kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал "Химия в стихах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О химических элементах и веществах

Известно: химия – наука

О веществах, о веществах.

Прощай губительная скука,

Займемся химией в стихах!

Цвет, запах, твердость, растворимость,

Все вместе – свойства вещества.

Но есть еще необходимость

Знать суть веществ и их родства.

Химические элементы…

Они основа вещества.

Весь мир из них, на сто процентов,

Вплоть до живого существа.

Все состоит из элементов,

Все то, что окружает нас:

Вода, духи, стекло, пигменты,

И воздух, и угарный газ.

А сколько этих элементов?

Немного их, чуть больше ста.

Их список, сверху вниз, как лента,

Займет примерно два листа…

Водород

Начнем же список с водорода,

Поскольку первый элемент.

(Он образует, кстати, воду –

Весьма существенный момент!)

В науке просто обозначен

Латинской буквой, знаком H.

Нельзя науке жить иначе –

Без знаков был бы ералаш!

О водороде что известно?

Такое вещество одно.

О свойствах рассказать уместно:

Газообразное оно.

Оно без цвета и не пахнет,

Не растворяется в воде,

А поджигать его опасно:

Взорвется газ, и быть беде.

Молекулу его представим

Удобной формулой H2.

Многозначительно добавим:

Нет в мире легче вещества!

Наполни шарик водородом,

Держи за ниточку пока.

Ну, отпускай его! И с ходу

Он улетел за облака!

Углерод

Из элемента углерода

(В таблице он шестым стоит)

И были созданы природой

Алмаз, и уголь, и графит.

Алмаз – прозрачные кристаллы.

Он самый твердый минерал.

Алмазом можно резать скалы,

До блеска шлифовать металл.

Что бриллиантом называют?

Бриллиант – шлифованный алмаз.

Так ослепительно сияет,

Что завораживает нас.

Графит – совсем другое дело,

Другое вещество, точней.

Его с углем сравним мы смело,

Так легче суть познать вещей.

Не все сравнения удачны…

Нам повезло на этот раз:

Графит и уголь непрозрачны

И не сверкают, как алмаз.

Три вещества так непохожи –

Алмаз, и уголь, и графит.

Но что в них общего? Но что же

Три этих вещества роднит?

Все вещества одной природы,

И формула у них одна.

Все состоят из углерода,

И все – простые вещества.

Так аллотропия предстала,

Родство веществ обосновала:

Элементарный углерод

Три вещества простых дает.

Графит ли, уголь ли сжигают

Или сверкающий алмаз,

А в результате получают

Все тот же углекислый газ:

C + O2 ® CO2.

 

Неон

Всем любознательным известен

Десятый элемент – неон.

Инертный газ как раз на месте:

Второй период завершен.

 

 

Фтор

В таблице с кислородом рядом

Девятый элемент стоит.

Что по порядку фтор – девятый,

То никого не удивит.

А вот в природе, интересно,

В свободном виде фтора нет,

Но формула F2 известна

Без малого сто двадцать лет.

В лаборатории получен

Активный бледно-желтый газ.

Фтор до подробностей изучен,

И свойства изумляют нас.

Воспламенится в нем бумага:

Фтор – агрессивная среда.

Во фторе загорится влага,

Обыкновенная вода!

Фтор – самый сильный окислитель,

Еще сильней, чем кислород.

«Фтор» – в переводе «разрушитель»,

Он электроны заберет:

2H2O + 2F2 ® 4HF + O2 + Q.

Исследования доказали,

Что фтор как микроэлемент

Так важен для зубной эмали,

Как для строительства цемент.

Известно: при нехватке фтора

Зубная боль возникнет скоро.

Избыток фтора тоже плох:

Остаться можно без зубов.

Гелий

В честь солнца назван легкий гелий,

Особый, благородный газ.

Пригоден для различных целей.

Газ легче воздуха в семь раз.

Инертный газ – что это значит?

Состав молекул – волшебство:

Знак He сразу обозначит

И элемент, и вещество.

 

Литий

Опять в таблицу посмотрите:

На третьем месте литий встал.

Второй период начал литий,

Ведь это щелочной металл.

По цвету серебристо-белый,

Ножом разрежется металл.

Он мягкий, легкий. Вывод сделай:

«Такого раньше не встречал!»

 

Бериллий

Четвертый элемент – бериллий.

Берилл – природный минерал.

В нем этот элемент открыли,

Ему название он дал

Металл из серого берилла

Имеет светло-серый вид.

Ученые установили:

Бериллий очень ядовит.

 

Бор

Бор (номер пять), отметим сразу,

Довольно редкий неметалл.

По твердости сравним с алмазом

Его очищенный кристалл!

Бор из бората получают,

Из соли борной кислоты.

В озерах многих залегают

Боратов целые пласты.

Бораксом травят тараканов –

Теперь злодеи не страшны!

Преувеличивать не стану,

Боратам просто нет цены!

Азот

Вернемся к элементам снова.

Азот имеет символ N.

В составе он белка любого,

А потому он биоген.

N2 – молекула азота.

Известно: он бесцветный газ.

Немало знаний, но давайте

Пополним все же их запас.

Вы в младших классах изучали,

Что воздух окружает нас.

Внимание не обращали,

Что воздух – смесь, не чистый газ.

Теперь мы с высоты науки

Рассмотрим, что содержит смесь,

Устроим газам «мир разлуки»,

Чтоб попытаться все учесть.

Азота там четыре пятых,

И кислород содержит смесь,

А газов прочих вместе взятых

Всего один процент и есть.

 

 

 

Кислород

Без аллотропных проявлений

Нельзя представит кислород.

За счет незримых построений

Два вещества простых дает.

Одно нам хорошо известно:

Газообразный кислород,

Которым дышат, скажем честно,

И человек, и бегемот.

Из элемента кислорода

(Обозначают знаком O)

Еще придумала природа

Одно простое вещество,

Которое зовут озоном.

И в этом есть большой резон:

В грозу запахнет над газоном –

От слова «пахнущий» – озон.

Как по составу различают

Два аллотропных вещества?

O3 озон обозначают,

А кислород – всего O2.  

 

 

Натрий

Для удивительных открытий

Благоприятный час настал.

Свободный натрий, как и литий, Такой же щелочной металл.

Период третий открывает

Одновалентный элемент.

А с веществом кто пожелает,

Пусть проведет эксперимент.

Кусочек натрия с дробинку

В сосуд, наполненный водой,

Опустим. Странная картина:

Он завертелся, как живой.

Не тонет, бегает, кружится

Лишь по поверхности воды,

Пока совсем не растворится…

Найдем ли натрия следы?

Вам суть реакции раскрою:

Активный щелочной металл,

Взаимодействуя с водою,

На место водорода встал:

.

Добавим фенолфталеина

По каплям к щелочной среде –

Приобретет он цвет малины

(Бесцветным был в простой воде).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Химия в стихах" »

Химия в стихах





О химических элементах и веществах

Известно: химия – наука

О веществах, о веществах.

Прощай губительная скука,

Займемся химией в стихах!

Цвет, запах, твердость, растворимость,

Все вместе – свойства вещества.

Но есть еще необходимость

Знать суть веществ и их родства.

Химические элементы…

Они основа вещества.

Весь мир из них, на сто процентов,

Вплоть до живого существа.

Все состоит из элементов,

Все то, что окружает нас:

Вода, духи, стекло, пигменты,

И воздух, и угарный газ.

А сколько этих элементов?

Немного их, чуть больше ста.

Их список, сверху вниз, как лента,

Займет примерно два листа…

Водород

Начнем же список с водорода,

Поскольку первый элемент.

(Он образует, кстати, воду –

Весьма существенный момент!)

В науке просто обозначен

Латинской буквой, знаком H.

Нельзя науке жить иначе –

Без знаков был бы ералаш!

О водороде что известно?

Такое вещество одно.

О свойствах рассказать уместно:

Газообразное оно.

Оно без цвета и не пахнет,

Не растворяется в воде,

А поджигать его опасно:

Взорвется газ, и быть беде.

Молекулу его представим

Удобной формулой H2.

Многозначительно добавим:

Нет в мире легче вещества!

Наполни шарик водородом,

Держи за ниточку пока.

Ну, отпускай его! И с ходу

Он улетел за облака!

Углерод

Из элемента углерода

(В таблице он шестым стоит)

И были созданы природой

Алмаз, и уголь, и графит.

Алмаз – прозрачные кристаллы.

Он самый твердый минерал.

Алмазом можно резать скалы,

До блеска шлифовать металл.

Что бриллиантом называют?

Бриллиант – шлифованный алмаз.

Так ослепительно сияет,

Что завораживает нас.

Графит – совсем другое дело,

Другое вещество, точней.

Его с углем сравним мы смело,

Так легче суть познать вещей.

Не все сравнения удачны…

Нам повезло на этот раз:

Графит и уголь непрозрачны

И не сверкают, как алмаз.

Три вещества так непохожи –

Алмаз, и уголь, и графит.

Но что в них общего? Но что же

Три этих вещества роднит?

Все вещества одной природы,

И формула у них одна.

Все состоят из углерода,

И все – простые вещества.

Так аллотропия предстала,

Родство веществ обосновала:

Элементарный углерод

Три вещества простых дает.

Графит ли, уголь ли сжигают

Или сверкающий алмаз,

А в результате получают

Все тот же углекислый газ:

C + O2  CO2.


Неон

Всем любознательным известен

Десятый элемент – неон.

Инертный газ как раз на месте:

Второй период завершен.



Фтор

В таблице с кислородом рядом

Девятый элемент стоит.

Что по порядку фтор – девятый,

То никого не удивит.

А вот в природе, интересно,

В свободном виде фтора нет,

Но формула F2 известна

Без малого сто двадцать лет.

В лаборатории получен

Активный бледно-желтый газ.

Фтор до подробностей изучен,

И свойства изумляют нас.

Воспламенится в нем бумага:

Фтор – агрессивная среда.

Во фторе загорится влага,

Обыкновенная вода!

Фтор – самый сильный окислитель,

Еще сильней, чем кислород.

«Фтор» – в переводе «разрушитель»,

Он электроны заберет:

2H2O + 2F2  4HF + O2 + Q.

Исследования доказали,

Что фтор как микроэлемент

Так важен для зубной эмали,

Как для строительства цемент.

Известно: при нехватке фтора

Зубная боль возникнет скоро.

Избыток фтора тоже плох:

Остаться можно без зубов.

Гелий

В честь солнца назван легкий гелий,

Особый, благородный газ.

Пригоден для различных целей.

Газ легче воздуха в семь раз.

Инертный газ – что это значит?

Состав молекул – волшебство:

Знак He сразу обозначит

И элемент, и вещество.


Литий

Опять в таблицу посмотрите:

На третьем месте литий встал.

Второй период начал литий,

Ведь это щелочной металл.

По цвету серебристо-белый,

Ножом разрежется металл.

Он мягкий, легкий. Вывод сделай:

«Такого раньше не встречал!»


Бериллий

Четвертый элемент – бериллий.

Берилл – природный минерал.

В нем этот элемент открыли,

Ему название он дал

Металл из серого берилла

Имеет светло-серый вид.

Ученые установили:

Бериллий очень ядовит.


Бор

Бор (номер пять), отметим сразу,

Довольно редкий неметалл.

По твердости сравним с алмазом

Его очищенный кристалл!

Бор из бората получают,

Из соли борной кислоты.

В озерах многих залегают

Боратов целые пласты.

Бораксом травят тараканов –

Теперь злодеи не страшны!

Преувеличивать не стану,

Боратам просто нет цены!

Азот

Вернемся к элементам снова.

Азот имеет символ N.

В составе он белка любого,

А потому он биоген.

N2 – молекула азота.

Известно: он бесцветный газ.

Немало знаний, но давайте

Пополним все же их запас.

Вы в младших классах изучали,

Что воздух окружает нас.

Внимание не обращали,

Что воздух – смесь, не чистый газ.

Теперь мы с высоты науки

Рассмотрим, что содержит смесь,

Устроим газам «мир разлуки»,

Чтоб попытаться все учесть.

Азота там четыре пятых,

И кислород содержит смесь,

А газов прочих вместе взятых

Всего один процент и есть.




Кислород

Без аллотропных проявлений

Нельзя представит кислород.

За счет незримых построений

Два вещества простых дает.

Одно нам хорошо известно:

Газообразный кислород,

Которым дышат, скажем честно,

И человек, и бегемот.

Из элемента кислорода

(Обозначают знаком O)

Еще придумала природа

Одно простое вещество,

Которое зовут озоном.

И в этом есть большой резон:

В грозу запахнет над газоном –

От слова «пахнущий» – озон.

Как по составу различают

Два аллотропных вещества?

O3 озон обозначают,

А кислород – всего O2.



Натрий

Для удивительных открытий

Благоприятный час настал.

Свободный натрий, как и литий, Такой же щелочной металл.

Период третий открывает

Одновалентный элемент.

А с веществом кто пожелает,

Пусть проведет эксперимент.

Кусочек натрия с дробинку

В сосуд, наполненный водой,

Опустим. Странная картина:

Он завертелся, как живой.

Не тонет, бегает, кружится

Лишь по поверхности воды,

Пока совсем не растворится…

Найдем ли натрия следы?

Вам суть реакции раскрою:

Активный щелочной металл,

Взаимодействуя с водою,

На место водорода встал:

.

Добавим фенолфталеина

По каплям к щелочной среде –

Приобретет он цвет малины

(Бесцветным был в простой воде).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактический материал "Химия в стихах"

Автор: Курган Юлия Сергеевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Водород - урок. "
    ["seo_title"] => string(12) "vodorod-urok"
    ["file_id"] => string(6) "239329"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756538"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка урока "Обобщение по теме "Металлы". "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "193396"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства