Систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению алгоэвристических программ, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обучения, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний и накопления опыта творческой деятельности.
2 Теоретически разработанная нами и экспериментально проверенная система алгоэвристических программ создаёт максимальные условия для развития самостоятельности и творческой активности учащихся, превращая их учебную деятельность в своеобразный процесс элементарного научного познания в рамках обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоэвристическая программа на тему "Глюкоза" »
Алгоэвристическая программа «Глюкоза»
Ты любишь сказки? А хотел ли когда-нибудь стать героем сказки? Сегодня тебе предоставляется такая возможность. Мы переносимся в загадочное королевство органической химии, в котором ты – главный сыщик. Выполняй все порученные тебе задания, будь внимателен и осторожен, ведь это главные качества хорошего сыщика! Вперед, не подведи свое королевство!
В большом царстве углеводородов случилась беда – разорился старый углеводород Гексан. От тоски и безысходности он начал чахнуть и болеть. Ему не могли ничем помочь самые лучшие лекари. И вдруг однажды перед ним оказалась красивая, белолицая девушка, она улыбнулась и сказала: “Не печалься, я помогу тебе вернуть богатство и силы! Я осыплю тебя серебром, только прикажи доставить сюда аммиачный раствор оксида серебра”. Удивился Гексан, но просьбу выполнил. И действительно, через некоторое время посыпались на пол серебряные монеты. От удивления старик даже рот открыл, сказать ничего не может. А девушка продолжает: “Чтобы твои силы восстановились – ешь виноград”. Гексан кое-как вымолвил: “Кто ты? Как тебя зовут?” Девушка ответила, что она его дальняя родственница, поскольку у них одна углеродная цепь, а живет она в царстве кислородсодержащих соединений, и ее имя в переводе с греческого значит “сладкая”. Больше она ничего не сказала, улыбнулась на прощание и исчезла. Только огромное количество серебра убеждало старика в том, что эта встреча была явью, а не сном. А когда старик стал есть виноград, к нему действительно вернулись силы.
Одна мысль не давала ему покоя – кто эта незнакомка? Позвал он лучшего сыщика, рассказал ему все и приказал узнать ее состав, строение и свойства. “А иначе, - говорит – не сносить тебе головы”.
1. Сыщик взялся за дело с радостью, потому что хорошо знал греческий язык и сразу смекнул, что сладкая значит “glukus”. После недолгих рассуждений он смог назвать ее имя и то, что она содержится в винограде, помогло ему установить другое имя – виноградный сахар. Какое имя носит загадочная красавица?
2. Он установил ее родословную – она относится к классу Углеводы – это старинное название класса органических веществ.
Примечание Все углеводы состоят из «единиц», называемых сахариды. Углеводы, содержащие одну единицу, называются моносахариды, две единицы – дисахариды. Их также называют сахара или простые углеводы. Углеводы, состоящие из 3 или более единиц, называются полисахариды или сложные углеводы.
Проанализировав название класса, сыщик узнал качественный состав вещества __________________ и смог написать общую формулу ______________.
Пришел сыщик с накопленным материалом к Гексану. Рассердился углеводород, «А строение, - говорит, - а свойства. Всё хочу о спасительнице знать!» И дал ему время завершить начатое.
3. Понял сыщик, что одному ему не справиться и отправился за помощью к мудрой старушке уксусной кислоте. «Знаю, - сказала кислота, - незнакомку ищешь, строение её не знаешь, помогу я тебе! Прежде всего, вспомни, что цепь углеродная у неё как у старика Гексана _________________________, и раз смогла его серебром обогатить, значит, группа есть в ней особая, чудотворная ____________________. И последняя тебе подсказка: есть в ней 5 групп функциональных, как у спиртов».
4. Обрадовался сыщик, что дело вперед продвигается и дальше в путь отправился. По дороге расспрашивал всех о глюкозе. И выяснил, что многие, оказывается, с ней знакомы. И в винограде её много, и в капусте белокочанной, и в яблоках, мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках. Знали её и в лицо, поэтому сыщику не составило труда записать физические свойства глюкозы: _________________________________________________________
5. Подсказало сыщику Солнце, что в природе глюкоза образуется в результате реакции фотосинтеза.
Сыщик хорошо знал биологию, поэтому с легкостью записал данную реакцию ___________________________.
6. Полистав учебник по химии, сыщик узнал, что первый синтез простейших углеводов из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был произведен А. М. Бутлеровым в 1861 году:
На производстве глюкозу чаще всего получают гидролизом крахмала в присутствии серной кислоты.
Напиши эту реакцию________________________________________________
(Подсказка: Крахмал (С6Н10О5)n )
7. Много уже узнал сыщик о красавице Глюкозе, но возвращаться к Гексану еще было рано. Теперь необходимо узнать чем же занимается неуловимая спасительница. И опять не справится с этой задачей сыщику в одиночку. Зашел по пути он в деревушку Спиртальдегидия, пораспрашивал о Глюкозе. «Знаем, - сказали жители, - поможем! Она же такими же как и мы свойствами обладает. Только какие функциональные группы, какие свойства обуславливают, тебе самому придется решать! ».
Глюкоза реагирует
Что наблюдается
Вывод (какие функц. группы есть в молекуле)
1. с аммиачным раствором Ag2О (слабое нагрев.)
2. с водородом
Образуется шестиатомный спирт
3. с пятью молекулами уксусной кислоты или уксусного ангидрида
4. с гидроксидом меди (II)
(без нагревания)
Образуется алкоголят меди (II)
5. с гидроксидом меди (II)
(при нагревании)
Выпадает красный осадок
6. Специфические свойства: брожение.
Уравнения реакций:
а) спиртовое брожение
Образуются этиловый спирт и углекислый газ
С6Н12О6 → _________ + _____
б) молочнокислое брожение
Образуется молочная кислота
______→2СН3–СНОН-СООН
в) маслянокислое брожение
Образуются масляная кислота, водород и углекислый газ
______→С3Н7СООН+___+ ___.
8. Теперь, основываясь на химических свойствах и физических свойствах, сыщику осталось узнать о применении глюкозы и задание можно считать выполненным!
Укажи области в которых применяется глюкоза _________________________
_________________________
_________________________.
Ну вот и все! Пора к Гексану возвращаться!
Увидел старик, сколько всего узнал сыщик, обрадовался! «Теперь я всё знаю о моей спасительнице, знаю где ее можно найти и смогу поблагодарить!»
А сыщику сказал: «Молодец, ты отлично поработал, и награда тебе за это полагается отличная!!!»