kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоэвристическая программа на тему "Сложные эфиры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению алгоэвристических программ, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обучения, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний и накопления опыта творческой деятельности.

2 Теоретически разработанная нами и экспериментально проверенная система алгоэвристических программ создаёт максимальные условия для развития самостоятельности и творческой активности учащихся, превращая их учебную деятельность в своеобразный процесс элементарного научного познания в рамках обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоэвристическая программа на тему "Сложные эфиры" »

Алгоэвристическая программа «Сложные эфиры»


Управляют целым миром.
В барбариске и ириске,
В мармеладке, в шоколадке,
В лепестках сирени майской –
Всюду их незримый след.
Ароматами жасмина,
“Пепси-колы”, апельсина,
Несравненной розы алой
Они пленяют белый свет.
Чашка кофе по утрам
И от насморка бальзам,
Сливки с капельками жира –
Это сложные эфиры.

Вы уже не раз убеждались в том, что химия не абстрактная дисциплина, а вполне жизненная наука. Химия вокруг нас, химия в нас и где бы мы ни были, она всегда с нами, поэтому так важно её изучать.

Чтобы сделать этот процесс не только полезным, но и увлекательным, сегодня вам представляется возможность самостоятельно исследовать еще не известный вам класс органических соединений – сложные эфиры.

Вообразив себя молодыми учеными, вы будете решать теоретические задачи, выводить свои гипотезы, сделаете массу неожиданных для себя открытий.

Напоследок вам будет предложено несколько заданий, с помощью которых вы в игровой форме сможете закрепить новый материал.

Внимательно читайте задания и инструкции.

Удачи вам, юные исследователи!


1. Сложные эфиры – это органические соединения, образующиеся при взаимодействии кислот со спиртами при реакциях идущих с отщеплением воды.

Общая формула сложных эфиров, где R и R1 – радикалы углеводородов, одинаковые или разные.


2. Названия сложных эфиров по тривиальной номенклатуре образуется из названия соответствующих спиртов и кислот.

Запомните, что на первом месте в названии стоит кислота, на втором – спирт!

Пример:





Названия сложных эфиров по научной номенклатуре можно образовать по следующему принципу:

к названию радикала, взятого от спирта, прибавить название углеводорода, лежащего в основе кислоты с добавлением суффикса –ат.

Пример:

уксусноэтиловый эфир = этил + ацет + ат (этилацетат)



Для каждого соединения выберите верное название:
















Напишите формулы следующих эфиров: а) пентилбутанат;

б) этилпропанат; в)изобутилметанат.

3. Ранее вы встречались с изомерией между спиртами и простыми эфирами. Подобно этому существует изомерия между одноосновными карбоновыми кислотами и сложными эфирами (при одинаковом числе атомов углерода в молекуле)

Даны формулы следующих веществ СН3ОН и С5Н11ОН.

Выпиши отдельно формулы изомеров и гомологов и поставь под ними названия соответствующих веществ.


Гомологи Изомеры








Сложные эфиры карбоновых кислот – это обычно

летучие жидкости с приятным фруктовым запахом. Уксусноизоамиловый эфир имеет запах

груши, масляноэтиловый эфир пахнет абрикосами, запах маслянобутилового эфира напоминает ананасы.

Наш организм не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен дымом, плохо пахнет, мозг подает сигнал тревоги, носовая щель сужается, и в легкие поступает меньше воздуха. Аромат цветов, леса, моря вдыхать приятно, мы чувствуем, как легко дышится, когда воздух приятно пахнет.

У курящих острота обоняния ниже, чем у некурящих. Огорчение и волнение притупляет обоняние.

Во влажном воздухе запах ощущается сильнее.

Химическое соединение, запах которого человек может обнаружить, при наименьшей концентрации вещества в воздухе - ванилин. Достаточно 2.10-11 г ванилина на 1 л воздуха, чтобы мы почувствовали его присутствие.

Люди способны выделять не только притягивающие ароматические вещества (антрактанты), но и отталкивающие (репелленты). Антрактанты чаще выделяются тогда, когда человек находится в хорошем состоянии, репелленты – во время депрессии, стрессов, ссор, когда человек ощущает страх и дискомфорт.

По-видимому, существует запах страха.

Науку о лечении запахами называют ароматерапией. Замечено, что запахи мирта, лимона, мяты

оказывают тонизирующее действие на нервную систему, ароматы розы, жасмина,

лаванды – успокаивающее.

Запахи пиридина и толуола повышают остроту ночного зрения, а запахи бензола и гераниола –

остроту слуха.

Животные используют обоняние для поисков пищи, запах для них – средство

коммуникации, взаимодействия полов.







Согласны ли вы, что запахи имеют очень большое значение в нашей жизни?!

4. Получают сложные эфиры в лаборатории главным образом при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами в присутствии концентрированной серной кислоты.

В общем виде получение сложных эфиров может быть выражено таким уравнением:

Реакции образования сложных эфиров называются реакциями этерификации (acther - эфир).

Если спирт и кислота
Участвуют в реакции –
Получаются эфиры
Путем этерификации!


Составьте уравнения реакций взаимодействия:

а) пропионовой кислоты с бутиловым спиртом;

б) масляной кислоты с метиловым спиртом;


Составьте уравнения реакций получения:

а) муравьинометилового эфира, исходя из метана;

б) уксусноэтилового эфира, исходя из этилена.


5. Теперь предлагаю вам почувствовать себя Повелителями запахов. Проведем эксперимент – получение эфира, пусть мысленный, ведь мысль материальна. Не правда ли?

Получение уксусноэтилового эфира (мысленный эксперимент)

Прибор для получения эфиров состоит из реакционной колбы, водяного холодильника и приемника. (Укажи на рисунке)

Какие вещества вы будете использовать для получения уксусноэтилового эфира?

В каком количестве?

Куда помещаются реагенты?

К колбе присоединяется водяной или воздушный холодильник (для чего необходим холодильник?), нижний конец которого опускается в приемник, помещенный в слив воды со льдом (почему используется именно ледяная вода?). Нагревать смесь в колбе нужно осторожно (что нужно использовать для осторожного нагревания колбы?).

Эфир собирается тяжелыми маслянистыми каплями на дне приемника. Когда соберется достаточное количество эфира и перегонка замедлится, опыт прекращают.

Чтобы освободить эфир от примесей спирта и кислоты, добавляют к полученному продукту воды и смесь взбалтывают. Затем разделяют ее при помощи делительной воронки. Обратите внимание, что слой синтезированного вещества образуется поверх воды.


6. Сложный эфир метилметакрилат широко используется в производстве пластмасс. Напиши уравнения реакции получения этого эфира. (В качестве подсказки тебе дана структурная формула метакриловой кислоты)


7. Важнейшим химическим свойством сложных эфиров является взаимодействие с водой. Если какой-либо эфир, например уксусноэтиловый нагревать с водой в присутствии неорганической кислоты, то образуется уксусная кислота и этиловый спирт. Такая реакция называется гидролизом или омылением.

Напишите реакции гидролиза:

а) муравьиноэтилового эфира;

б) бутилэтаната;

в) уксусноамилового эфира;


8. Реакция омыления противоположна реакции образования сложного эфира, т.е. реакция этерификации обратима. Скорость обратного процесса при этерификации все возрастает по мере того, как увеличивается количество эфира в смеси. Наконец, наступает такой момент, когда скорости реакций этерификации и гидролиза становятся равными. Наступает химическое равновесие и количество эфира в смеси практически более не увеличивается.

Какими способами можно сдвинуть равновесие этой реакции в каждую из сторон? При каких условиях удобно применять тот или иной способ?


9. Сделайте вывод о практическом применении сложных эфиров, основываясь на полученных знаниях.

10. Для борьбы с сорняками в посевах зерновых культур применяется бутиловый эфир 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты.

Составьте структурную формулу этого гербицида.


Пожалуй, пришло время проверить, как вы усвоили материал данной темы! Предлагаю вам несколько заданий, сложных и не очень, выполняя которые вы сможете самостоятельно оценить уровень своих знаний!



11. Какую формулу имеет запах?

уксусноизоамиловый

эфир изоамилбутират





маслянобутиловый масляноэтиловый эфир

эфир





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алгоэвристическая программа на тему "Сложные эфиры"

Автор: Шаль Олеся Васильевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация на тему "Обучение критическому мышлению""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiianatiemuobuchieniiekritichieskomumyshlieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "277658"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452952223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства