Просмотр содержимого документа
«Экологическая направленность преподавания химии»
Экологическая направленность на уроках химии и биологи через совершенствование учебного материала В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Ведется активная работа по созданию системы экологического образования, как основы устойчивого развития общества. Экологическая направленность современного учебновоспитательного процесса вызвана целым рядом причин: наличие угрозы экологической катастрофы, развертывающейся на глобальном, национальном и локальном уровнях; формирование на современном этапе новой системы ценностей человека, вызванное необходимостью смены взаимоотношений «человек – природа культура». Поэтому решение экологических проблем следует искать в области культуры природопользования людей, в формировании новых систем сознания и поведения, изменения содержания интересов, норм, ценностей и знаний, связанных с взаимодействием общества и природы. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирования у них ценностных установок, нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина и выводится за рамки биологического знания, рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе. «экология» предельно широко Важным звеном формирования экологической культуры является урок. Моя задача, как учителя, донести экологические проблемы до сознания обучающихся и нацелить их на поиск путей разрешения этих проблем. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды: воздуха, почвы, воды. Считаю важным и необходимым усиление экологической направленности курса химии. Чтобы курс химии приобрел «экологическое звучание», нужно признать, что одной из главных его целей будет формирование у учащихся нового, ответственного отношения к природе, тем более что мои ученики – жители сельской местности и большинство из них будущие аграрии. Предметами изучения химии являются и почва, и вода, и воздух, поэтому обучение химии я стараюсь строить в тесной взаимосвязи с экологией. В процессе обучения химии 8,9 классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды, развитии представлений о взаимосвязи состава, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биологических циклов. На завершающем этапе школьного обучения в 10, 11 классах создаются предпосылки для понимания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы. В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов в природной среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Образовательная цель изучения этой темы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях воздействия каждого металла или его соединений на биологические системы. Необходимо на основании положения элементов металлов в периодической системе ознакомить учащихся в некоторыми закономерностями обусловливающими распространенность металлов в природе, их токсичностью, долей участия в метаболизме живых организмов возможностью биологической взаимозаменяемости; раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности, научить школьников прогнозировать и анализировать последствия загрязнения природы.