kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект улучшает обучению и понятие предмета.Выбор темы позволяет расширить кругозор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химический проект»

Метод проектов и алгоритм его выполнения на внеклассных занятиях по химии.

Внеклассные занятия по химии наряду с уроком — одна из важнейших форм организации учебно-воспитательного процесса , осуществляемая во внеурочное время. Цель внеклассной работы — углубление и расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности. Внеклассная работа помогает формировать коллектив учащихся, пробуждает чувство ответственности перед коллективом. Она является существенным элементом в единой системе учебно-воспитательного процесса , помогает формировать досуг учащихся..

Сегодня метод проектов возрождается и успешно развивается, приобретая все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Алгоритм выполнения проекта

Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.

1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).

2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).

3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).

4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).

5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).

6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).

Основные критерии  использования метода проектов в учебном процессе

1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.);

3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.

4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов).

5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- выдвижение гипотез решения проблемы;

- работа с научной литературой;

- выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, экспериментальных, статистических и других методов);

- проведение исследования;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.);

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результатам работы над темой.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом являются:

· аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

· наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

· изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);

· усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

· экспериментальная проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

· оформление итогов работы;

· разработка и защита проекта.

Презентация и защита учебных проектов

Презентация и защита результатов проекта может быть проведена в виде:

- демонстрации видеофильма, иллюстрированного сопоставления фактов, документов и событий, спектакля, телепередачи, театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), рекламы, пресс-конференции;

- диалога исторических или литературных персонажей, инсценировки реального или вымышленного исторического события, путешествия, ролевой игры, экскурсии;

- научной конференции, научного доклада, отчета исследовательской экспедиции;

- соревнования, спортивной игры, выставки и т.д.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

· проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

· учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;

· деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

· работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

· учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

· конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь  титульный лист, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения пояснительную записку, теоретическую описательную часть, заключение и выводы.

Требования к выбору темы проекта.

· Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

· Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, практичности. (Познание начинается с удивления или практической необходимости).

· Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.

Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т. е. база для решения данной проблемы.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование невозможно без организационной деятельности учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к учащимся.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

· помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

· сам является источником информации;

· координирует весь процесс;

· поощряет лучших учеников;

· поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои негативные стороны.

· неравномерность учебной нагрузки учащихся и педагогической деятельности учителя на разных этапах работы;

· сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

· риск неудачного окончания работы;

· повышение эмоциональной и физической нагрузки и на учащихся, и на учителя;

· невозможность включить значительное число учащихся в учебно-исследовательскую деятельность над проектами.

Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (Приказ Минобрнауки РФ № 1351 от 27.10.2014) в качестве основных задач выдвигает требования к формированию от выпускников экологического мышления как профессионально значимого качества, что находит отражение в компетенциях. Так, приоритетной целью образования формулируется развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для решения поставленных задач развития экологического образования и воспитания в качестве ведущих рекомендованы применение современных образовательных технологий таких как: технология проектного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Обучение студентов в учреждениях среднего профессионального образования базируется на системно-деятельностном подходе, не случайно в базисный учебный план впервые введено требование проектной деятельности как один из параметров нового качества образования – способности выпускников проектировать.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей развивать экологическое образование и воспитание студентов, который расширяет горизонты в педагогической теории и практики. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в реальной жизненной ситуации. Проектирование дает возможность учащимся применять методы научной и творческой работы, развивает познавательный интерес и любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками.

Задачей нашего исследования является организации проектной деятельности студентов по экологическому образованию и воспитанию, организация самоанализа результатов самими участниками проекта и распространение опыта проектной работы экологической направленности для студентов других специальностейжелающих по- новому взглянуть на решение экологических проблем. Именно проектное обучение  учитывает потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого студента и передачу опыта проектной работы своим ученикам. Этот метод позволяет студентам приобретать умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии, делать умозаключения, а также решать проблемы в малых группах (Чернобельская, 2010).

Эти качества и умения становится хорошей основой для формирования у будущих педагогов организаторских качеств: инициативности, умения находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах. В целом проектную деятельность мы рассматриваем как один из немногих видов учебной работы, приближающий академические знания к реальной жизненной практике.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия «Элистинский педагогический колледж имени Х. Б. Канукова». В эксперименте участвовали две группы среднего профессионального образования. На школьном отделении использовался метод проектно-экспериментального обучения. При изучении тем учащиеся с удовольствием занимались проектной деятельностью, темы проектов («Исследования качества воды в реке Элистинка», «Качество питьевой воды поселка Берген» и др.) выбирались самими учащимися или были предложены преподавателем. На другой группе (дошкольное отделение) занятия проводились в традиционной форме обучения.

Результативность опыта

По окончании курса химии  была проведена диагностика учащихся для оценки эффективности данных технологий по многим параметрам. Анализ результатов показал, что технология проектно-экспериментальной деятельности были оценены студентами намного выше по эффективности в обучении по сравнению с традиционными занятиями.

В результате изучения химии с использованием проектно-исследовательских умений у учащихся появляется мотивация к участию в исследовательских и научно-практических конференциях. Наблюдается положительная динамика повышения численности желающих заниматься проектно - исследовательской деятельностью.

Таблица 1

Участие студентов СПО в исследовательских и научно-практических конференциях

Отделение СПО

2012-2013

2013-2014

2014-2015

школьное отделение

1

3

6

дошкольное отделение


1

2


Рис.1. Динамика участия студентов СПО в исследовательских и научно-практических конференциях.

Улучшилось качество выполнения проектных работ по химии. Это выражается в грамотности проведения и описания проекта, усилилась экологическая направленность учебных проектов студентов.

Таким образом, выполнение учебных проектов студентами развивает познавательный интерес и мотивацию к участию в проектной деятельности, стимулирует интерес к предмету химии, развитием учебные и исследовательские, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.



 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Химический проект

Автор: Фадеби Анастасия. Руководитель Богданова Елена Владимировна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов"
    ["seo_title"] => string(78) "pieriodichieskii-zakon-i-pieriodichieskaia-tablitsa-khimichieskikh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "250234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447060711"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока "Фосфор и его соединения" с использованием метода проектов "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-fosfor-i-iegho-soiedinieniia-s-ispol-zovaniiem-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "179218"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424962625"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«Типы химических реакций» "
    ["seo_title"] => string(31) "tipy-khimichieskikh-rieaktsii-3"
    ["file_id"] => string(6) "245860"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446224726"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "урок - проект "Фосфор" "
    ["seo_title"] => string(19) "urok-proiekt-fosfor"
    ["file_id"] => string(6) "179267"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424966238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства