kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему овощи и фрукты кислые?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект кратко знакомит с понятием органические кислоты, содержащихся в овощах и фруктах, и их ролью в организме человека.  В ходе создания проекта были проведены исследования по обнаружению кислот в овощах и фруктах с помощью индикаторов.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почему овощи и фрукты кислые?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селезянская средняя общеобразовательная школа»

Еткульского муниципального района Челябинской области










Тема проекта:

Почему овощи и фрукты кислые?

(исследовательский проект)







Автор проекта: Подкорытов Павел Анатольевич,

обучающийся 7 класса МБОУ «Селезянская СОШ»


Наставник проекта: Габдинурова Ильмира Замигуловна

учитель географии, биологии, химии.





с.Селезян

2021 год

Содержание

Аннотация наставника

3


Введение

4-5

  1. Теоретическая часть

6-12

    1. Что такое органические кислоты?

6-7

    1. Кислоты в овощах и фруктах.

8-11

    1. Польза и вред кислот.

12

  1. Практическая часть.

13

Заключение

14

Список литературы

15








Аннотация наставника


Данный проект является исследовательским. Автора заинтересовало, почему овощи и фрукты кислые на вкус? Данный проект является очень значимым для каждого жителя Земли, ведь среди кислот, содержащихся в овощах и фруктах, есть аскорбиновая кислота, которая повышает иммунитет. Это особенно важно в период распространения коронавирусной инфекции. Люди, имеющие крепкий иммунитет, легко переносят болезни. Данный проект кратко знакомит с понятием органических кислот, содержащихся в овощах и фруктах, и их ролью в организме человека. В ходе создания проекта были проведены исследования по обнаружению кислот в овощах и фруктах с помощью индикаторов. Автор в ходе исследования сделал вывод, что фрукты содержат большее количество кислот, чем овощи.

Выделена проблема, цель, поставлены задачи проекта, есть заключение. Продуктом проекта является отчёт о проведённых исследованиях. Материалы данного проекта могут быть использованы учителями-предметниками во время уроков, во внеурочной деятельности, классным руководителем для проведения бесед с обучающимися.









Введение

Актуальность темы

Данный проект является исследовательским.

Почему я взял для исследования именно эту тему? Меня заинтересовало, почему овощи и фрукты кислые, когда их употребляешь в пищу? Какие кислоты содержатся в овощах и фруктах? Захотелось узнать, какую роль выполняют кислоты в организме человека? Также меня заинтересовало, почему родители заболевшему ребёнку дают настой шиповника, лимона, малины и смородины? Какие фрукты и овощи содержат наибольшее количество кислот?

Я обратил внимание на то, что во время вспышки гриппа, ОРВИ и коронавирусной инфекции людям советуют, есть больше фруктов и овощей с витамином С. В ходе исследования, я узнал, что витамин С, это и есть аскорбиновая кислота. Осень и зима - сезон цитрусовых. Апельсины, лимоны, мандарины и прочие представители этого большого ароматного семейства, как известно, богаты витамином С. Аскорбиновая кислота вызывает неоднозначное отношение учёных, среди них давно ведутся споры по поводу её эффективности. Но некоторые исследования всё же показывают, что регулярный приём витамина С благотворно сказывается на организме человека, сокращая шансы заболеть, помогая сократить время болезни и тяжесть протекания ОРВИ, победить вирус; укрепить иммунитет.

В процессе изучения темы у меня возникли вопросы. Я решил провести по ним исследовательскую работу.

- Что такое органические кислоты?

- В каких овощах и фруктах содержатся те или иные кислоты?

- Какова роль кислот в питании и влияние их на организм человека?

Цель проекта: узнать, почему овощи и фрукты кислые на вкус, какую роль играют кислоты для организма человека, что такое органические кислоты?

Задачи проекта:

1.Рассмотреть в литературе и Интернет-ресурсах информацию о кислотах и о их влиянии на организм

2.Провести исследования

3.Подготовить продукт проекта (отчёт о проведенных исследованиях).

4.Провести эксперимент по выявлению наличию кислот в овощах и фруктах.

5. Сделать вывод по результатам эксперимента.

Методы и приёмы:

  • сбор информации;

  • работа с литературой;

  • обработка собранной информации;

  • эксперимент;

  • наблюдение;








1. Теоретическая часть

1.1 Что такое органические кислоты?

Органические кислоты - соединения алифатического или ароматического ряда, характеризующиеся наличием в молекуле одной или нескольких карбоксильных групп.

Алифатические кислоты: летучие (муравьиная, уксусная, масляная и др.);

нелетучие (гликолевая, яблочная, лимонная, щавелевая, молочная, пировиноградная, малоновая, янтарная, винная, фумаровая, изовалериановая и др.)

Ароматические кислоты: бензойная, салициловая, галлоновая, коричная, кофейная, кумаровая, хлорогеновая и др.)

Наибольшее содержание органических кислот в продуктах растительного происхождения, из-за этого их часто называют фруктовыми. Они придают плодам характерный вкус: кислый, терпкий, вяжущий.

Муравьиная кислота находится в пчелином мёде, малине, черешне, хвойных иглах.

Яблочная кислота содержится в незрелых яблоках, винограде, рябине, барбарисе, малине, апельсине, мандарине, лимоне и др.

Молочная кислота находится в йогурте, сметане, твороге, кефире, сыре, ряженке, а также в майонезе и соусе.

Щавелевая кислота находится в какао, шоколаде, ревене, щавеле, укропе, инжире, цитрусовых, свекле, сельдерее, шпинате, петрушке, портулаке, а также в бульонах и желатине.

Лимонная кислота находится в лимоне, малине, чёрной смородине, помидоре, ананасе, клубнике, клюкве, яблоке.

Бензойная кислота находится в бруснике, клюкве, соке фруктовом, алкогольном напитке, консервах, жвачке, маргарине, вермишели.

Аскорбиновая кислота находится в чёрной смородине, лимоне, грейпфруте, апельсине.

Салициловая кислота находится в огурце, перце, томате, картофеле, сливе, персике, дыне, винограде.

Растворы всех кислот кислые, но распознавать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик – это опасно. Есть более эффективные и безопасные способы обнаружения кислот. Их распознают с помощью индикаторов.

При добавления к растворам кислот по нескольку капель раствора лакмуса фиолетового цвета они окрасятся в красный цвет. Метиловый оранжевый при действии кислот изменяет оранжевый цвет на красно–розовый. Кроме этих индикаторов химики используют множество других, в том числе и смеси различных индикаторов. Наиболее удобен универсальный индикатор, который представляет собой смесь индикаторов, нанесённую на специальные бумажные полоски. Изменение цвета при помещении такой полоски в испытуемый раствор сигнализирует не только о том, является ли среда раствора нейтральной, щелочной или кислотной, но и также и о том, насколько значительны его кислотность или щёлочность, которые оцениваются по специальной шкале

Среднее содержание кислот и величина pH в плодах и овощах.

Вид плодов

Кислоты %

pH

Вид овощей

Кислоты %

pH

Яблоки

Груши

Вишня

Черешня

Слива

Ткемали(вид сливы)

Абрикосы

Персик

Мандарины

Апельсины

Лимоны

Виноград

0,9

0,3

1,7

1.3

1,9

2,8


1,4

0,6

0,45

1,41

5,6

0,9

3,4

4,4

3,5

3,7

3,5

2,4


3,8

4,0



3,1

3,9

Картофель

Капуста

Морковь

Свекла

Лук репчатый

Томаты

Огурцы

Арбузы

Дыни

Ревень

Щавель

Шпинат

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,5

0,1

0,2

0,1

0,2

0,3

0,1


6,1

6,2

6,4

6,3

5,9

4,5

6,9



3,8

3,7

6,9






1.2 Кислоты в овощах и фруктах

В природе встречается много кислот: лимонная кислота в лимонах, яблочная кислота в яблоках, щавелевая кислота в листьях щавеля. Муравьи защищаются от врагов, разбрызгивая едкие капельки, содержащие муравьиную кислоту. Она же содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.

При скисании виноградного сока получается уксусная кислота, а при скисании молока – молочная кислота. Та же самая молочная кислота образуется при квашении капусты и при силосовании кормов для скота. Нам хорошо известны часто применяемые в быту лимонная и уксусная кислоты. Приведу пример кислот, которые имеют наибольшее значение.

1 .Муравьиная кислота. Продукты, богатые муравьиной кислотой: клубника, малина, яблоки, безалкогольные напитки, крапива, секрет пчел и муравьёв, яблочный уксус, фруктовые и рыбные консервы, овощи консервированные (квашенные и маринованные), авокадо, дикий ямс, личи, питайя (драконовый фрукт), киноа, папайя, сахарный тростник. Обладает асептическим действиям, замедляет процессы распада, гниения, поэтому используется в качестве антибактериального консервирующего агента при заготовке корма. Может применяться при консервировании фруктов, сквашивании овощей, производстве соков, безалкогольных напитков.


2.Яблочная кислота. В природе вещество встречается в виде кислых солей (в листьях табака, барбариса, махорки, плодах кизила) или в свободном состоянии (в соках растений – винограде, зелёных яблоках, крыжовнике, незрелой рябине, малине). Используют в качестве пищевой добавки при изготовлении кондитерских изделий, фруктовых вод. Стимулирует обмен веществ, улучшает кровообращение, участвует в реакциях синтеза проферментных структур, активирует механизмы выведения излишков жидкости из организма, улучшает перистальтику кишечника, стимулирует синтез коллагена в кожном покрове, регулирует кислотно-щелочной баланс в организме, улучшает тонус кровеносных сосудов, повышает сопротивляемость организма инфекциям, защищает эритроциты от побочных воздействий химических средств, в том числе противораковых.


3. Молочная кислота. Образуется при молочнокислом брожении, накапливается в кисломолочных продуктах, квашеных, солёных, мочёных плодах и овощах. Обладает бактерицидным действием, используется в пищевой промышленности для подкисления кондитерских изделий и безалкогольных напитков.







4. Щавелевая кислота. Содержится в бобах, орехах, ревене, щавеле, шпинате, свекле, бананах, батате, спарже. Стимулирует работу мышц, улучшает усвоение кальция. 5. Лимонная кислота. Источники соединения: незрелые апельсины, лимоны, грейпфруты. Активирует цикл Кребса, ускоряет метаболизм, проявляет дезинтоксикационные свойства. Используется как регулятор кислотности для защиты от брожения, скисания, порчи, придаёт продукции характерный кисловатый вкус. 6. Бензойная кислота Природные источники: клюква, брусника, черника. Обладает антисептическими свойствами, поэтому её применяют как противогрибковое, противомикробное средство при кожных заболеваниях. Её используют для консервации пищевых продуктов, для продления срока годности. 7. Аскорбиновая кислота (витамин С) Источники: чёрная смородина, цитрусовые. Повышает сопротивляемость органических кислот к инфекциям, активно участвует в процессе обмена веществ, белков и углеводов, стимулирует кроветворение, способствует всасыванию железа. Положительно действует на обмен холестерина. 8. Салициловая кислота. Содержится в красной смородине, помидорах и апельсинах. Препятствует образованию тромбов, обладает противовоспалительным действием.

















1.3 Польза и вред органических кислот

Органические вещества увеличивают уровень ph среды, что улучшает поглощение питательных веществ внутренними органами и выведение шлаков. Дело в том, что иммунная система, полезные бактерии в кишечнике, химические реакции, клетки лучше функционируют в щелочной среде. Недостаток данных веществ приводит к серьёзным заболеваниям.

Закисление организма, наоборот,- это идеальное условие для процветания болезней. Скисается усвоение жизненно необходимых минералов (кальция, натрия, калия, магния). Возникают болезненные ощущения в мышцах, суставах; развивается остеопороз, болезни сердечно - сосудистой системы, падает иммунитет, нарушается обмен веществ, наступает сахарный диабет.

Органические кислоты нормализуют кислотно – щелочное равновесие организма, сохраняют здоровье и красоту человека, оказывая благотворное влияние на кожу, волосы, ногти, внутренние органы. Поэтому в природе они должны ежедневно присутствовать в вашем рационе.

Но необходимо соблюдать баланс: избыток органических кислот не идёт на пользу организму. При переизбытке наблюдаются следующие нежелательные процессы:

сгущение крови, проблемы с ЖКТ, нарушение деятельности почек, болезни суставов.

И самое опасное – смещение кислотно- щелочного равновесия, которое так важно для нормальной жизнедеятельности в целом. Салициловая кислота может вызывать аллергические реакции. Приводит к раздражению слизистой желудка.

Что касается негативных аспектов, то в первую очередь, следует отметить, что фрукты с высоким содержанием витамина С способствует повышению кислотности в желудочно-кишечном тракте. Это может стать причиной образования или обострения язв и появления частой изжоги. Кроме того, чрезмерно употребление таких продуктов нередко вызывает аллергию, за счёт превышения нормы аскорбиновой кислоты. Людям с заболеваниями пищеварительной системы рекомендуется строго ограничивать потребление кислых плодов.

Кислые фрукты могут быть не только вкусными, но и полезными, если их правильно есть. Они обладают широким перечнем положительных свойств. Их несколько.

Плоды укрепляют иммунную систему и повышают сопротивляемость вирусам.

Приводят организм в тонус, придают бодрости, борются с быстрой утомляемостью.

Подавляют рвотный рефлекс, в том числе во время токсикоза.

Улучшают пищеварение и усвояемость пищи.


2 . Практическая часть

В практической части я сравнивал наличие кислот в овощах и фруктах. Для этого в ходе эксперимента использовал универсальный индикатор, который представляет собой смесь индикаторов, нанесённую на специальные бумажные полоски. Изменение цвета при помещении такой полоски в испытуемый раствор сигнализирует не только о том, является ли среда раствора нейтральной, щелочной или кислотной, но и также и о том, насколько значительны его кислотность или щёлочность, которые оцениваются по специальной шкале.

Мои исследования доказали что в овощах меньшее количество ph кислоты, чем во фруктах. Далее я взял три пробирки, в каждую отжал сок лимона. Наличие кислоты в лимоне распознал с помощью индикаторов.

При добавления к раствору кислот по нескольку капель раствора лакмуса фиолетового цвета, я увидел, что он окрасился в красный цвет. Метиловый оранжевый при действии кислоты изменил оранжевый цвет на красно–розовый, а фенолфталеин остался бесцветным.

Вывод: Я научился определять наличие кислот во фруктах и овощах с помощью индикаторов. Выяснил, что во фруктах содержится большее количество кислот.

Заключение

Органические кислоты – это органические вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Я узнал, почему фрукты и овощи кислые на вкус, познакомился с кислотами, которые встречаются в овощах и фруктах и ролью их в питании и влиянии на организм человека. Также я провёл опыт по выделению кислот. Мои исследования доказывают, что фрукты и овощи содержат органические кислоты. Их роль значительна для организма. Кислоты, содержащиеся, в них улучшают ph среды внутренних органов и улучшают обмен веществ. Кислоты являются антиоксидантами и не дают роста вредным бактериям. Они повышают иммунитет. Поэтому фрукты и овощи должны ежедневно присутствовать в нашем рационе. Органические кислоты, как щётка, чистят наш организм, нормализуют температуру тела, расщепляют жиры и разжижают кровь, предотвращая образование тромбов, улучшают пищеварение и усвояемость пищи. Ешьте фрукты и овощи и будьте здоровы!




















Список литературы


Габриелян, О. С. Г12 Химия. 8 класс : учеб. Для общеобразонат. Учреждений / О. С. Габриелян. – 16-е изд; стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 270, (2) с. : ил.

Эмануэль Н. М; Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986. – 173 с; 6 ил. – (Серия “Наука и технический прогресс”).

Химия в быту. – Смоленск: Русич, 1998. – 560 с.: ил. (“Азбука быта”)

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Почему овощи и фрукты кислые?

Автор: Габдинурова Ильмира Замигуловна

Дата: 22.11.2022

Номер свидетельства: 618035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Кратковременный образовательный практикум "Полезные и вредные растения" "
    ["seo_title"] => string(78) "kratkovriemiennyi-obrazovatiel-nyi-praktikum-polieznyie-i-vriednyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139655"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417772519"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока по развитию устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Овощи и фрукты» "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-ustnoi-riechi-v-1-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-ovoshchi-i-frukty"
    ["file_id"] => string(6) "173089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423923282"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ     ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НЕБОЛЕЙКА»"
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-zaniatiia-po-valieologii-v-sriedniei-gruppie-tiema-putieshiestviie-v-stranu-niebolieika"
    ["file_id"] => string(6) "314867"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459783778"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок по развитию устной речи по теме: "Фрукты и овощи". "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-razvitiiu-ustnoi-riechi-po-tiemie-frukty-i-ovoshchi"
    ["file_id"] => string(6) "227807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440953383"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Почему так много надо есть овощей и фруктов? "
    ["seo_title"] => string(50) "pochiemu-tak-mnogho-nado-iest-ovoshchiei-i-fruktov"
    ["file_id"] => string(6) "247007"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446482722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1880 руб.
2350 руб.
2100 руб.
2620 руб.
2100 руб.
2620 руб.
1900 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства