Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках химии»
Проблемное обучение на уроках химии.
Богатый жизненный опыт, самодостаточность в профессиональной сфере, желание сделать урок неординарным - создают условия для практической наработки проблемных ситуаций для каждого урока.
Наиболее удачным приемом закрепления изложенного материала является создание проблемы и нахождение индивидуально-совместного решения. Здесь сразу арсенал возможностей: интерес, самореализация, нестандартное мышление, логика, анализ и другие составляющие урока. И если удача улыбнулась – радость «Я это сделал!».
Проблемные вопросы можно условно поделить на три категории.
Теория
1.Тема «Белки» 10 класс
Вопрос: Какую структуру белка можно назвать «пазлы»?
Ответ: четвертичную структуру.
Вопрос: Почему гидроксид меди (II) можно назвать универсальным качественным реактивом в органической химии?
Ответ: гидроксид меди (II) является качественным реактивом на: многоатомные спирты, альдегиды, глюкозу, сахарозу, белки.
2.Тема «Аминокислоты» 10 класс
Вопрос: Когда аминокислота проявляет больше кислотные свойства, чем основные?
Ответ: если в составе аминокислоты две карбоксильные группы и одна аминогруппа.
3.Тема «Периодический Закон Д.И.Менделеева» 8 класс
Вопрос: Почему нельзя поменять местами в таблице Д.И.Менделеева элементы аргон и калий ни на уровне ХIХ века, ни ХХ века?
Ответ: в ХIХ веке строение атома не было изучено, поэтому по химическим свойствам, а не по увеличению атомной массы элемента, аргон должен быть в семействе аэрогенов (VIII –a), а кали в семействе щелочных металлов (I-a); на уровне ХХ века элементы располагаются в порядке возрастания заряда ядра атома - заряд ядра у аргона +18, а у калия +19.
4.Тема «Соли» 8 класс
Вопрос: Почему сульфат бария применяется для исследования заболевания желудка?
Ответ: сульфат бария безвредное вещество для организма, ни в чем не растворимое и при рентгеновском исследовании на снимках дает темнее участки, чем ткани желудка( видны язвы и полипы).
5.Тема «Аллотропия» 9,11 класс
Вопрос: Почему посуда у солдат французской армии в морозный январь 1812 года рассыпалась, а у офицеров нет?
Ответ: посуда у солдат была из белого олова, которое при низкой температуре переходит в серое. Пластичное белое олово разрушается и становится порошком. Такое явление называется «оловянная чума». У офицеров посуда была из серебра.
Химический эксперимент
1.Тема «Кислород», «Водород» 7 класс
Вопрос: Как глядя на электролизер, после электролиза воды, понять: где собран водород, а где кислород?
Ответ: U –образная трубка наполнена водой на одинаковых уровнях. После электролиза воды в одном колене будет два объёма газа-это водород, в другом колене один объём газа - это кислород.
2.Тема «Аммиак» 9 класс
Вопрос: Как после выпаривания растворов щелочей гидроксида натрия и гидроксида аммония определить где и что было?
Ответ: там, где был гидроксид натрия, в чашке будет белый налет-твердый гидроксид натрия; там, где был гидроксид аммония, чашка будет чистой: и вода и аммиак улетучатся (испарятся).
Вопрос: Почему удерживается пробирка на пальце после растворения аммиака?
Ответ: аммиак, собранный в сухую пробирку, может раствориться в одной капле воды. Образовавшийся вакуум в пробирке может втянуть пучку большого пальца.
3.Тема «Важнейшие соединения алюминия» 9 класс
Вопрос: Почему для получения гидроксида алюминия щелочь нужно приливать по каплям?
Ответ: щелочь с солями алюминия образует гидроксид алюминия-амфотерный гидроксид – осадок студенистый белого цвета, который растворим и в кислоте и в щелочи. Следовательно, при получении гидроксида алюминия осадок может раствориться в избытке щелочи и процесс выпадения осадка можно не увидеть.
4.Тема «Оксид серы (VI). Серная кислота» 9,11 класс
Вопрос: Почему цистерну из-под концентрированной серной кислоты после слива кислоты нужно держать закрытой?
Ответ: концентрированная серная кислота может втягивать из воздуха пары воды и перейти в разбавленную серную кислоту, которая может вступить в реакцию с железом (стальная цистерна) с выделением водорода - взрывоопасного газа.
5.Тема «Азот» 9 класс
Вопрос: Почему при нарушении контакта дуги трамвая с линией электропередачи может над проводами возникнуть рыжее облако?
Ответ: при нарушении контакта возникает электрический разряд способный разорвать тройную связь между атомами азота и он вступает в реакцию с кислородом. Вначале образуется оксид азота(II) –бесцветный газ, потом оксид азота (IV) –газ бурого цвета.
Прикладная химия
1.Тема «Гидролиз» 11 класс
Вопрос: Почему нельзя держать медный купорос в оцинкованном ведре? Ответ: медный купорос-сульфат меди, при гидролизе дает кислую среду, что способствует реакции с цинком.
Вопрос: Почему силикатный клей и лекарство пурген (фенолфталеин) мог применяться для окраски ногтей?
Ответ: при гидролизе силиката калия образуется щелочная среда. Фенолфталеин (пурген) в растворе клея приобретает малиновую окраску. Застывший такой «лак» давал окраску ногтей.
2.Тема «Тема «Крахмал» 10 класс
Вопрос: Как и для чего накрахмаливают постельное белье?
Ответ: влажное накрахмаленное белье, гладя горячим утюгом, частички-декстрины сливаются и не дают загрязнениям проникать в ткань изделия – чем и продляют срок использования белья.
3.Тема «Соли» 8 класс
Вопрос: Как с помощью медного купороса можно выявить примеси воды в бензине?
Ответ: при прокаливании медного купороса, который имеет синюю окраску, вода испаряется, и сульфат меди приобретает серо-белую окраску. При соединении бензина и сульфата меди изменение цвета подтверждает наличие воды в бензине.
4.Тема «Щелочно земельные металлы» 9 класс
Вопрос: Как с помощью оксида кальция можно разогреть пищу?
Ответ: оксид кальция, соединяясь с водой, выделяет большое количество тепловой энергии.
5.Тема « Белки» 10 класс, «Окислительные свойства серной и азотной кислот» 11 класс
Вопрос: Почемуу стоматологов, которые занимаются протезированием зубов из золота, кончики пальцев желтые?
Ответ: 3 объёма соляной кислоты и 1 объём азотной кислоты называется «царской водкой», потому что этот состав растворяет золото. Азотная кислота вступает в реакцию с ароматическими аминокислотами, которые входят в состав белков кожного покрова – белки кожи окрашиваются в желтый цвет.
Вопрос: Почему банку из-под молока надо мыть вначале холодной водой, а потом горячей?
Ответ: денатурация белка наступает при температуре плюс сорок градусов – следовательно, чтобы белки не «прикипели» к стенке банки их надо смыть холодной водой.
6.Тема «Угольная кислота и ее соли» 9 класс, «Карбоновые кислоты» 10 класс
Вопрос: Как с помощью соды обнаружить наличие уксуса в вине?
Ответ: гидрокарбонат натрия при взаимодействии с кислотой дает углекислый газ.
7.Тема «Жиры» 10 класс
Вопрос: Почему жирное пятно надо присыпать содой или солью?
Ответ: жиры при взаимодействии с содой образуют мыло.
Так что бурно и эффективно «простирает химия руки свои в дела человеческие»- так сказал великий ученый Менделеев Дмитрий Иванович.