kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обобщение опыта работы по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии" представлен опыт работы по данной теме. Описаны этапы урока и разнообразные стратегии КМ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»»

Обобщение опыта работы по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»

«Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить,

А факел, который нужно зажечь!»

(К.Д. Ушинский)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

 то и в жизни он будет только подражать, копировать»

 (Л.Н. Толстой)

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

(К.Д. Ушинский)


Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию.

Приоритетным направлением современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственной, патриотической и саморазвивающейся личности. Важнейшими качествами выпускника школы становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать серьёзные цели, обучаться в течение всей жизни. Поэтому целью образования XXI века является воспитание функционально грамотного выпускника.

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным с тем, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

В настоящее время процесс обучения в школах сводится к формированию у учащихся конкретных предметных знаний, умений, навыков.

Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в то же время, они испытывают определенные затруднения при применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Сложности также возникают у обучающихся и при решении заданий, основанных на умениях работать с информацией, представленной в различных формах.

Среди основных причин невысоких результатов российских школьников можно назвать следующие:

- недостаточная сформированность способности использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;

- невысокий уровень овладения общеучебными умениями, такими как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований, подготовка проектов.

Данные причины связаны с ориентацией учебного процесса в российских школах на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных задач, входящих в демоверсии или банки заданий ЕГЭ, ОГЭ.

Однако современное общество требует от организаций образования выпускника не просто знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить, быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, т.е. обладать определенной функциональной грамотностью. Это связано с тем, что современный человек должен уметь быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В связи с этим современное образование на первое место должно ставить не собственно предметные знания, а умение с их помощью решать проблемы.

В своём указе от 7 мая 2018 года президент России В.В. Путин поставил перед правительством РФ задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Одним из направлений совершенствования образования в России является формирование функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность базируется на четырех основных составляющих: естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным идеями.

Для развития естественнонаучной грамотности учитель должен включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умения проводить исследования, высказывать предположения, строить гипотезы.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, которые позволяют формировать инновационное поведение человека и эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Поэтому ученику важно не только получать знания, но также и уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать жизненный опыт с новой информацией.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это одна из технологий которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности, которая предлагает различные приемы, стимулирующие воображение и речь, заставляет детей думать.    

ТРКМ способна решить задачи, поставленные в новых стандартах, предложена эта технология в середине 90-х годов XX в. американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить.

ТРКМ – это попытка преодоления формального  подхода к обучению, авторитарного стиля преподавания, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика  к творчеству. Она предполагает гуманистический подход к обучению, т.е. личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Использование ТРКМ на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение ставить новые вопросы, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. В идеале такой подход к обучению учащихся обеспечивает нормативную базу знаний и коммуникативных навыков. Не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

В ТРКМ синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также развивающего обучения и сотрудничества. Это, прежде всего, подход, являющийся способом разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, различных групповых форм работы и частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитывающие цели

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (развитие его творческой и исследовательской активности), предоставить ему условия для обобщения полученной информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии.

Технология, открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.

Так как учебный процесс  строится в первую очередь на отношениях  учитель – ученик, то сегодня должна измениться роль педагога и он должен выполнять функции организатора деятельности, наставника, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.  

Цель развития критического мышления  формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.

Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

- критически мыслить;

- решать сложные проблемы на основе анализа информации;

- взвешивать альтернативные мнения;

- уметь выявлять причинно-следственные связи;

- уметь делать выводы и сравнения;

- уметь общаться с другими людьми.

В основе данной технологии  лежит работа с информацией,  осмысление её, сопоставление различных точек зрения, оценивание.

Принципиальными моментами для ТРКМ являются:

  • активность субъектов образовательного процесса;

  • организация групповой работы в классе;

  • развитие навыков общения;

  • идея ценности личности;

  • подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни


Основные стадии урока в ТРКМ

1) Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме),

  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме),

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

2) Осмысление содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме),

  • Систематизационная (классификация полученной информации),

  • Мотвационная (сохрнение интереса к новой теме).

3) Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации),

  • Информационная (приобретение нового знания),

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля),

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.

Основные методические приемы развития критического мышления

 1) «Кластер»

 2) «Бортовой журнал»

 3) Шесть шляп мышления

4) Дерево предсказаний

5) Вопросительные слова

6) Толстые и тонкие вопросы

7) «6 

8) Учебно- мозговой штурм

 9) Интеллектуальная разминка

 10) Зигзаг, зигзаг -2

11) «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

 12) «Инсерт»

 13) Эссе

 14) «Корзина идей»

15) «До и После»

16) «Рафт»

 17) «Синквейн»

 18) Контрольные вопросы

 19) «ИДЕАЛ»

20) «ЗХУ» (знаю, хочу знать, узнал)

 21) Круги по воде

22) «Аквариум»

23) «Карусель»

 24) Ролевой проект

 25) «Да – нет»

 26) «Чтение с остановками»

27) «Чтение с пометами»

28) «ФИШБОН» (FISHBONE)

 29) «Взаимоопрос»

 30) «Перепутанные логические цепочки»

 31) «Перекрёстная дискуссия»

32) Вводный вопрос

и другие

Прогнозируемые результаты применения приемов КМ:

  • положительный эмоциональный настрой на изучение предмета;

  • формирование мыслящей личности;

  • развитие всех компетенций у учащегося;

  • повышение познавательного интереса к предмету;

  • повышение качества обучения.

Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления, учащийся реализует свои потребности и возможности, учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие функциональной грамотности учащегося являющееся требованием времени.













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иващенко Людмила Валерьевна

Дата: 03.08.2022

Номер свидетельства: 611477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Инновационные уроки"
    ["seo_title"] => string(21) "innovatsionnyie_uroki"
    ["file_id"] => string(6) "464008"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522242183"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2620 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1530 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства