Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»
Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»
В статье обобщение опыта работы по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии" представлен опыт работы по данной теме. Описаны этапы урока и разнообразные стратегии КМ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»»
Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»
«Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить,
А факел, который нужно зажечь!»
(К.Д. Ушинский)
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
(К.Д. Ушинский)
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию.
Приоритетным направлением современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственной, патриотической и саморазвивающейся личности. Важнейшими качествами выпускника школы становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать серьёзные цели, обучаться в течение всей жизни. Поэтому целью образования XXI века является воспитание функционально грамотного выпускника.
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным с тем, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
В настоящее время процесс обучения в школах сводится к формированию у учащихся конкретных предметных знаний, умений, навыков.
Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в то же время, они испытывают определенные затруднения при применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Сложности также возникают у обучающихся и при решении заданий, основанных на умениях работать с информацией, представленной в различных формах.
Среди основных причин невысоких результатов российских школьников можно назвать следующие:
- недостаточная сформированность способности использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;
- невысокий уровень овладения общеучебными умениями, такими как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований, подготовка проектов.
Данные причины связаны с ориентацией учебного процесса в российских школах на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных задач, входящих в демоверсии или банки заданий ЕГЭ, ОГЭ.
Однако современное общество требует от организаций образования выпускника не просто знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить, быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, т.е. обладать определенной функциональной грамотностью. Это связано с тем, что современный человек должен уметь быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В связи с этим современное образование на первое место должно ставить не собственно предметные знания, а умение с их помощью решать проблемы.
В своём указе от 7 мая 2018 года президент России В.В. Путин поставил перед правительством РФ задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Одним из направлений совершенствования образования в России является формирование функциональной грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность базируется на четырех основных составляющих: естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным идеями.
Для развития естественнонаучной грамотности учитель должен включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умения проводить исследования, высказывать предположения, строить гипотезы.
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, которые позволяют формировать инновационное поведение человека и эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Поэтому ученику важно не только получать знания, но также и уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать жизненный опыт с новой информацией.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это одна из технологий которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности, которая предлагает различные приемы, стимулирующие воображение и речь, заставляет детей думать.
ТРКМ способна решить задачи, поставленные в новых стандартах, предложена эта технология в середине 90-х годов XX в. американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить.
ТРКМ – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля преподавания, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству. Она предполагает гуманистический подход к обучению, т.е. личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Использование ТРКМ на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение ставить новые вопросы, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. В идеале такой подход к обучению учащихся обеспечивает нормативную базу знаний и коммуникативных навыков. Не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
В ТРКМ синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также развивающего обучения и сотрудничества. Это, прежде всего, подход, являющийся способом разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, различных групповых форм работы и частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитывающие цели
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (развитие его творческой и исследовательской активности), предоставить ему условия для обобщения полученной информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии.
Технология, открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.
Так как учебный процесс строится в первую очередь на отношениях учитель – ученик, то сегодня должна измениться роль педагога и он должен выполнять функции организатора деятельности, наставника, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
Цель развития критического мышления формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.
Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:
- критически мыслить;
- решать сложные проблемы на основе анализа информации;
- взвешивать альтернативные мнения;
- уметь выявлять причинно-следственные связи;
- уметь делать выводы и сравнения;
- уметь общаться с другими людьми.
В основе данной технологии лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление различных точек зрения, оценивание.
Принципиальными моментами для ТРКМ являются:
активность субъектов образовательного процесса;
организация групповой работы в классе;
развитие навыков общения;
идея ценности личности;
подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни
Основные стадии урока в ТРКМ
1) Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме),
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме),
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
2) Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме),
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации),
Информационная (приобретение нового знания),
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля),
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.
Основные методические приемы развития критического мышления
1) «Кластер»
2) «Бортовой журнал»
3) Шесть шляп мышления
4) Дерево предсказаний
5) Вопросительные слова
6) Толстые и тонкие вопросы
7) «6 W»
8) Учебно- мозговой штурм
9) Интеллектуальная разминка
10) Зигзаг, зигзаг -2
11) «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
12) «Инсерт»
13) Эссе
14) «Корзина идей»
15) «До и После»
16) «Рафт»
17) «Синквейн»
18) Контрольные вопросы
19) «ИДЕАЛ»
20) «ЗХУ» (знаю, хочу знать, узнал)
21) Круги по воде
22) «Аквариум»
23) «Карусель»
24) Ролевой проект
25) «Да – нет»
26) «Чтение с остановками»
27) «Чтение с пометами»
28) «ФИШБОН» (FISHBONE)
29) «Взаимоопрос»
30) «Перепутанные логические цепочки»
31) «Перекрёстная дискуссия»
32) Вводный вопрос
и другие
Прогнозируемые результаты применения приемов КМ:
положительный эмоциональный настрой на изучение предмета;
формирование мыслящей личности;
развитие всех компетенций у учащегося;
повышение познавательного интереса к предмету;
повышение качества обучения.
Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления, учащийся реализует свои потребности и возможности, учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие функциональной грамотности учащегося являющееся требованием времени.