Наименование КОП
Полезные и вредные растения.
Кол-во занятий
4
Возраст
старший
Общая цель
Формирование представлений о растениях (грибах, комнатных растениях, плодовых растениях, дикорастущих растениях), которые можно считать вредными и полезными.
Ожидаемый результат
Картотека растений
1 занятие
Цель
Расширение представлений детей об окружающем мире, развитие навыков в художественном творчестве;
Знакомство детей с грибами, активизация в речи детей названий грибов, развивать связную речь, закреплять образы в виде аппликации.
Оборудование
Различные картинки с грибами, игрушка «лесовик», цветная бумага, ножницы, клей.
Ход занятия
Посмотрите, ребята, кого я принесла из леса. Это старичок-лесовичок.
На зелененькой опушке
В незатейливой избушке
Жил предобрый старичок,
Старичок-лесовичок.
Нос курносый, как картошка,
Лоб в морщинках, как гармошка,
А глаза, как голубика, с солнечным веселым бликом.
Лапоточки из лозы,
Поясочек из травы,
Рукава льняной рубашки
Вышиты лесной ромашкой,
А на лбу – венок из кашки.
Он один в моей корзинке, а вот на этой картинке сколько грибов?
- много.
- а в моей?
-мало.
- Я выну лесовичка и моя корзинка станет? (пустой, а корзинка на картинке?)
- полная.
- молодцы! Посмотрите теперь на другую картинку. Это лесная полянка с грибами. Даша, расскажи, что ты видишь? Да, верно, ежик вышел на поляну и увидел разные грибы. Послушайте:
Еж лениться не привык-
Он ведь опытный грибник.
На иголках тащит целый
Подосиновик и белый.
- вот такой бывает белый гриб. Видите: ножка толстая, белая, а шляпка – коричневая. Это очень важный гриб, он съедобный. А вот это подосиновик, его тоже нашел ежик. Посмотрите на картинку, как он выглядит. Ножка у него потоньше, длинная, а шляпка оранжевая, красивая. Он тоже съедобный. А знаете, почему у него такое имя – подосиновик? Он растет под осиною, осина – это дерево. Вот какой молодец наш ежик, только съедобные грибы собрал. А сейчас мы с вами споем про него песенку и потанцуем:
Маленький ежик – четверо ножек, (руки на поясе, «пружинка»)
На спине грибок несет, песенку поет: (шаги на месте, размахивая руками)
«фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты, фу ( приседания).
На спине грибок несу (наклоны вперед).
Самый сильный я в лесу, (руки в стороны, сгибать и разгибать в локтях).
Но я боюсь одну лису! (обхватить голову ладонями и качать ею).
Размялись? А теперь я покажу вам еще один гриб, который очень похож на лису. Он и называется «лисичка». Посмотрите на картинку, чем этот гриб похож на лису ( ответы детей). Все верно. Этот гриб тоже съедобный.
А вот этот гриб тоже очень красивый. Опишите его.( картинка мухомора). Да, все правильно, ножка белая, и шляпка красная, и белые точки на шляпке. Такой красавец, а зовут его «Мухомор». Вслушайтесь, красивое имя у него? Нет. Оно состоит из двух слов «муха» и «мор», что означает – муха от этого гриба умирает. Потому что он ядовитый. И человек может умереть. Поэтому этот гриб есть нельзя и лучше его не трогать руками. А чтобы лучше запомнить, какой гриб нельзя трогать руками, мы с вами сделаем его в виде аппликации. Вот вам ножницы. Я раздам красные квадраты и белые полоски. От белой полоски надо отрезать небольшой прямоугольник. Это будет ножка гриба. А квадрат сложим пополам, вот так. И сверху, где бумага раскрывается, закруглим углы. Раскройте листик, видите, получился круг. Надо по линии сгиба разрезать его. Это две шляпки. Одну мы используем в работе, а вторую отложим. На зеленых прямоугольных листиках наклеим ножку в середине листика, а сверху наклеим шляпку. У меня есть маленькие кружочки белого цвета. Украсьте ими шляпку гриба. Замечательно! Ваши работы давайте повесим на доску и осмотрим, какие получились грибы. Как думаете, у кого аккуратнее?
- А лесовичка мы отпустим в лес, верно? Да, конечно, да.
- А ребята, как вы думаете, когда же грибники собирают в лесах самый щедрый урожай этих ароматных ядреных грибов? Правильно в конце лета, в августе-сентябре.
Ожидаемый результат
Заучивание названий грибов, аппликация.
2 занятие
Цель
Ознакомление с комнатными растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепление умений определять способы ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля; формирование умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам.
Оборудование
В группу вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и корневища. Например, это могут быть 2-3 вида традесканций, вьющийся плющ, цикламен, примула, амариллис и т.д.
Ход занятия
- ребята, в нашей группе и у вас в квартирах есть комнатные растения, цветы?
- кто то из вас знает названия комнатных цветов? (ответы детей).
-молодцы!
- ребята, смотрите какие загадочные, непривычные слова: алое, кактус, амариллис, герань, бегония, бальзамин и т.д.
- А знаете, почему у этих цветов такие непонятные, имена-названия? Да потому что, что все комнатные цветы родом издалека, из-за моря, из дальних жарких завезены вместе со своими именами, конечно.
Не зря эти заморские гости так любят тепло, солнце, боятся не то что мороза, даже прохлады, сквозняка. На зиму листья не сбрасывают. Наши растения и цветы в саду на зиму снегом покрываются, весной из семян или корней снова прорастают, а эти круглый год цветут! Но иногда мы слышим, что комнатные растения называют и другими именами, например: столетник, невеста, «Ванька-мокрый», огонек, колокольчики, щучий хвост, крапивка, дружная семейка и т.д.
- как вы думаете, может это другие растения? А во и нет!
- почти всем нашим растениям наши бабушки-прабабушки давно дали привычные имена-названия.Переназывая, что-то в имени новом отмечали: то ли сходство с привычным, нашим цветком, то ли сходство со знакомым растением, животным, даже человеком или явлениями.
- а сейчас мы с вами превратимся в настоящих цветочных разведчиков и попробуем узнать, почему их так называют.
- как вы думаете, за что алое столетником назван?( ответы детей).
- а назвали его так потому, что он долго-долго растет, аж сто лет. Ну, может, и не сто, а все равно будто сто лет, он настоящий долгожитель!
- есть еще такой комнатный цветок «бальзамин», у нас в саду он огоньком зовется, а дома у бабушки «Ванькой мокрым»? (ладно бы «Ванька», а мокрый почему?).
- а знаете почему? Огонек потому что всегда цветет, а цветки как огоньки, краснеют, радуют.
- а «Ванька-мокрый» - потому что привычный, обычный, особого ухода не требует, как Ванька, только держи мокрым, поливай почаще, да побольше – и все. А не польешь день или два поникнет, обидится. Зато сразу простит, повеселеет, как воды напьется.
- А вот «невеста» это вьющееся растение, все в белых цветах зовется. Вот за белый цвет, за вид праздничный, счастливый, нарядный. А вот настоящее ее имя бегония вечноцветущая.
- Сансевьера напоминает щучий хвост, вот поэтому его так и «переназвали».
- Кактусы – их много разных видов. Особо колючие и почти круглые, часто ежиками зовут. Чем не ежик? Даже иголки есть.
- вьюнами, вьюнками многие вьющиеся растения называют. Раз вьются – зачем другое название искать? Хотя они все разные названия имеют. Чаще всего вьюнами плющи называют.
- традесканция – названа совсем странно «сплетница». Да уж очень накручено, сплетено, где начало, где конец, где конец – не разобрать!
- Ребята, а какие еще вы знаете названия комнатных растений? (ответы детей). А может, вы знаете комнатные растения, у которых не одно, а несколько названий?
В конце занятия еще раз повторить названия комнатных растений.
- а теперь давайте подумаем, что нужно для ухода за растениями? (тряпочки, палочки для рыхления почвы в горшках). Предложить детям помыть цветы в группе.
Ожидаемый результат
Знание нескольких комнатных растений, уход за растениями ( обметание пыли, мытье поддонов).
3 занятие
Цель:
Ознакомление детей с растениями которые появляются из семян, которые мы употребляем в пищу: овощи, фрукты, ягоды, грибы ;знакомство с экзотическими комнатными плодовыми растениями (лимонное дерево);
Расширение и обогащение словаря детей: семена, плоды, кислый, горький, кисло-сладкий.
Оборудование
Иллюстрации различных растений (овощей, ягод и т.д.).
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы поговорим о растениях, о том, как они растут. Каждый день мы ходим по улицам, гуляем в парке, выезжаем на дачу, в лес и везде нас окружают разные растения. В поле мы радуемся красоте цветов и разнообразию трав, лес дарит нам тень и прохладу деревьев и кустарников, в огороде мы собираем урожай овощей, а в саду – фруктов. И все это растет на планете Земля.
- Как вы думаете, из чего появляются растения? (из семян, семечек).
- А где же у растения находятся семена? (в плоде). Выслушав ответы детей, воспитатель делает выводы:
- правильно, в плоде, но не у всех. У овощей, которые растут на грядке, плод находится в земле, а семена образуются после цветения в ботве ( в зелени). Вспомните о каких овощах мы говорили? Ответы детей (морковь, репа, редька, редис, свекла).
- а у помидора, огурца, кабачка, патиссона где находятся семена? ( в плоде).
Воспитатель уточняет ответы детей: сначала растение зацветает, а потом появляется плодик, а в нем семена.
-какие фрукты вы помните? Дети перечисляют.
- Молодцы, у всех этих семена находятся тоже в плодах. Много на свете ягод, вспомните, какие вы знаете?
После всех ответов детей, еще раз уточнить:
- Что такое ягода? (плод). Как вы думаете, где у ягод находятся семена? (в плоде, ягоде). А вы знаете, что арбуз –это тоже большая ягода?
-Ребята, а какие еще растения дают плоды? (фрукты).
-какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты? ( в саду).
- а могут ли они расти в комнате? Как вы думаете, почему не могут? Есть ли такие плодовые растения, которые растут и на улице, и в комнате? (ответы детей).
- вы правильно сказали, что фрукты дают плоды, и растут они на высоких деревьях. Поэтому они не могут расти в помещении. А сейчас я вам загадаю загадку: Очень я его люблю,
Он кислей всего-всего!
Желтый он, продолговатый,
Очень - очень ароматный!
- правильно, это лимон!
- а растет ли он у кого-нибудь дома? (ответы детей).
- из чего вы его вырастили? ( из семечка).
- правильно! А сейчас я вам расскажу о лимоне. Лимон – вечнозеленое небольшое дерево с колючими ветками, листья у него продолговатые.
- а вы знаете, в какой стране растет лимон? (ответы детей).родина лимона Юго-восточная Азия, растет он в горах. В нашей стране лимоны выращивают на Кавказе. У меня дома тоже растет деревце лимона, но оно почему-то плохо растет, и листочки опадают. Может я плохо за ним ухаживаю? Что нужно делать, чтобы оно было зеленым и хорошо росло? Выслушать ответы детей и обобщить:
- поливать лимоны необходимо каждый день, умеренно; листья иногда надо опрыскивать; лимон любит свет и требует солнечного освещения. Спасибо, ребята, теперь я буду правильно ухаживать за лимоном.
Прочитать стихотворение: Лимон люблю его,
Он кислей всего-всего!
Ешь по ломтику из блюдца.
И нельзя не улыбнуться!
- а почему нельзя не улыбнуться? (потому что он кислый). Разве его нельзя? (ответы детей). После ответов детей все обобщить.
- конечно, можно. Нарезанный ломтиками лимон подают к чаю, кофе, кладут к мясным, рыбным блюдам. Соком лимона поливают некоторые мясные блюда, добавляют в соусы. Лимоны применяют при изготовлении кондитерских изделий и напитков. Кто знает, что такое цедра? Правильно, это кожура лимона или апельсина. Ее тоже используют при изготовлении блюд. Вспомните, ребята, как еще ваши мамы и папы используют лимон? Выслушать ответы детей и обобщить:
- несколькими каплями лимонного сока можно вычистить лезвие ножа или ложку. Иногда лимонным соком выводят пятна от чая или ржавчины на одежде, чистят изделия из темной кожи. Как вы думаете, лимон может помочь нам при лечении от болезней? Обобщить ответы детей и дополнить:
- лимонный сок употребляют при высокой температуре от жажды. Разведенный лимонный сок применяют при полоскании, когда болит горло, а при ангинах пьют неразбавленный сок. Летом во время жары можно освежить лицо, протерев кожу ломтиком лимона. Лимон очень полезен. Посоветуйте маме купить лимон и есть их надо целый год. Можно посадить лимон дома, как мы посадили в группе, ухаживать за ним, и он порадует нас плодами.
Ожидаемый результат
Получение знаний о плодовых растениях (лимонное дерево), посадка лимона в группе, обобщение знаний о плодовых растениях.