Просмотр содержимого документа
«Система по подготовке учащихся 8 - 11 классов для участия в олимпиадах по химии»
Система по подготовке учащихся
8 - 11 классов для участия в олимпиадах по химии
КГУ «Школа – гимназия № 95»
Учитель химии Голощук Т.А.
Наше педагогическое общество активно переживает бум олимпиадного движения. В школах, вузах, на сайтах организуются разного рода традиционные и эвристические, региональные, дистанционные интеллектуальные соревнования.
Бесспорно, олимпиады разного уровня, являются важным фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно – исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Однако при этом, ни коим образом нельзя забывать и о тех людях, преподавателях, которые готовят этот потенциал.
Олимпиада по предмету, в частности по химии – это не только проверка образовательных достижений учащихся, которые в них закладывают учитель, но и познавательное, интеллектуально – поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, навыков и способностей по решению нестандартных задач и заданий разного уровня сложности.
Конечно же, подготовка к олимпиаде проводится учителем – предметником, который выступает «тьютором», «тренером» одаренных учеников.
Победа школьника в олимпиаде – это прежде всего профессиональное достижение учителя в своей педагогической деятельности.
В своей практике, я пришла к выводу, что при подготовке учеников к олимпиадам по химии, лучше использовать не раздельное обучение учащихся, а смешанное. Что это значит?
Будущих участников олимпиад (8 – 11 классы) я собираю вместе во неурочное время и провожу занятия в виде дифференцированного обучения. Это позволяет проводить творческий тендем между У – у и у – у., в результате которого старшие ученики (10 – 11 класса) порой выступают в роли «учителя», объясняют и помогают разобрать сложные задания и использовать учебный материал по предмету более «своим» доступным и понятным языком. У учащиеся (8 – 9 классов) тогда в большей мере проявляется интерес и повышается мотивация к предмету.
Главное, на первом этапе деятельности – это собрать команду учащихся и выявить тех, кто проявляет интерес к предмету.
На своих уроках отслеживаю обучающихся, которым интересен предмет, составляю с ними индивидуальные беседы, предлагаю решить задания повышенного уровня, использую их в качестве консультантов при разборе сложных тем учебного материала по химии.
Так, например, при решении задач по теме «Генетическая связь неорганических классов и соединений» в 8 классе использую задачи изобретательного характера.
ЗАДАЧА №1 на составление определений и формулировок , при решении которой необходимо привлечение новой информации, сопоставление её с имеющейся, создание новых связей среди элементов системы знаний.
ЗАДАЧА№2 . Предложите способ классификации следующих соединений Н2SО4, H2O, SO3, NH3, КJ, КОН,HCL.
При решении данной задачи учащиеся должны хорошо владеть понятиями «оксиды», «кислоты», «соли» и «основания».
Появляются проблемы у обычных учеников – «забыли», неправильно формулируют ответы и т.д. На помощь приходят ребята- консультанты, четко владеющие информацией….Вот таких учеников, заинтересованных в предмете я отслеживаю, а потом собираю в «команду»
Второй этап – с чего начать? Как работать? Как заинтересовать?
Необходимо же еще учитывать разный возраст, психологию и подготовку…
В этом мне оказывают помощь (как уже указывалось выше) ученики 10 – 11 классов. Это позволяет стимулировать стремление учащихся (8 – 9 классов) к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разноуровневых заданий по химии и поиску совместных решений.
На этом этапе, главная задача – развить умения учащихся работать с информационными источниками, мотивировать их к активной подготовке к олимпиаде, обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала, организовать самостоятельную деятельность школьников.
Третий этап – разбор и решение различных заданий и задач разного уровня сложности , олимпиадные задания (методика решения)
На этом этапе решаем задачи и выстраиваем логику мышления у разновозрастной категории обучающихся.
НАПРИМЕР,
Установите формулу предельной карбоновой кислоты, калиевая соль которой содержит 28, 57% кислорода. 28,75 % - это массовая доля.
Задаём вопрос - Что такое массовая доля? На этот вопрос могут ответить все учащиеся. (Часть от целого.)
Если речь идёт о массовой доле, то следовательно, часть – это масса кислорода, а целое – это масса молекулы.
Рассуждаем дальше….Кислота предельная. Общая формула: СnH2n+1COOH, её соль СnH2n+1COOК (на помощь приходят ученики 10 – 11 класса). Дают понятие органических кислот, записывают определения и формулировки, приводят классификацию.
Дальше уже следует решение с использованием математических навыков счета:
0, 2857= 32\12х+ 2х +1 +12+32+39
0,2857=32\14х +84
14х+84=32\0,2857
14х= 28 х=2 Кислота С2Н5СООН
Ответ найден.
Анализ решения и пошаговый разбор производит каждый ученик, если есть в этом необходимость.
Самое главное для меня, это научить учеников мыслить. Для этого нужно научить их при решении любой задачи задавать себе вопросы и отвечать на них, начиная с самых простых задач.
Даже при решении задачи в одно действие, заставляю отходить от алгоритма и задавать себе вопросы – что это такое? как это найти? какие формулы можно использовать?
НАПРИМЕР, простая задача (8 класс)
6,4 грамм серы сгорело в водороде . Найти массу выделившегося продукта.
1.Что нам дано? Масса.
2.А что такое масса вещества? Это масса всех молей.
3. Мы знаем массу всех молей. Массу одного моля. Что можем найти ? Количество молей. Серы. ..А нам надо найти массу сероводорода
4. А что такое масса? Масса всех молей.
Чтобы найти массу всех, надо знать сколько всех молей. Мы знаем количество серы.
По уравнению знаем соотношение 1 : 1, отсюда находим, что количество молей серы и сероводорода одинаково…. отсюда масса всех молей сероводорода равна масса одного умножить на количество всех молей. Обязательно ! Заставляю проговаривать каждый шаг решения.
НАПРИМЕР, олимпиадная задача (9 класс)
Неизвестный металл массой 13,5 грамм вступил в реакцию с 16,8 л. (н.у.) хлора . Определите неизвестный металл.
2Ме + nCl2= 2MeCln
Нам дан объём хлора. Задаём вопрос. Что такое объём? Объём всех молей.
Знаем объём всех и объём одного, что найдём? Сколько молей. 16,8л\22,4 моль\л=0,75 моль
Нам известна масса металла. Что такое масса? Это масса всех молей. Если бы мы знали сколько молей содержится в этой массе. Мы бы нашли массу одного моля и определили металл по таблице.
У нас есть уравнение. Что оно показывает? Соотношение частиц. По равнению соотношение 2: n Известно, что количество молей хлора равно 0,75. Составим пропорцию
2-n
x-0,75 х=0,752\n=1,5n
Мы знаем массу вех молей металла, мы знаем сколько молей, найдём массу одного моля. Решение:
13,5\1,5\n=9n, где n это валентность.
Подберём по таблице. Это алюминий.
Подготовка учащихся для участия в олимпиадах по любому предмету – это целенаправленный и длительный процесс, специально организуемый на основе системно – деятельностного подхода, способствующий развитию интеллектуальных и волевых качеств учащихся, что возможно только при наличии систематической и творческой работы учителя и учащихся.
Результаты есть, бесспорно….но может не всегда те, которых ожидаешь и на которые надеешься… нужно работать и добиваться…. тогда все получится!