kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления на уроках химии1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках химии1 »

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Поиски наиболее оптимальных методов обучения привели меня к выводу, что использование технологии развития критического мышления поможет решить эту основную проблему, стоящую перед современным педагогом. Задача учителя заключается не в суммировании знаний, а в вооружении обучающихся инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно

Цели и задачи ясны, но проблема существует-

Современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, т.к. потенциал ребёнка раскрывается  не в полной мере. С чем же это связано? Традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого школьника в учебный процесс, поскольку ребёнок является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества.

Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта.

В этом может помочь использование технологии критического мышления.

Технология РКМЧП – универсальная, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.

Технология РКМЧП имеет чёткую структуру, которая имеет в своей основе развивающие и воспитательные цели. В её основе лежит базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Восприятие информации происходит в 3 этапа, каждый этап имеет свои цели и задачи.



В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии : «вызов - осмысление новой информации- размышление (рефлексия)», где могут быть использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно хорошо известные и апробированные в педагогической практике.

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно.

Таблица 1

Технологическая карта урока по технологии  РКМЧП 

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

·        Составление списка “известной информации”.

·        Рассказ-предположение по ключевым словам.

·        Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

·        Верные и неверные утверждения.

·        Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

·        Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

·        Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

·        Ответы на поставленные вопросы.

·       Организация круглых столов и дискуссий.

·        Написание творческих работ.

·        Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

 

Мне хотелось бы подробно остановиться на тех приемах технологии развития критического мышления, которые можно использовать на своих уроках.

На стадии вызова учитель должен не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На данной стадии ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Главная задача учителя – актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

На стадии осмысления идёт непосредственная работа с информацией, источниками которой являются тексты. Деятельность учителя на этой стадии: заключается в сохранении интереса учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное восприятие текстов, анализ и выбор информации с последующим представлением в графическом виде.

На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, либо анализируют и систематизируют учебный материал



Характеристики критически мыслящего человека:

  • Проявляет настойчивость в решении проблем

  • Открыт для других идей

  • Слушает собеседника

  • Рассматривает проблему с разных точек зрения

  • Устанавливает множество связей между явлениями

  • Умеет строить различные выводы

  • Применяет свои навыки и знания в различных ситуациях

  • Активно воспринимает информацию

  • Любознателен



Приложение 1.

Какие методические приемы ,развития критического мышления, можно использовать на различных этапах урока.

Чтобы овладеть вниманием класса, можно использовать интересный методический приём, который позволяет активизировать внимание класса во время лекции.

Для этой цели следует приготовить комплект своего рода визитных карточек учащихся класса. Перед началом все карточки перетасовываются и кладутся на стол учителя. Одна из карточек , естественно ,оказывается наверху. Именно её владельцу и будет предложено в конце лекции выступить с резюме. Однако до конца урока карточка не открывается, а потому будущий докладчик неизвестен. Это создаёт интригу, которая увлекает ребят и своей игровой стороной (своего рода лотерея) и предполагаемой ответственностью (надо ведь не опростоволоситься, если доведётся держать речь перед классом). В результате , вся аудитория следит за объяснением учителя с неослабевающим вниманием, мысленно формулирую своё понимание обсуждаемой проблемы.

Этот простой приём оказывается на практике очень плодотворным. Помимо концентрации внимания класса он неизбежно провоцирует дискуссию в конце лекции. Ведь каждый ученик (или почти каждый) на ходу лекции готовится к возможному выступлению и пожелает высказать свои суждения. В итоге материал лекции проговаривается трижды: учителем, одним из ребят, и всем классом во время обсуждения.

Какие приёмы данной технологии можно использовать при работе с различными видами информационных текстов.

Текст-

Часто мы ,учителя, мало внимания уделяем развитию умения учащихся работать с текстом

Следует отметить, что прочитать текст- ещё не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

Между тем усвоение и запоминание – совершенно разные понятия.

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Не случайно говорится о необходимости чтения «с карандашом в руке».

Облегчает работу с текстом не каждая запись. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма. Например, маркированный текст. При работе с текстом для обработки содержания можно предложить учащимся справа или слева на полях использовать следующие значки:

«V» - уже знал;

«+» - новое;

«-« - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Прочитав текст один раз можно вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что уч-ся знали или предполагали по данной теме раньше, возможно кол-во значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, кол-во граф которой соответствует числу значков маркировки.

V

+

-

?







Для заполнения таблицы необходимо вновь вернутся к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «Инсерт» и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

Работа с ключевыми словами

На стадии вызова предлагаю набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На ну работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2—3 рассказа. Со временем учащиеся могут сами составить набор ключевых слов по новому тексту. На стадии рефлексии ключевые слова могут стать опорой для написания синквейна или сочинения стихотворной формы.

Глоссарий

При работе с новым текстом предлагаю учащимся выявить в тексте неизвестные-слова и термины, задать вопросы, составить глоссарий.

Прием «Верите ли вы, что…». позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Можно предложить каждому учащемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке ставят знак «+», если они согласны с утверждением и « - « если нет. Например, тема урока «Кислород» 8 класс: Например, учитель выбрал вещество кислород. Он спрашивает учащихся: верите ли вы, что...

1.его химический символ О?

2.его молекулярный состав 03?

3.он входит в состав воздуха?

4.он газ?

5.он входит в состав воды?

6.он может быть жидким?

7.человек дышит только чистым кислородом?










Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает возвращение к таблице на стадии рефлексии.

Прием «Ассоциации». Например, на уроке по теме «Предмет химии» в 8 классе, учащимся предлагается задание

-попробуйте отгадать о чём идёт речь. У древнегреческого писателя Плутарха это наука чёрной земли (Египта). На яыке египтян это слово означало «чёрный». Некоторые исследователи считают, что так называлось металлическое литьё. По версии других учёных , это наливание, настаивание. Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания? Речь идёт о том , что означает слово «химия».

-А какие ассоциации возникают у вас со словом «химия»?

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. А учителю важно все их мысли зафиксировать на доске и определиться тем, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения.

Кластеры

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Этот прием может быть применен на стадии вызова при систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным при­емом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

Большой потенциал данный прием имеет на стадии рефлексии — это исправления неверных предположении в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следствен­ных связей между отдельными смысловыми блокам (работа может вестись индивидуально, в группах, п всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров.

АЛЛОТРОПИЯ

Химический элемент  простое вещество





углерод

кислород



фуллерены



Аллотропные модификации

Аллотропные модификации

карбин





О22

О3

графен



графит

алмаз





Концептуальная таблица

Особенно полезна, когда предполагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов. Например, при обобщении материала по классам углеводородов, предлагаю учащимся по тексту учебника составить следующую таблицу

Объект сравнения








алканы

алкены

Алкины






Строение молекулы




Физические свойства





Химические свойства






«Толстые» и «тонкие» вопросы

Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы.Известно, что не каждый вопрос является инструментом развития учащихся. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может использоваться на любой из трех стадий урока. Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно.

Например, вопросы по теме «Щелочные металлы»:

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Где в периодической таблице расположены щелочные металлы?

Чем можно объяснить раз­личие в химической актив­ности щелочных метал­лов

Встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном виде ? и т.д.

С чем .связаны особые меры предосторожности при хра­нении щелочных металлов, каковы они? и т. д.

Возможно составление «толстых» и «тонких» вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.

При изучении большого объема материала с целью его систематизации использую прием «Зигзаг». Учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества.

При входе в кабинет каждый ученик выбирает карточку (карточки разных цветов и пронумерованы от 1 до 6). Каждая группа с определённым цветом карточки будет работать над своим исследованием. Запишите нужную информацию в виде схем или определений.

Затем ученики переворачивают карточки и собираются по номерам, написанным на обратной стороне. В результате образуется несколько групп из четырёх учеников владеющих разной информацией. Члены каждой группы обмениваются информацией, которую они получили.

Данный прием использовался при изучении тем «Алюминий», «Аллотропия» в 9 классе.

Разновидностью этого приема является другой прием - «Зигзаг-2». В этом случае все группы работают с одним и тем же материалом, составляя кластер. Затем представитель каждой группы делится результатом своей работы с другими группами, дополняя кластер или исправляя в нем ошибки.





Информационные схемы «Древовидные графы»

Позволяют обработать большой объем информации на основе закона осмысления в форме составления модели, которую в дальнейшем можно использовать на разных этапах учебного познания. Например, при изучении химических свойств этиленовых углеводородов составляем схему, подтверждающую зависимость между строением и свойствами веществ.



+H2 (гидрирование) ;

+HaL2 (галогенирование);

+HHaL(гидрогалогенирование)

+H2O (гидратация)


Приемы работы с такой схемой разнообразны совместное с учителем или самостоятельное составление, работа в парах и группах по ее изучению,

.

Сводная таблица «Что? Где? Когда?»

Позволяет организовать изучение предпосылок возникновения ведущих теорий химии — периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения химических соединений . А.М. Бутлерова на основе составления таблицы по соответствующему информационному тексту, к примеру, соответствующего параграфа учебника, либо во время лекционного изложения материала. Например, предпосылки открытия Периодического закона оформляются в виде следующей таблицы:

Что?

Где?

Когда?

Утверждение атомно-молекулярного
учения, первые единые определения понятий молекулы и атома, а также
атомного веса, который теперь называется относительной массой

Г. Карлсруэ, Германия

1860 г.

И т.д.





Таблица «ПЛЮС — МИНУС — ВОПРОС»При изучении некоторых понятий важно подчеркнуть не только отрицательные стороны, но и возможный положительный эффект ,.Вопросы могут быть составлены двояко. В одном варианте-это серия «тонких» и «толстых " вопросов по изучаемой проблеме, а в другом — вопросы по дополнительной информации, заинтересовавшие ученика при подготовке к занятию, которые он желает задать классу. Например, при изучении коррозии металлов первые колонки данной таблицы после их заполнения учащимися выглядят следующим образом:

+

-

?

При термической обработке стальные листы покрываются тонким трудно отделяемым сло­ем окалины. Таким листам дают слегка поржаветь, после чего они легко очищаются от окалины. У древних горцев существовал особый секрет приготовления сверхпрочных и острых клинков, которые легко разрубали не толь­ко ткани, но и сухожилия и кости. Оказалось, что изделия на -не­сколько лет закапывали в землю, а затем поржавевшие клинки по­сле специальной обработки при­обретали высокую прочность.

Разрушение металлических конструкций




ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ БЛИЦ-ОПРОСА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»,

  1. Д.И.Менделеев отверг теорию злектролитическо диссоциации? (Да)

  2. Азотную кислоту называют «царской водкой»? (Нет]

  3. В XIX веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду — водородом кислородовичем? (Да)

  4. Кальцинированная сода — это соль кальция? (Нет.это безводный карбонат натрия.)

  5. Больному для успокоения нервной системы врач выписывает бром? (Нет)

  6. Азотная кислота образует кислые соли? (Нет)

  7. В результате реакции 1 моль ортофосфорной кислоты с 3 моль едкого натра образуется средняя соль и вода,]поэтому среда раствора нейтральная? (Нет, среда щелочная из-за гидролиза соли.)

Диаграмма Венна-Эйлера

Диаграммы Венна — общее название целого ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации, введены Джоном Венном, британским философом , математиком и логиком в 1881; показывают математические , теоретико-множественные или логические отношения между множествами или событиями; собственно «диаграмма Венна» показывает все возможные отношения между множествами или событиями из некоторого семейства; разновидностями диаграмм Венна служат: диаграммы Эйлера , диаграммы Джонстона, карты Карно.

В теме «Электролитическая диссоциация» изучается вопрос о возможности протекания реакций между растворами электролитов, , сопровождающихся тремя признаками: выпадением осадка, выделением газа , образованием малодиссоциирующего вещества (МД).

Пример задания: какие взаимодействия практически осуществимы:

  1. NaOH +CuSO4=

  2. KCl + Ca(NO3)2 =

  3. HCl+NaOH =

  4. CaCO3+HCl =

Для ответа можно составить следующую графическую форму

В результате учащиеся приходят к выводу о том, что практически осуществимы три пары взаимодействий (1,3,4| т.к. в результате этих взаимодействий соблюдаются условия протекания реакций до конца, а значит, они практически осуществимы. А взаимодействие хлорида калия с нитратом кальция практически неосуществимо, потому что процесс не соответствует признакам необратимости реакции.

Урок взаимообучения

В начале урока ученики разделяются на группы. Каждой группе выдаётся лист усвоения материала урока . На листе приведены как изученные данные, так ещё и не изученные. У всех групп задания одинаковые. Лист усвоения знаний –это тот минимум знаний , который должен быть усвоен к концу урока.

Учитель может подойти , если у группы затруднения (помощь будет заключаться в том, что учитель посоветует где искать ответ в учебнике). Можно попросить помощь у другой группы. После проверяем задания с комментариями у доски.



Приемы стадии рефлексии



Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, лимерик, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кром того, стихотворение позволяет лучше представить сложны термины и категории, выделить их главные признаки.

Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигаю! хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание и форма написания.

СИНКВЕЙН — Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья, срока — три глагола, показывающие действа понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в тором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительно через которое человек выражает свои чувства, ассоциации) связанные с данным понятием.

1. Полимеры 4. Широко используются в наше время

2. Легкие, прочные 5. Макромолекулы

3. Горят, разлагаются, плавятся

Диаманты

Очень полезны для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты.

Диаманта —это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых -понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

Строчка 1: тема (существительное) ГОРЕНИЕ УГЛЯ

Уголь

Строчка2: Определение (2 прилагательных) черный, блестящий

Строчка 3: действие (3 причастия) горючий, уменьшающий­ся, светящийся

Строчка 4: ассоциации (4 существительных) жара, огонь, свет, дым)

Строчка 5: действие (3 причастия) клубящийся, выделяю­щийся, тяжелый,

Строчка 6:определение (2 прилагательных) прозрачный, бесцветный

Строчка 7 :тема (существительное) газ



Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению . Можно предложить написать диаманту на темы: «Металл — неметалл», «Кислота-основание».

Стих можно не только писать, но и рисовать. При этом нет необходимости заменять слова на символы. Можно предложить интересный художественный ход.

Демонстрируем опыт взаимодействия соды с уксусом. Попросите назвать все прилагательные, которые характеризуют эту реакцию. Они могут сказать такие слова, как: кристал­лический, жидкий, газообразный, шипящий, бесцветный, летящий. Записывайте их на доске. А теперь попросите представить этот опыт, нарисовать мысленно картинку его взаимодействия в стакане используя эти прилагательные. Каждый может высказать свои представления. После этого объясните своим ученикам, что слова можно написать так, чтобы они по форме напоминали взаимодействующие и образующиеся вещества. Получится рисунок химической реакции.

При составлении текста РЕКЛАМНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ следует учитывать следующие критерии:

Примечание.

  • максимум информации и целенаправленности при
    минимуме слов.

  • доказательность и доходчивость;

  • краткость, лаконичность;

  • зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях.

Еще один прием — составление текста телеграммы о веществе или каком-то явлении, где в сжатой и краткой форме происходит рефлексия полученных знаний.

Вопросы для интервью формулируются вопросы по содержанию занятия и задаются любому однокласснику или учителю,

Комментарий.

Прием «Письмо в будущее» позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Приложение 2

Создание среды, способствующей развитию навыков критического мышления.

Упражнения рождают мастерство

Публий Корнелий Тацит.

Материалы тренинга для учителей

  1. Меньше говорите сами ,чтобы у учеников было время размышлять.

  2. Чаще повторяйте, что на большинство вопросов не существует одного правильного ответа. Не забывайте об этом и сами.

  3. Не балуйте детей готовой информацией. Вместо этого, научите, как ее искать, как активно работать с текстом, как анализировать информацию.

  4. Планируя уроки, выделяйте время на обучение и тренировку навыков критического мышления при чтении, письме, говорении и слушании. Знания и умения детей в этой важнейшей области очень ограничены.

  5. Думайте вслух на уроке. Ученики должны иметь возможность наблюдать за ходом ваших мыслей, за тем, как вы рассуждаете, решая задачу или проблему. Постарайтесь делать это так, как делал бы ученик, а не многоопытный преподаватель. Если вы мыслите слишком быстро или слишком сложно, ученики не смогут затем использовать это в качестве образца.

  6. Систематически задавайте ученикам вопросы, «распаковывающие» их мысли, касающиеся таких аспектов, как цели, доказательства, аргументы, причины, суждения, убеждения, интерпретации, выводы, умозаключения, последствия их размышлений и их значение, реакцию на противоположные или другие точки зрения и т.д.

  7. Чаще спрашивайте учеников, которые редко поднимают руку. После выступления ученика попросите других учеников своими словами обобщить сказанное им, чтобы ученики привыкали слушать друг друга активно. Но делайте это не в качестве наказания не слишком усидчивых и послушных.

  8. Избегайте немедленного оценивания вопросов или суждений детей. Дайте свободно высказаться как можно большему числу учеников и только потом особо отметьте наиболее интересные, на ваш взгляд, точки зрения. Всегда отделяйте точку зрения ученика от его личности. Не уставайте повторять, что вы уважаете любую точку зрения, даже если с ней не согласны.

  9. Всякий раз старайтесь приводить конкретные примеры, иллюстрирующие абстрактные понятия или рассуждения. Используйте в качестве примеров ситуации и темы близкие, понятные и интересные ученикам. Приближайте абстрактные знания к их повседневной жизни.

10. Ясно проговаривайте критерии, на основании которых вы собираетесь оценивать работу учеников. Объясняйте, почему выбраны именно эти критерии. Покажите ученикам, как они сами, на основании этих критериев могут оценить свою работу. В идеале ваши критерии должны быть настолько понятны ученикам, чтобы их самооценка почти не расходилась с вашей оценкой. Умение рефлексировать, адекватно оценивать свою работу - одна из важных составляющих критического мышления.

  1. Важно приучать учеников к систематической рефлексии. Например, можно в конце каждого урока давать учащимся задание на 1 минуту: написать, что было самым важным для них на прошедшем уроке, что осталось непонятным. Каждый новый урок можно начинать с 1-2 минутного анализа записок.

  2. Часто делите класс на малые группы (пары, тройки, четверки и т.д.). Давайте каждой группе определенное задание на время, слушайте всем классом отчет каждой группы о проделанной работе, о возникших проблемах, о том, как они были преодолены. Для развития критического мышления не достаточно только лишь базовых знаний, нужна еще совместная деятельность, возможность общения в группе, где тебя услышат, где ты услышишь другие точки зрения и
    другие аргументы, где ты чувствуешь себя в безопасности.

  3. Важно всячески поощрять свободные высказывания учащихся, не иронизировать над ними, не исправлять ошибки говорящего (найти для этого другое время и место!), учить слушать друг друга. Прежде всего, учителю следует научиться слушать самому, демонстрируя искреннюю заинтересованность в рассуждениях учеников. Если учитель только делает вид, что слушает или ведет себя не конгруэнтно, т.е. на словах высказывает заинтересованность, а своим видом, интонацией, позой показывает, что торопится, не согласен с учеником, раздражен, ученики сразу это почувствуют.

  4. Планируя лекцию, можно заложить в нее несколько вопросов, таких как «В чем сильные и слабые стороны этих аргументов?», «Как еще могли бы развиваться события?», «Какие выводы можно из этого сделать?».

  5. Если учитель и ученики находятся в классе «на равных", могут видеть друга и свободно общаться, это активизирует даже самых застенчивых и пассивных, которые обычно предпочитают молчать, если сидят в затылок друг другу и видят только учителя. В некоторых классах столы расставляют по кругу, так
    чтобы ученики могли видеть друг друга. При работе в малых группах ученики рассаживаются в кружок вокруг одного или двух столов.

  6. Очень помогут особенно на первых порах, развешанные на стенах плакаты с вопросами «Почему я так считаю?», «Это факт или интерпретация?», «А что будет,если…?», «С чем это можно сравнить?» Особенно, если на них будут подсказки, с чего можно начать ответы на эти вопросы

17.Никогда не бойтесь признать, что чего-то не знаете. Это нисколько не уронит ваш авторитет, как считают многие учителя. Наоборот, ученики почувствуют вашу уверенность в себе, еще раз убедятся, что вы такой же человек, как они.

18.Два вопроса, которые могут очень досаждать вам, но очень помогут вашим ученикам: «А что, если...?» и «И что из этого?..».

.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие критического мышления на уроках химии1

Автор: Гилязова Гульчачак Хисамутдиновна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173427"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993761"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiomov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173419"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-biologhii-kak-usloviie-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "126205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415125294"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_raboty_po_teme_ispolzovanie_tekhnologii_razvitiia_kritichesko"
    ["file_id"] => string(6) "611477"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1659536889"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "развитие  критического мышления на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(55) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119858"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413544237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства