kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии на деятельностной основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий: ИКТ и технологии проблемного обучения. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели, составляют алгоритм действий по решению проблемы.

Подготовленная учителем презентация позволяет повысить интерес учеников к предмету, мотивировать учащихся к дальнейшему получению знаний.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Общие свойства металлов»

Урок «Общие свойства металлов»

Цели:

Способствовать формированию компетенции общих свойствах металлов.

Задачи:

- обучающая: создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе, основных способах получения и значимости металлов в жизни человека;

- развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией; создать условия для развития умения осознанно работать с источниками информации и с химическими терминами; способствовать развитию информационной культуры учащихся через показ возможностей программ Microsoft Word, Microsoft Power Point.

- воспитывающая: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, подвести учащихся к осознанию практической значимости металлов в жизни человека; формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.

Тип урока: семинар приобретения новых знаний

Средства обучения:

Таблицы «Виды химической связи», коллекции металлов и сплавов; мультимедийный проектор, презентация урока.

Методы обучения:

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации. Анализ предложенной информации для осуществления связи обучающимися, самостоятельная работа в группах, тестирование знаний с взаимоконтролем.

Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов, уметь давать общую характеристику металлов по их положению в периодической системе и строению атомов, объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

- какой раздел неорганической химии мы изучили? / неметаллы/

- что предстоит изучить / металлы /

  1. Изучение нового материала.

Тема урока. «Общие свойства металлов»

(это первый урок раздела металлы), сформулируйте цель урока.

Цель урока. Изучить наиболее характерные общие свойства металлов.

В древности и в средние века было известно только семь металлов. Это число соотносилось с числом известных тогда планет: Солнце – золото, Юпитер – олово, Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Сатурн – свинец, Венера – медь. Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы. Поэтому они и говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет».

- а сколько известно металлов?

- какими важными свойствами обладают металлы?
(на эти и другие вопросы мы должны дать ответ)

Составим план работы.

План работы:

1. Рассмотреть положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их строение атома.

2. Познакомиться с металлической связью.

3. Выяснить какими физическими и химическими свойствами обладают металлы.

4. Познакомиться с нахождение металлов в природе.

Сегодня на уроке на основании полученных знаний вам предстоит самостоятельно изучить общие свойства металлов.

Работа в группах

/Класс делится на 6 групп. В каждой группе выбирается старший ученик. Он в ходе совместной работы помогает находить требуемый материал по источникам информации, составлять уравнения реакций и предварительно оценивает работу каждого члена группы. Каждая группа получает задание и работает по нему в течение 10-минут. Учащиеся работают по учебнику и дополнительным источникам/


Группа № 1

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

  1. Какое место занимают металлы в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева?

  2. Постройте графические схемы и электронные формулы атомов натрия, магния, алюминия, укажите:

- какое количество электронов обычно находится на внешнем энергетическом уровне у металлов?

- укажите проявляемую валентность, степень окисления и окислительно-восстановительную способность атомов этих элементов.

- радиус у металлов.

3. Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?

Литература: учебник Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс, любая дополнительная литература.


Группа № 2

Металлические кристаллические решётки.

  1. Строение кристаллических решеток металлов.

(использовать таблицу, модели кристаллических решёток)

  1. Чем отличаются по строению кристаллические решетки металлов от

- ионных и атомных?

3. Какова сущность металлической связи?

4. В каких соединениях наблюдается металлическая связь?

Литература: учебник Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс, любая дополнительная литература.


Группа № 3

Физические свойства металлов

  1. Объясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи.

(основные физические свойства записать на доске в виде схем)

Группа № 4

Химические свойства металлов

  1. Какую роль играют металлы в окислительно-восстановительных процессах?

  2. Приведите примеры химических реакций взаимодействие металлов с простыми веществами:

- а) с галогенами;

- б) с кислородом;

- в) с серой.

Литература: учебник Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс, любая дополнительная литература.


Группа № 5

Химические свойства металлов (лабораторные опыты)

Металлы реагируют со сложными веществами:

1. Взаимодействие металлов с растворами кислот (опыт выполняет весь класс, повторить инструктаж при работе с едкими веществами).

К пробиркам с металлами магнием, цинком, алюминием и медью прилейте по 1 мл. раствора соляной кислоты. В пробирку Объясните происходящие процессы, используя знания о ряде напряжения металлов и о скорости химических реакций. Составьте уравнения происходящих реакций с учетом процессов отдачи и присоединения электронов, напишите их на доске и в тетради.

Вывод: все металлы стоящие до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот. Исключением является азотная и конц. серная



2. Взаимодействие металлов с растворами солей.

В пробирку с раствором сульфата меди (II) положите железный гвоздь, а с раствором сульфата железа(II) – медную проволоку. Опишите происходящее в обеих пробирках. Чем объяснить эти явления? Составьте уравнения химических реакций.

Вывод: В электрохимическом ряду напряжения металл, стоящий левее, может вытеснить из растворов солей металл, стоящий правее.

3. Взаимодействие активных металлов с водой; (демонстрация опыта)

Составьте уравнения химических реакций.

Литература: учебник Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс, любая дополнительная литература.


Меры предосторожности при работе с едкими веществами.

  1. При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над столом.

  2. Держите склянку так, чтобы этикетка была повернута к ладони.

  3. Если вы случайно польёте кислоту, обращайтесь к учителю.


Группа № 6

Нахождение металлов в природе

  1. В виде каких соединений встречаются металлы в природе?

  2. Выпишите на доске формулы природных соединений: калия, магния, хрома, цинка.

3. Презентация

Литература: учебник Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс, любая дополнительная литература.


  1. Оценочно-рефлексивный блок

В течение 10-15 минут идет обсуждение результатов работы в группах. От каждой группы выступают по 2-3 человека поочередно, делают требуемые записи на доске. В процессе выступления очередной группы члены других групп задают вопросы и делают краткие записи в своих тетрадях.

- Давайте проанализируем вашу работу в группах. (Слово предоставляется каждому старшему из 6 групп.)


- Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке?

- Какие из этих вопросов вам показались наиболее трудными?

- Какую оценку вы бы поставили себе за участие в работе групп?

(Оценка показывается учащимися с помощью цветовых сигналов: «красный»-отлично, «синий»-хорошо, «зеленый»-удовлетворительно). Поставьте эту оценку себе в тетрадь на полях.

- Чтобы увидеть, какие знания вы получили по теме «Общие свойства металлов», проведем тестирование.






V. Тестовый контроль знаний «Как я усвоил материал»

Вариант 1

1. Более яркими металлическими свойствами обладает:

1) натрий 2) магний 3) алюминий

2. В образовании металлической связи принимают участие…

3. Выберите наиболее тугоплавкий металл:

1) Al 2) Cu 3) W 4) Au

4. Установите соответствие:

Металлы Реакции с серной кислотой

1) платина а) выделяется водород из разбавленной кислоты

2) алюминий б) не идет

5. Из предложенных возможна реакция:

1) Mg + FeCl3 =

2) Cu + Al2(SO)4 =

3) Hg + CuSO4 =


Вариант 2

1. Более яркими металлическими свойствами обладает:

1) магний 2) алюминий 3) калий

2. В образовании металлической кристаллической решетки принимают

участие…

3. Выберите наиболее пластичный металл:

1) Al 2) Cu 3) W 4) Au

4. Установите соответствие:

Металлы Реакции с соляной кислотой

1) калий а) выделяется водород из разбавленной кислоты

2) медь б) не идет

5. Из предложенных возможна реакция:

1) Au + CuSO4 =

2) Al + FeCl3 =

3) Ag + Al2(SO)4 =З

Вариант 3

1. Более яркими металлическими свойствами обладает:

1) натрий 2) кальций 3) алюминий

2. В образовании металлической связи принимают участие…

3. Выберите металл с самой низкой температурой плавления:

1) Hg 2) Cu 3) W 4) Au

4. Установите соответствие:

Металлы Реакции с серной кислотой

1) медь а) выделяется водород из разбавленной кислоты

2) цинк б) не идет

5. Из предложенных возможна реакция:

1) Sn + Pb(NO3)2 =

2) Cu + Al2(SO)4 =

3) Hg + CuCl2 =

Вариант 4

1. Более яркими металлическими свойствами обладает:

1) магний 2) рубидий 3) алюминий

2. В образовании металлической кристаллической решетки принимают

участие…

3. Выберите наиболее твердый металл:

1) Al 2) Cu 3) Cr 4) Au

4. Установите соответствие:

Металлы Реакции с соляной кислотой

1) серебро а) выделяется водород из разбавленной кислоты

2) кальций б) не идет

5. Из предложенных возможна реакция:

1) Ag + CuCl2 =

2) Zn + FeCl3 =

3) Ag + Al2(SO)4 =


  1. Самопроверка (ответы теста на слайде)

Ответы

1 – В

2 - В

3 – В

4 - В

1- 1

2- атомы,

ионы,

свободные ē

3-3

4.1-б

2-а

5-1

1-3

2-атомы,

ионы,

свободные ē

3-4

4.1-а

2-б

5-2

1-1

2-атомы,

ионы,

свободные ē

3-1

4.1-б

2-а

5-1

1-2

2-атомы,

ионы,

свободные ē

3-3

4.1-б

2-а

5-2

Слайд

Критерии оценивания:

«5»-0 ошибок.
«4»-1.
«3»-2.
«2»-3 и больше.

Домашнее задание.

§ 34-37 упр.2-3 стр.112

По желанию найти дополнительную информацию о применении металлов и их сплавов, сделать презентацию по этой теме.

Учитель:

- что нового вы узнали о металлах, их свойствах?

- пригодиться вам приобретенные знания о металлах в вашей жизни?

Просмотр содержимого презентации
«Общие свойства металлов1»

Тема  урока Общие свойства металлов

Тема урока

Общие свойства металлов

Цель урока Изучить наиболее характерные общие свойства металлов

Цель урока

Изучить наиболее характерные общие свойства металлов

Семь металлов создал свет по числу семи планет Марс – ♂  железо Fe Солнце – ☼ золото Au Меркурий –  ♀  ртуть Hg Юпитер – Ћ олово Pb Сатурн – свинец Sn Луна – (  серебро Ag Венера –  ♀ медь Cu

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Марс – ♂ железо Fe

Солнце – золото Au

Меркурий – ртуть Hg

Юпитер – Ћ олово Pb

Сатурн – свинец Sn

Луна – ( серебро Ag

Венера – ♀ медь Cu

Задачи: 1. Рассмотреть положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их строение атома. 2. Выяснить какими физическими и химическими свойствами обладают металлы 3. Познакомиться с металлической связью 4 Познакомиться с нахождение металлов в природе

Задачи:

1. Рассмотреть положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их строение атома.

2. Выяснить какими физическими и химическими свойствами обладают металлы

3. Познакомиться с металлической связью

4 Познакомиться с нахождение металлов в природе

Группа № 1

Группа № 1

  • Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
  • Строение атома.
Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева Группа Период IA IIA  1 2  H IIIA IVA 3 VA МЕТАЛЛЫ 4  B VIA 5 VIIA 6  неметаллы 7 Si As Te At

Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева

Группа

Период

IA

IIA

1

2

H

IIIA

IVA

3

VA

МЕТАЛЛЫ

4

B

VIA

5

VIIA

6

неметаллы

7

Si

As

Te

At

Группа № 2

Группа № 2

  • Металлические кристаллические решётки, металлическая связь
Группа № 3

Группа № 3

  • Физические свойства металлов
Группа № 4

Группа № 4

  • Химические свойства металлов
Группа № 5

Группа № 5

  • Химические свойства металлов (лабораторные опыты)
Меры предосторожности при работе с едкими веществами

Меры предосторожности при работе с едкими веществами

  • При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над столом.
  • Держите склянку так, чтобы этикетка была повернута к ладони.
  • Если вы случайно прольёте кислоту, обращайтесь к учителю
Группа № 6

Группа № 6

  • Нахождение металлов в природе
Тестовый контроль знаний по теме:

Тестовый контроль знаний по теме:

  • «Общие свойства металлов»
Ответы на тест 1 – В 2 - В 1- 1 2- атомы,  ионы,  свободные ē 3-3 4.1-б, 2-а 5-1 1-3 2-атомы,  ионы, свободные ē 3-4 4.1-а, 2-б 5-2 3 – В 4 - В 1-1 2-атомы,  ионы, свободные ē 3-1 4.1-б, 2-а 5-1 1-2 2-атомы,  ионы, свободные ē 3-3 4.1-б, 2-а 5-2 Оценка знаний 0 - «5»;  1 – «4»;  2 – «3»;  3 и более «2»

Ответы на тест

1 – В

2 - В

1- 1

2- атомы,

ионы,

свободные ē

3-3

4.1-б, 2-а

5-1

1-3

2-атомы,

ионы,

свободные ē

3-4

4.1-а, 2-б

5-2

3 – В

4 - В

1-1

2-атомы,

ионы,

свободные ē

3-1

4.1-б, 2-а

5-1

1-2

2-атомы,

ионы,

свободные ē

3-3

4.1-б, 2-а

5-2

Оценка знаний 0 - «5»; 1 – «4»;

2 – «3»; 3 и более «2»

§ Приготовить дополнительную информацию о применении металлов и их сплавов, сделать презентацию по этой теме
  • §
  • Приготовить дополнительную информацию о применении металлов и их сплавов, сделать презентацию по этой теме


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока химии на деятельностной основе

Автор: Алифиренко Ольга Владимировна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Типы химических реакций "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "208546"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430839292"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока химии по теме "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-kisloty-1"
    ["file_id"] => string(6) "151156"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420642268"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока химии по теме "Химическое равновесие" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-khimii-po-tiemie-khimichieskoie-ravnoviesiie"
    ["file_id"] => string(6) "131553"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416163770"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Конспект  урока по химии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116252"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412355429"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Изотопы "
    ["seo_title"] => string(7) "izotopy"
    ["file_id"] => string(6) "150409"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420474838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства