Как подготовить ученика к успешной сдаче ГИА? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на экзамен? Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к экзамену. Потому что результаты, полученные выпускниками на экзамене, это и оценка работы учителя. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Подготовленность к чему-либо понимается мною как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнить определенную деятельность. Поэтому за несколько лет накоплен определенный опыт по подготовке учеников к сдаче итоговой аттестации в форме ГИА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА »
Основные составляющие успешной сдачи ГИА
учитель химии МБОУ «ООШ с.Елшанка»
Ярцева Валентина Степановна
Химия – не простой, но интересный предмет школьной программы. Он не входит в число обязательных экзаменов, сдают его только те, кто желает продолжить обучение в высшем учебном заведении по специальностям: медицина, химическая или пищевая промышленности и другие отрасли. Выпускники, определившиеся с будущей профессией, должны своевременно начать готовиться к такому сложному предмету, как химия.
Как подготовить ученика к успешной сдаче ГИА? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ГИА? Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ГИА. Потому что результаты, полученные выпускниками на ГИА, это и оценка работы учителя. И учащиеся, и их учителя все больше заинтересованы в получении как можно лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.
Подготовленность к чему-либо понимается мною как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Поэтому за несколько лет накоплен определенный опыт по подготовке учеников к сдачи итоговой аттестации в форме ГИА .
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА выделяют следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
1-я составляющая :
Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, знание структуры экзаменационной работы, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.)
Непосредственно для учащихся 9 класса в начале года , но чаще в конце 8 класса проводятся диагностические срезы знаний по предметам, где определяется уровень подготовки по данному предмету,что в свою очередь позволяет объективно ученикам вместе с родителями правильно подойти к выбору экзамена,будущего профиля обучения и может быть будущей профессии. После этого мы проводим корректировку пожеланий ученика, родителей и будущий предпрофиль обучения.В учебный план школы включаются предпрофильные элективные курсы,которые содержат материалы и тематику предпрофильного обучения по выбранным предметам для сдачи экзамена и одновременно позволяют готовиться к ГИА.
Уже с 8 класса учу работать учащихся с тестовыми заданиями, построенными по принципу экзаменационной работы, тесты можно использовать выборочно в течение всего учебного года для закрепления материала по той или иной теме, либо для проведения внутришкольного экзамена, итогового среза знаний в конце 8 класса. Тестовая работа должна быть выполнена за строго отведенное время. Поэтому нужно учить обучающихся правильно ориентироваться во времени. Для этой цели провожу диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время или даю детям задание на дом – выполнить вариант экзаменационной работы (это уже в 9 классе) и засечь время на выполнение работы.
Таким образом дети уже в 8 классе знакомы со структурой экзаменационной работы, временными рамками выполнения работы. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции.
Рассказываю детям о правилах оценивания разных частей экзаменационной работы, особо обращаю внимание на часть С: даже если какое-то задание не удается довести до конца, следует написать в ответе хоть что-нибудь, что знает ученик. Например, указали, что перманганат – окислитель, хлороводород – восстановитель, написали уравнение химической реакции, это уже 1 балл.
Объясняю учащимся как правильно заполнять бланки ответов, проводим тренировочные работы с этой целью.
Так как большое внимание при подготовке к ГИА уделяется изучению процедуры экзамена, структуре экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов, большую помощь в этом оказывает мне Интернет : для этого , например, использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/. Кроме этого, учитель должен изучить нормативные правовые документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся и проинформировать не только учащихся, но и их родителей о правилах поведения на экзамене. В помощь ученику и родителям в школе и в кабинете химии оформлены стенды, на которых размещена подробная информация о порядке проведения итоговой аттестации, психологической готовности к экзамену.
2-я составляющая:
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания)
Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ГИА является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации). Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Как уже было сказано подготовку начинаем с 8 класса, , выборочно включая тесты в течение всего учебного года для закрепления материала по той или иной теме, либо для проведения внутришкольного экзамена, итогового среза знаний в конце 8 класса. Для этого создана библиотека сборников тестов за прошлые годы как в электронном виде,так и в виде книг, собраны материалы пробных и выпускных экзаменов за несколько лет.
Подготовка учащихся к ГИА требует изменения подходов к планированию уроков : больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ГИА. Но трудность заключается в том, что экзамен сдает не весь класс, а 1-2 ученика из класса и ,как правило, это более сильные ученики, поэтому приходится подбирать дифференцированные задания: практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или с устного терминологического диктанта (принимают участие все ученики класса), а задания части «С» и «В» дифференцированные или задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.
Но подготовиться к экзаменам, посещая только уроки невозможно, поэтому еженедельно провожу консультации, дополнительные занятия по подготовке учащихся к экзамену.
.В начале учебного года провожу тестирование для выявления "слабых" мест в знаниях учащихся и для каждого разрабатывается программа изучения определенных тем. На консультациях разбираются наиболее сложные вопросы, проводится тренировочное тестирование. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл .Огромную помощь сейчас оказывает Итернет; появляются очень хорошие сайты по тестированию и подготовке к ГИА, которые позволяют в режиме онлайн провести проверку знаний и объективно оценить уровень знаний, что особенно радует- сайты хорошо оформлены, содержат много вариативых заданий и материалы для правильных ответов .Это очень важно для сельских школ- не потерена связь с миром. В этом отношении приветствую инициативу "Стаграда"- дети также могут проверить свои знания.
На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ГИА текущего года. Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты. Открытый банк данных федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
3-я составляющая:
Психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
После того, как дети выбрали химию для сдачи экзамена, я провожу доверительную беседу о предстоящем экзамене, цель которой – выявить отношение к нему, установить самооценку готовности. Среди основных «страхов» чаще всего встречаются боязнь избытка информации, поскольку объем теоретического материала для повторения оказывается значительным, боязнь сложных заданий, нехватки времени на выполнение теста. Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится планирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки к экзамену, которые пройдет каждый, но в своем темпе. И в дальнейшем работаю с этим учеником по намеченному плану. Нельзя допустить, чтобы ученик сравнивал свои достижения или сложности только с чужими успехами или неудачами, не замечая собственного, пусть медленного, продвижения. Система тренировочных тестовых заданий позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с самооценкой готовности. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы. При этом постоянно поддерживаю тесную связь с родителями, провожу для родителей анализ пробных ГИА и вообще родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
Одной из проблем остаётся тот факт ,что сельские школьники сдают экзамен далеко от дома, им приходится и вставать раньше и ехать дольше поэтому фактор психогической подготовки играет не последнюю роль. Для этого психологически сами настраиваем выпускника, его родителей (привлечь психолога не можем, т.к. его нет в штатном расписании школы) или привлекаем выпускников школы, прошедших это испытание успешно.
Результаты моей работы – только «4» и «5» на экзаменах по химии.