Просмотр содержимого документа
«Доклад Успешность обучения»
Кранцевич Е.Ф., преподаватель ГБПОУ РО «ГСТ»
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Важнейшим фактором успешного обучения в образовательных учреждениях СПО является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения [Зайцев А.Б., 2013]. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленности на получение знаний, профессии и диплома. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «ненужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению — нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и др.
Как отмечают авторы одного из наиболее объемных исследований психологических особенностей студентов, основным фактором, обусловливающим успешность учебной деятельности, является не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура, в которой ведущую роль играют волевые качества [Иванников В.А., 1991].
Большая проблема состоит в таком построении учебного процесса, чтобы студенту приходилось как можно реже преодолевать себя, силой заставлять включаться в учебную деятельность. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо.
Мотив обучения как фактор успешности обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно таким путем: сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера.
Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. То есть никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию и, таким образом, не может привести в этом случае к высокой успешности учебной деятельности.
К примеру, изучая техническое творчество учащихся, А. А. Мотков [Мотков А.А., 1972] экспериментально установил, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. В конце концов, заинтересованные, мотивированные на техническое творчество учащиеся начинают создавать модели более оригинальные, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. От силы и структуры учебной мотивации учащихся, таким образом, в очень значительной мере зависят учебная активность учащихся и сама учебная успеваемость.
На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается:
а) важностью предмета для профессиональной подготовки;
б) интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части;
в) качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);
г) мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;
д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета.
Я акцентирую внимание на учении, а не на достижениях, или результате этого процесса. Стараюсь реагировать на усилия, прилагаемые обучающимся , а не только на результаты их работы. Правильная обратная связь с обучающимися на уроке повышает мотивацию. Это когда ставится не сухая оценка, а оценивается результат с положительной стороны. Например , можно поставить и три , но похвалить, что сегодня уже получилось лучше.
Чтобы повысить вероятность успеха и личную оценку учащимися своих способностей стараюсь стремиться к постановке более реальных и решаемых целей. И когда обучающийся сможет выполнить приемлемое задание, у него появляется стимул дальше выполнять.
В своей работе учитываю возрастные особенности, выбор действия в соответствии с возможностями обучающихся; использую коллективные и групповые формы работы; применяю решение проблемных ситуаций, споров, дискуссий; применяю игровые технологии и нестандартные формы проведения уроков.
Я на уроках стараюсь применять методы мотивации к обучению. Особенно это применимо к тем студентам, которые пришли со школы со средними знаниями и неуверенные в себе. Цель педагога СПО поднять самооценку обучающегося, поднять мотивацию обучения
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}