Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Методическая тема:
«Домашний эксперимент как элемент исследовательской деятельности учащихся при изучении химии»
разработал:
Ивченко Бэлла Вадимовна,
учитель химии
руководитель: Введенская А.Г
Лодейное Поле
2014 год
Содержание
Введение………………………………………………..3
§ 1 Об исследовательской деятельности учащихся………………………………………………..4
§ 2 Домашний эксперимент как элемент исследовательской деятельности учащихся при изучении химии ……………………………………….8
Библиография…………………………………………10
Приложение…………………………………………...11
Введение
Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рождённых только воображением.
М. В. Ломоносов
Изучение основ химии невозможно без уроков с использованием химического эксперимента, который лежит в основе исследовательского метода.
Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, повышения мотивации к изучению предмета, а также представлений о практическом применении химических знаний. Эти вопросы могут быть успешно решены при активном использовании исследовательского подхода.
Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.
Среди различных видов эксперимента домашний эксперимент является доступным и безопасным видов деятельности ученической деятельности, направленный на формирование аналитического мышления.
Но использование исследовательской деятельности даёт возможность развить устойчивый интерес учащихся к химической науке.
Методическая тема школы, в которой я работаю «Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве школы средство повышения качества образования» созвучна с моей методической темой.
§ 1 Исследовательской деятельности учащихся
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, учебно-исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Исследовательская деятельность учащихся позволяет:
выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления;
получить достоверные данные об окружающей действительности;
обеспечивает прочное усвоение новых знаний и применение их в практической деятельности;
позволяет проводить ознакомление с основами химических производств;
на основе восприятия исследования и анализа наблюдаемых явлений сформировать у учащихся представления, а затем и понятия курса химии;
Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию её содержания.
Цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
Задачи исследовательской деятельности
Познавательная- усвоение основ химии с помощью совершенствования исследования
Воспитывающая -воспитание потребности к труду, профессиональная ориентация учащихся
Развивающая- приобретение и совершенствование научно-практических навыков
Этапы выполнения НИР (научно-исследовательской работы)
Мотивация НИР
Выбор направлений исследований
Постановка задачи
Фиксация и предварительная обработка данных
Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Оформление результатов работы
Защита исследовательской работы
Результат исследовательской деятельности: это интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Важна сама ценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.
Формы представления исследований:
научная статья
устный доклад
научный отчет
реферат
описательная работа
творческий отчет
Разновидности исследований:
А) по комплексности:
моно предметные исследование
мета предметные исследования
над предметные исследования
Б) по продолжительности:
В) по методической составляющей:
Работа ученика над собственным исследованием позволяет формировать умение работать с рекомендованной литературой, умение критически осмысливать представленный материал, умение чётко и ясно излагать свои мысли , ставить проблему, искать пути решения , а также делать выводы и выдвигать гипотезы. Ученическое исследование, как и научное, сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, осуществлять мысленный эксперимент, строить план исследования, например при решении экспериментальных задач. В более сложных ситуациях ученик сам формулирует проблему, выдвигает и обосновывает гипотезу и разрабатывает эксперимент для её проверки. Для этого учащиеся пользуются справочной и научной литературой. Таким образом, при исследовательской работе от учащихся требуется максимум самостоятельности.
Развить навыки исследовательской работы у учащихся позволяют химические практикумы. Химический практикум в школе – это целый комплекс практических работ, сгруппированных в единую систему занятий. В практикуме учащиеся выполняют целую серию практических работ в конце большого раздела курса химии, включающего несколько тем. Такая форма работы возможна во всех классах. Практикум не исключает текущих практических занятий и лабораторных опытов. В практикум могут включатся работы, требующие более длительного времени, расчётов, построения графиков. В практикум включаются и экспериментальные задачи, через которые есть возможность так же использовать исследовательскую технологию. Химический практикум носит повторно- обобщающий характер, а задания в нём требуют большей самостоятельности и включают ученические исследования.
Согласно Ивановой Р. Г. можно выделить три группы исследовательских умений:
Первая группа умений характеризуется выполнением единичных операций исследования: 1) наблюдение; 2) сравнение фактов, свойств веществ и явлений; 3) нахождение причинно-следственных связей; 4) формулирование выводов на основе единичных операций исследования.
Вторая группа исследовательских умений , характеризуется сочетанием различных умений первой группы и включает: 1) умение сформулировать цель работы; 2) умение выразить зависимость между фактами, явлениями в виде графика, схемы, таблицы; 3) умение высказать суждение, построить умозаключение, на основе ранее приобретённых знаний; 4) умение проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения; 5) умение провести опыт и сформулировать вывод.
Третья группа исследовательских умений характеризуется комплексным использованием различных умений первой и второй групп и включает: 1) умение видеть проблему; 2) умение строить гипотезу; 3) умение составить план исследования; 4) умение найти способ экспериментального подтверждения гипотезы; 5) умение не только провести эксперимент, но и обработать его результаты, сформулировать вывод.
При выполнении одного и того же задания одни учащиеся преимущественно проявляют умения первой группы, другие – второй, а третьи способны вполне уверенно проводить самостоятельное исследование.
Эффективные результаты по исследовательской деятельности даёт использование такой системы работы: проблемное проведение уроков по изучению теоретического материала, проведение большинства лабораторно-практических занятий исследовательским методом, в домашние задания включать элементы теоретического исследования. Во всех случаях учащиеся выполняют определённые исследовательские задания.
§ 2 Домашний эксперимент как элемент исследовательской деятельности учащихся при изучении химии
Домашний эксперимент - это “особый вид самостоятельной работы учащихся”, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету “Химия”
При выполнении ДЭ учащиеся формируют и далее закрепляют организационные, технические и интеллектуальные умения. В меньшей степени использование ДЭ позволяет формировать измерительные умения, т.к. в домашних условиях учеников, как правило, отсутствуют элементарные измерительные приборы. В некоторых случаях при проведении ДЭ можно формировать и конструкторские умения, но для этого необходимо специальным образом составлять инструкции по выполнению ДЭ
Основное преимущество ДЭ перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша. Выполнение домашних практических работ способствует развитию осознанного интереса к предмету, повышению успешности обучения приводит ученика к мысли, что он может многое сделать сам. Такая работа, оценивается по достоинству, что дополнительно стимулирует учащегося
Роль учителя при организации ДЭ заключается в том, что он готовит инструкции (письменные или устные) и проверяет выполнение домашних опытов. Учитель при подборе опытов всегда должен помнить: все домашние опыты должны быть безопасны для людей и домашних животных и выполняться учеником дома с разрешения родителей. Как правило, это проверка письменных отчетов; “вещественных доказательств”, полученных при выполнении эксперимента; схематических рисунков “новых” приборов и т.п.
Главные задачи домашнего эксперимента
Все опыты можно условно разделить на две группы. Первая группа (их большая часть) имеет тесную связь с изучаемым на уроках материалом. Вторую группу составляют опыты, имеющие прикладное значение.
Использование системы ДЭ в курсе химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, самостоятельности обучающихся, развитию творческого химического мышления ребят
При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:
организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчёта, рациональное использование средств, методов и приёмов);
технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний для описания наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы)
Выполнение ДЭ не является обязательным и предлагается учащимся как задание на дополнительную отметку
Домашний эксперимент является одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, который позволяет решать все задачи обучения: образование, воспитание и развитие. Разработанные рекомендации по организации домашнего эксперимента согласованы со школьной программой, включают проведение интересных опытов, которые просты в выполнении и позволяют наглядно изучать явления, происходящие с веществами и материалами
Сегодняшний век , информатизации и повсеместной компьютеризации, превращает ребенка пассивного участника жизни, и только самостоятельная практическая деятельность будит в нём творца Мысль о том, что теория может быть проверена на практике возникает в том случае, если ребёнок имеет навык к самостоятельности действий и их организации, когда он познал радость открытий и удач. И задача педагога – подготовить почву для того, чтобы это произошло.
Библиография
Штремплер Г.И. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996.
Казанцев Ю.Н, Кривенко В.А. Из опыта использования индивидуальных домашних заданий // Химия в школе 2010
О.С. Габриелян, И.Г Остроумов Химический эксперимент в школе Москва «Дрофа» 2005.
О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская Настольная книга учителя химии 11 класс II часть. Москва Дрофа 2004
Д.И. Исаев «Об использовании домашнего эксперимента» журнал «Химия в школе» №9 2009.
Б.А. Стёпин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Москва «Дрофа» 2002
Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. – М., 1998.
8