Систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению алгоэвристических программ, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обучения, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний и накопления опыта творческой деятельности.
2 Теоретически разработанная нами и экспериментально проверенная система алгоэвристических программ создаёт максимальные условия для развития самостоятельности и творческой активности учащихся, превращая их учебную деятельность в своеобразный процесс элементарного научного познания в рамках обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоэвристическая программа на тему "" »
Алгоэвристическая программа «УГЛЕВОДЫ»
Мы все время говорим - углеводы, углеводы. Что же такое, углеводы? Некоторые скажут, что это сахар и в принципе будут правы. Однако, к углеводам относится целый ряд питательных веществ, которые очень важны для жизнедеятельности нашего организма. Но что бы дать им единую формулировку, можно сказать, что углеводы - это вещества, которые в процессе обмена превращаются в глюкозу. Они находятся в пище, содержащей или сахар (фрукты, мед), или крахмал (мука,крупы,картофель).
1. Внимательно прочти текст, а затем заполни таблицу.
Углеводы - обширная группа органических веществ, широко распространенных в живой природе.
В результате процесса фотосинтеза на нашей планете ежегодно создается огромное количество углеводов, содержание только углерода в них оценивается 4*10 тонн.
Около 80% сухого вещества растений приходится на углеводы, из которых состоят опорные (механические) и запасающие ткани. Огромное значение углеводов как одного из основных веществ питания человека и животных.
Переработкой углеводов заняты крупные отрасли промышленности: пищевая, целлюлозно-бумажная, текстильная, дерево - обрабатывающая.
Я это знаю
Я этого не знаю
Об этом хочу узнать больше
2. Важнейшим представителем углеводов является глюкоза.
Рассмотрим схему «Образование и значение глюкозы» и напишите уравнения реакции:
Глюкозу применяют, когда надо подкрепить ослабленный организм. Глюкозу ещё называют «виноградным сахаром» (как ты думаешь, почему?). Она всегда содержится в крови и служит для организма источником энергии. Глюкоза является основным биотопливом для клеток головного мозга.
Подкрепись! Съешь таблетку глюкозы, не забудь обратить внимание на физические свойства глюкозы.
Прочти стихотворение, которое написала для тебя Лена Плаксий:
Кто бы ты ни был и где,
Дышишь ты всегда и везде!
Мы обязаны растеньям,
Что томятся на свету.
И противный газ вдыхают,
Каждый порцию свою.
И с водой соединяясь,
Углекислый этот газ
Превращается в глюкозу
И в чистый кислород для нас!
А теперь представьте: вдруг
Растения исчезли все вокруг.
И кислород с глюкозой
Забудь ты навсегда.
Дышать теперь не сможешь
Ты больше никогда!
А скоро смерть наступит
И вспомнишь ты тот миг,
Когда ломал деревья,
Не думая о них!
Допиши предложения:
Я никогда не буду__________________________________________________ .
Я обязательно _____________________________________________________.
3. Какие вещества относятся к углеводам, и на какие группы их можно разделить:
Обрати внимание на молекулярные формулы. Почему этим веществам дали название - «УГЛЕВОДЫ»? Их общую молекулярную формулу запиши в пустой квадрат.
4. Какое строение имеет молекула глюкозы?
Заполни таблицу, проведи качественные реакции, определи функциональные группы и составь структурную формулу глюкозы.
Подсказка: у третьего атома углерода гидроксильная группа находится в противоположной плоскости по отношению к другим гидроксильным группам.
5. Определи: тип гибридизации атомов углерода в молекуле глюкозы, валентные углы. Совпадают ли они с твоей формулой? Какое же строение на самом деле имеет глюкоза?
Как называется динамическая изомерия (перемещение атома водорода в пределах одной молекулы) -
6. Все ли гидроксильные группы будут одинаковы по химической активности?
7. Дополни схему (с какими веществами будет взаимодействовать глюкоза).
Напиши уравнения реакций, подтверждающие химические свойства глюкозы.
8. Гликолиз
Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако) , как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно.
“Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них.
“Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно”. Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления. Но, пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека.
Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу, например, колет дрова. Кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее клетки “задыхаются” не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает “расщепление сахара”) . При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом.
Энергии при гликолизе выделяется в 13 раз меньше, чем при дыхании. Чем больше молочной кислоты накопилось в мышцах, тем сильнее человек или животное чувствует их усталость. Наконец, все запасы глюкозы в мышцах истощаются. Необходим отдых. Поэтому, перестав колоть дрова или взбежав по длинной лестнице, человек обычно “переводит дух” , восполняя недостаток кислорода в крови. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.
Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при это выделяется энергия согласно итоговому уравнению:
C6H12O6 + O2 → H2O + CO2 + 2800 кДж
Расставь в уравнении коэффициенты.
Этот процесс протекает ступенчато, и поэтому энергия выделяется медленно.
Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т.д.) , в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и гликоновых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д.
Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению.
На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.
Основные направления использования глюкозы _________________________
_________________________
_________________________
Это интересно!
Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме — любопытное, хотя и гораздо менее важное. В зимние время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.
Закрепление знаний.
Ответь на вопросы:
1. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками?
2. Почему, чтобы защитить себя от отравления синильной кислотой, химики - исследователи держали во рту глюкозу?
3. Составь формулу глюконата кальция. Кому выписывают это лекарство?
В химическом стакане находятся вещества
Зачеркни формулы тех веществ, которые
CuO, O2, HCOOH, Br2, Ag2O, C2H5OH, K2CO3, CH3Cl
не будут реагировать с глюкозой.
Реши задачу:
При брожении глюкозы образовалось 112 л газа. Сколько глюкозы подверглось разложению?