kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование естественнонаучной компетентности на уроках биологии и химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье описаны формы и методы формирование естественннонаучной грамотности учеников через уроки биологии и химии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной компетентности на уроках биологии и химии»

Формирование естественнонаучной компетентности уроках биологии и химии.

Г.А.Храпунова

учитель биологии и химии ГУ «Клочковская средняя школа»

Костанайская область, с. Клочково



В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентноспособных стран мира» определены стратегически значимые для государства подходы к содержанию и организации системы образования. «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации»

В современном обществе неуклонно возрастает значение образования, с его развитием связывают духовный культурный и нравственный потенциал общества, успехи социально-политических реформ, перспективы научно- технического роста, интеграцию в мировое сообщество, и, в конечном итоге - человеческую цивилизацию в целом. В рыночных условиях становится очевидным, что высокое качество жизни также обеспечивается качеством образования, гарантирующим человеку конкурентоспособность и успешную адаптацию к деятельности в меняющихся условиях труда и производства. При этом основой стабильности и способности самореализации личности становится качественное образование.

Сложнейшей задачей, поставленной перед педагогической наукой и практикой, является разработка новых подходов в деле обучения, перехода от инструктивно- информационного взаимодействия к удовлетворению образовательных запросов, к личностно- ориентированному обучению. Успешность специалиста начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, готовности к активному участию в преобразовании своей жизни и жизни страны, умению неординарно подойти к решению проблемы. Учитель должен почувствовать необходимость инновационной деятельности, профессиональную готовность к ведению инноваций в практику. Для достижения этих целей учителю необходимо использовать различные активные формы и методы работы с учащимися. Необходимо соблюдать принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Главная цель образовательного процесса – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Процесс обучения в современной школе определяют как целенаправленное, последовательное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В рамках такой концепции обучения одной из задач, стоящих перед учителем является повышение эффективности учебного труда учащихся, создания условий для формирования их рефлексивных умений. Традиционные методы закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проверочные и контрольные работы, хороши тем, что показывают, насколько точно усвоен материал. Однако они не позволяют выявить то, как ученик научился применять знания, оперировать ими. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. И задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Ясно, что ученик сам не научиться этому не сможет. Учитель направляет, контролирует деятельность ученика.

Ребенок в современном мире должен обладать функциональной грамотностью, то есть использовать полученные знания в его взаимодействиях с социумом (уметь прочитать инструкцию, заполнить анкету и т.д.) Но проблем в развитии функциональной грамотности школьников предостаточно. Современные учебники перегружены материалом, часто неинтересными текстами, сложными в изложении и понимании. В них отсутствует информация актуальная для учеников, нет логических заданий к текстам, нет четкой системы работы с ключевыми понятиями, определениями. Также учебники не содержат информации, представленной в графиках, таблицах, кластерах, схемах, редко дают ученику возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Таким образом, стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.

Под компетентностью в настоящее время понимают «способность применять свои знания и умения, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных ситуациях». 

С позиций компетентностного подхода уровень образованности в настоящее время определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся у субъекта знаний и умений. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности учащихся использовать полученные знания и умения. 

Компетентность предполагает не столько наличие у ученика значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, и в нужный момент использовать их в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях.
К числу важнейших предметных компетентностей курса биологии за среднее общее образование можно отнести:

― эколого-природоохранные; 

― здоровьесберегающие; 

― информационные;

― практико-исследовательские.

Эколого-природоохранные компетентности предусматривают соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы как главного фактора благополучия человечества, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы. 

Здоровьесберегающие компетентности включают понимание влияния физического труда и спорта на здоровье человека, соблюдение правил личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, безопасного для жизни поведения в окружающей среде; обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека, последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на репродуктивное здоровье, на развитие зародыша человека, оказание первой помощи при несчастных случаях, предупреждение и профилактика заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями, распространение эпидемий, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Задания, проверяющие здоровьесберегающие компетентности, направлены на выявление знаний причинно-следственных связей, существующих в организме человека, на установление зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, на определение отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Информационные компетентности предусматривают умения работать со справочной литературой, текстом и рисунками учебника, информацией в разных источниках, в том числе сети Интернет, ее анализ; работу со СМИ. 

Практико-исследовательские компетентности включают умения планировать исследование в соответствии с поставленными задачами, описывать и объяснять результаты эксперимента и наблюдений, обнаруживать причинно-следственные связи, принимать решения об использовании тех или иных процедур для проведения исследования в конкретной ситуации; работать с биологическим оборудованием, проектировать, моделировать биологические процессы; решать доступные биологические задачи.  Задания, проверяющие практико-исследовательские компетенции, нацелены на проверку умений учащихся применять биологические знания для объяснений процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами и инструментами, объяснять результаты экспериментов и наблюдений за биологическими объектами.

В связи с вышесказанным, разработка заданий для аттестации учащихся по биологии, химии за основную и старшую школу на основе компетентностного подхода должна быть ориентирована на контроль важнейших биологических знаний и предметных умений, используемых в повседневной жизни, позволяющих ответить на вопрос «знаю, как…» вместо «знаю, что…» и осуществить применение полученного знания на практике. В частности, задания, проверяющие эколого-природоохранную компетентность, контролируют знания и умения обучающихся аргументировано объяснять причины и находить пути преодоления экологических проблем разного уровня. Контроль овладения данной компетенции лучше всего осуществлять с помощью ситуационных заданий, требующих установления причинно-следственных связей, объяснения процессов и явлений в живой природе. Особое место занимают задания прогностического характера «Что будет, если …?». Задания такого типа позволяют убедиться в понимании необходимости поддержания целостности природы, отдельных экосистем, сохранения биоразнообразия, понимания уникальности каждого вида, его роли в обеспечении устойчивости жизни в биосфере.




Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

Творческие задачи на уроках биологии позволяют:

– обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
– ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук;
– развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
– формировать навыки совместной работы;
– установливать межпредметные связи.

Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно-иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, формируя у них интерес к биологии, развивая творческое мышление.

Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Интерактивные методы  своей целью ставят организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения на своих уроках, помогает организовать познавательную деятельность учащихся, развивать функциональную грамотность школьника. Поэтому в структуру урока включаю интерактивные технологии, технология критического мышления, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Учебный процесс организую таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Эта деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Любую форму работы на уроке можно охарактеризовать как активную, если она позволяет управлять процессом учения, способствует самостоятельности решения, стимулирует учебную деятельность. На уроках провожу групповые самостоятельные работы, которые дают возможность учащимся увидеть новое в знакомом, двигаться от простого материала к более сложному, уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. На уроке представлены карточки- задания, которые направлены на изучение учебного материала на обязательном уровне. Для эффективности контроля усвоения знаний и возможности коррекционной работы предлагаются многовариантные разноуровневые контрольные измерители. Материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета и способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразова­ния.

Ожидаемый результат такой работы:

- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,
- развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,
- развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,
- воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.

-создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения,

- формирует учебную мотивацию ,

-дифференцирует и индивидуа­лизирует учебный процесс

- развивает умения критически оценивать и отбирать нужную информацию, адекватно воспринимать жизненно важные сведения,

Такая система работы учителя:

- позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприя­тия учащимися;

- создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения.

- комплексно планировать и решать задачи образования, воспитания и общего развития школьников;

- изучать реальные учебные возможности школьников;

- прогнозировать ожидаемые результаты школьников в учебе;

- определить оптимальную структуру урока и темп обучения учащихся;

- выделить главное, существенное в содержании учебного материала.



Литература:

  1. Справочник руководителя образовательного учреждения №11 (59)2011 г М.Г.Кадирберлина

  2. Справочник руководителя образовательного учреждения №3 (40)2010 г В.Д. Милованова

  3. Справочник руководителя образовательного учреждения №10 (58)2011 г Г.Ж. Абдыкалыева, Л.Ш. Ташева

  4. Биология в Казахстанской школе. №6(48)-2012 г г Алматы

  5. 2.Биология в Казахстанской школе. №1(43)-2012 г,№1(25)-2009 г, №4(22)-2008 г. г .Алматы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование естественнонаучной компетентности на уроках биологии и химии

Автор: Храпунова Галина Алексеевна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса. "
    ["seo_title"] => string(137) "individual-nyi-proiekt-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-mietodov-i-tiekhnologhii-povyshieniia-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "225841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439917680"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Практическая работа "Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием "
    ["seo_title"] => string(181) "praktichieskaia-rabota-pravila-po-tiekhnikie-biezopasnosti-pri-rabotie-v-khimichieskom-kabinietie-priiemy-obrashchieniia-s-naghrievatiel-nymi-priborami-i-laboratornym-oborudovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "198034"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428340077"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства