kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собраны материалы о проблемном обучении на уроках химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках химии»

Проблемное обучение на уроках химии.

Богатый жизненный опыт, самодостаточность в профессиональной сфере, желание сделать урок неординарным - создают условия для практической наработки проблемных ситуаций для каждого урока.

Наиболее удачным приемом закрепления изложенного материала является создание проблемы и нахождение индивидуально-совместного решения. Здесь сразу арсенал возможностей: интерес, самореализация, нестандартное мышление, логика, анализ и другие составляющие урока. И если удача улыбнулась – радость «Я это сделал!».

Проблемные вопросы можно условно поделить на три категории.

Теория

1.Тема «Белки» 10 класс

Вопрос: Какую структуру белка можно назвать «пазлы»?

Ответ: четвертичную структуру.

Вопрос: Почему гидроксид меди (II) можно назвать универсальным качественным реактивом в органической химии?

Ответ: гидроксид меди (II) является качественным реактивом на: многоатомные спирты, альдегиды, глюкозу, сахарозу, белки.

2.Тема «Аминокислоты» 10 класс

Вопрос: Когда аминокислота проявляет больше кислотные свойства, чем основные?

Ответ: если в составе аминокислоты две карбоксильные группы и одна аминогруппа.

3.Тема «Периодический Закон Д.И.Менделеева» 8 класс

Вопрос: Почему нельзя поменять местами в таблице Д.И.Менделеева элементы аргон и калий ни на уровне ХIХ века, ни ХХ века?

Ответ: в ХIХ веке строение атома не было изучено, поэтому по химическим свойствам, а не по увеличению атомной массы элемента, аргон должен быть в семействе аэрогенов (VIII –a), а кали в семействе щелочных металлов (I-a); на уровне ХХ века элементы располагаются в порядке возрастания заряда ядра атома - заряд ядра у аргона +18, а у калия +19.

4.Тема «Соли» 8 класс

Вопрос: Почему сульфат бария применяется для исследования заболевания желудка?

Ответ: сульфат бария безвредное вещество для организма, ни в чем не растворимое и при рентгеновском исследовании на снимках дает темнее участки, чем ткани желудка( видны язвы и полипы).

5.Тема «Аллотропия» 9,11 класс

Вопрос: Почему посуда у солдат французской армии в морозный январь 1812 года рассыпалась, а у офицеров нет?

Ответ: посуда у солдат была из белого олова, которое при низкой температуре переходит в серое. Пластичное белое олово разрушается и становится порошком. Такое явление называется «оловянная чума». У офицеров посуда была из серебра.

Химический эксперимент

1.Тема «Кислород», «Водород» 7 класс

Вопрос: Как глядя на электролизер, после электролиза воды, понять: где собран водород, а где кислород?

Ответ: U –образная трубка наполнена водой на одинаковых уровнях. После электролиза воды в одном колене будет два объёма газа-это водород, в другом колене один объём газа - это кислород.

2.Тема «Аммиак» 9 класс

Вопрос: Как после выпаривания растворов щелочей гидроксида натрия и гидроксида аммония определить где и что было?

Ответ: там, где был гидроксид натрия, в чашке будет белый налет-твердый гидроксид натрия; там, где был гидроксид аммония, чашка будет чистой: и вода и аммиак улетучатся (испарятся).

Вопрос: Почему удерживается пробирка на пальце после растворения аммиака?

Ответ: аммиак, собранный в сухую пробирку, может раствориться в одной капле воды. Образовавшийся вакуум в пробирке может втянуть пучку большого пальца.

3.Тема «Важнейшие соединения алюминия» 9 класс

Вопрос: Почему для получения гидроксида алюминия щелочь нужно приливать по каплям?

Ответ: щелочь с солями алюминия образует гидроксид алюминия-амфотерный гидроксид – осадок студенистый белого цвета, который растворим и в кислоте и в щелочи. Следовательно, при получении гидроксида алюминия осадок может раствориться в избытке щелочи и процесс выпадения осадка можно не увидеть.

4.Тема «Оксид серы (VI). Серная кислота» 9,11 класс

Вопрос: Почему цистерну из-под концентрированной серной кислоты после слива кислоты нужно держать закрытой?

Ответ: концентрированная серная кислота может втягивать из воздуха пары воды и перейти в разбавленную серную кислоту, которая может вступить в реакцию с железом (стальная цистерна) с выделением водорода - взрывоопасного газа.

5.Тема «Азот» 9 класс

Вопрос: Почему при нарушении контакта дуги трамвая с линией электропередачи может над проводами возникнуть рыжее облако?

Ответ: при нарушении контакта возникает электрический разряд способный разорвать тройную связь между атомами азота и он вступает в реакцию с кислородом. Вначале образуется оксид азота(II) –бесцветный газ, потом оксид азота (IV) –газ бурого цвета.

Прикладная химия

1.Тема «Гидролиз» 11 класс

Вопрос: Почему нельзя держать медный купорос в оцинкованном ведре? Ответ: медный купорос-сульфат меди, при гидролизе дает кислую среду, что способствует реакции с цинком.

Вопрос: Почему силикатный клей и лекарство пурген (фенолфталеин) мог применяться для окраски ногтей?

Ответ: при гидролизе силиката калия образуется щелочная среда. Фенолфталеин (пурген) в растворе клея приобретает малиновую окраску. Застывший такой «лак» давал окраску ногтей.

2.Тема «Тема «Крахмал» 10 класс

Вопрос: Как и для чего накрахмаливают постельное белье?

Ответ: влажное накрахмаленное белье, гладя горячим утюгом, частички-декстрины сливаются и не дают загрязнениям проникать в ткань изделия – чем и продляют срок использования белья.

3.Тема «Соли» 8 класс

Вопрос: Как с помощью медного купороса можно выявить примеси воды в бензине?

Ответ: при прокаливании медного купороса, который имеет синюю окраску, вода испаряется, и сульфат меди приобретает серо-белую окраску. При соединении бензина и сульфата меди изменение цвета подтверждает наличие воды в бензине.

4.Тема «Щелочно земельные металлы» 9 класс

Вопрос: Как с помощью оксида кальция можно разогреть пищу?

Ответ: оксид кальция, соединяясь с водой, выделяет большое количество тепловой энергии.

5.Тема « Белки» 10 класс, «Окислительные свойства серной и азотной кислот» 11 класс

Вопрос: Почему у стоматологов, которые занимаются протезированием зубов из золота, кончики пальцев желтые?

Ответ: 3 объёма соляной кислоты и 1 объём азотной кислоты называется «царской водкой», потому что этот состав растворяет золото. Азотная кислота вступает в реакцию с ароматическими аминокислотами, которые входят в состав белков кожного покрова – белки кожи окрашиваются в желтый цвет.

Вопрос: Почему банку из-под молока надо мыть вначале холодной водой, а потом горячей?

Ответ: денатурация белка наступает при температуре плюс сорок градусов – следовательно, чтобы белки не «прикипели» к стенке банки их надо смыть холодной водой.

6.Тема «Угольная кислота и ее соли» 9 класс, «Карбоновые кислоты» 10 класс

Вопрос: Как с помощью соды обнаружить наличие уксуса в вине?

Ответ: гидрокарбонат натрия при взаимодействии с кислотой дает углекислый газ.

7.Тема «Жиры» 10 класс

Вопрос: Почему жирное пятно надо присыпать содой или солью?

Ответ: жиры при взаимодействии с содой образуют мыло.


Так что бурно и эффективно «простирает химия руки свои в дела человеческие»- так сказал великий ученый Менделеев Дмитрий Иванович.


































МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»













ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ ХИМИИ







Подготовил:

Овчаренко Наталья Николаевна

учитель химии












Дебальцево

2020


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемное обучение на уроках химии

Автор: Овчаренко Наталья Николаевна

Дата: 21.10.2020

Номер свидетельства: 560792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(119) "stat-ia-ustnyie-formy-oprosa-uchashchikhsia-na-urokakh-khimii-kak-odin-iz-mietodov-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "113356"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409993793"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока химии на деятельностной основе "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-khimii-na-dieiatiel-nostnoi-osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "157671"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421625604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Особенности технологического проектирования уроков химии в условиях проблемного обучения "
    ["seo_title"] => string(105) "osobiennosti-tiekhnologhichieskogho-proiektirovaniia-urokov-khimii-v-usloviiakh-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "219885"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434422903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства