Данная статья на педагогическую тему включает понятие "критическое мышление", этапы его развития и примеры заданий с учетом данной технологии. Статья представяет интерес для учителей химии, преподавателей учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования и студентов педагогических учебных заведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий, предложенных в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д. Особенности этой технологии заключаются в следующем:
учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.
1 стадия – вызов
На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у обучающихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами и т.д.
Эта стадия имеет две задачи: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Обучающийся активно участвует в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Вторая задача – активизация обучаемого. Слишком часто ученики пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят, тогда, как дети просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучающиеся сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения. На этой фазе работы с информацией обучающийся определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.
2 стадия – осмысление новой информации
Учитель предлагает новую информацию, которую обучающиеся должны отработать. Это та стадия, на которой ученик вступает в контакт с новой информацией. Контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Именно во время этой стадии обучающийся должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе.
Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.
3 стадия – размышление (рефлексия)
Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи фазы рефлексии - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в его дальнейшем изучении.
Во время этой стадии закрепляются новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии рефлексии обучающиеся делают новые знания своими.
На этой стадии запланировано решение нескольких задач. В первую очередь обучающиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Второй задачей этой стадии является живой обмен идеями между обучающимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Роль учителя в технологии развития критического мышления сводится к следующему:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами этой технологии, которые я использую на уроках химии.
Стадия вызова
Прием “Ассоциация”
Обучающимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите это словосочетание?
Прием “Перепутанные логические цепочки”
Обучающиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.
На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно.
Стадия осмысления
Прием “Лист решения проблем”
Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
ПРОБЛЕМА
ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ
РЕШЕНИЕ
Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах
Прием “Таблица аргументов”
Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а обучающиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.
АРГУМЕНТ
Почему “ДА”
Почему “НЕТ”
Стадия размышления (рефлексии)
Прием “Шесть шляп критического мышления”
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” - АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Синяя шляпа” - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” - ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые разнообразные идеи и предположения);
“Красная шляпа” - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
Приём “Взаимообучение”
Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся по очереди играют роль учителя - роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:
1) “учитель” суммирует содержание абзаца;
2) он придумывает вопрос к тексту и просит других обучающихся на него ответить;
3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;
4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.
Литература:
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5- С. 145- 152.