Поэтому при подготовке к уроку и его проведению, я всё чаще использую информационно- коммуникативные технологии. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью новых современных методов обучения.
Условия формирования опыта
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. (2слайд)
И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. подготовить фото-рассказ о своём посёлке, придумать сказочную историю о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисовать словесный портрет своего домашнего питомца, найти в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить правила друзей природы и т.д. (3 – 4 слайды)
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Сколько интересных проектов предлагаю детям! Например, «Письмо Деду Морозу», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Узоры на посуде», «Страны мира», «Интересная вещь, которая живёт в моём доме», «Откуда в хлебе столько дырочек?», «Красавица – Матрёшка». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. (5 – 9 слайды)
На уроках математики использую дидактические, ролевые игры. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей. Игровые технологии использую на уроках и на внеурочных занятиях. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. (10 слайд)
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, школьным психологом, составляем режим дня.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. (11 слайд)
Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся.
Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся следующие навыки:
- умение работать в группе; - высказывать свое личное мнение;
- выслушивать мнение товарищей;
- создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.
В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, русского языка.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Лисёнок», «Инфознайка», «КиТ», «Спасатели», в которых они охотно участвуют. Большое количество учащихся принимают участие в школьных, районных и республиканских творческих конкурсах. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют их кругозор.
Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы, играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение. Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и прийти к выводу – все в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд. Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества.