Активизация познавательной деятельности на уроках химии
Активизация познавательной деятельности на уроках химии
В книге предложен личный опыт Ворониной Т.Н. по использованию игровой деятельности для активизации познавательной активности учащихся, а также предложены различные варианты игр и упражнений. Их можно использовать как для проведения уроков, так и для тематических внеклассных мероприятий по химии для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках химии »
Антрацитовская общеобразовательная школа I-III ступеней №3
Активизация познавательной деятельности на уроках химии
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».
Ш.А. Амонашвили
ААА
Антрацит
Антрацит
2014
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуютнаиболее активные формы, средства и методы обучения.
Автор – Воронина Татьяна Николаевна,
учитель химии и биологии
Антрацитовской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №3
Во все времена творческие педагоги стремились сделать учебный материал доступным и интересным ученику, насыщали его нравственным содержанием, использовали оригинальные методики и приемы. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках, от ее решения зависит, останутся ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учащихся. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности. Для формирования у учащихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности повышения эффективности обучения с успехом могут быть использованы игровые формы обучения.
Применение игровых технологий позволяет формировать положительную мотивацию учения. В чем я убедилась на собственном опыте. Использование игровых форм работ в сочетании с другими методами и формами обучения сказалось на успеваемости и достижениях моих учащихся по предмету. Если в 2008/09 учебном году процент качества знаний по химии составлял 10-15%, то 2013/14 учебном году он составил 46% (при использовании игровых технологий),количество призовых мест во втором туре Всеукраинских ученических олимпиад возросло за последние пять лет на 60 %,количество участников во Всеукраинских конкурсах и олимпиадах на 46 %. При использовании игр на своих уроках, я заметила ,что среди детей возникает оживленная атмосфера, учащиеся активно вовлекаются в работу. Даже у «пассивных» учеников – возникает желание разобраться в трудных вопросах. Интенсивно, с увлечением стали протекать процессы самостоятельной деятельности. Учащиеся с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях. При проведении уроков в игровой форме у многих учащихся возникает интерес к сущности явлений, процессов, их взаимосвязям и закономерностям. Коллективные и межличностные отношения, которые складываются на уроке в процессе обобщения между учащимися, а также между учителем и учащимися меняют ситуацию учения и соответственно побуждают интеллектуальную деятельность, обостряют переживания, способствуют волевому усилию, что оказывает стимулирующее воздействие на познавательный интерес моих учеников в целом.
Перед выбором игровой формы работы, среди учащихся щколы, совместно с психологом предварительно было проведено исследование познавательных интересов учащихся 7-9 классов.
Были использованы методы наблюдения, беседы с учащимися и анкетирование. Целью анкетирования было выявление отношения учащихся 7-9 классов к предмету химии. В опросе участвовали 111человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
1) Какой учебный предмет вам более всего интересен?
2) Каким предметам вы интересовались раньше?
3).Если интерес к предмету изменился, объясните почему?
3) Уроки, по какому предмету вам нравятся больше всего? Почему?
4) Готовясь к какому уроку, вы используете дополнительные источники информации, какие?
Многие учащиеся указали в анкетах сразу несколько любимых предметов, среди них была и химия. Их оказалось 46% – это говорит о разносторонних познавательных интересах. 28% – интересуются только химией (локальный познавательный интерес). У 11% оказался интерес устойчивый и эти же учащиеся, готовясь к урокам химии, читают дополнительную литературу, используют информацию из интернет- ресурсов, СМИ. 40% учащихся указали, что на уроках химии им «нравятся викторины, конкурсы, игры, интересные занятия».
По результатам исследования можно сделать вывод, что познавательные интересы детей имеют в большинстве случаев многосторонний глубокий характер, а интерес к химии находится на среднем уровне развития. Применение игровых технологий результативно сказалось на развитии познавательного интереса и эффективности обучения. Использование игровых форм обучения в педагогической деятельности я считаю важным и необходимым. Игра приучает учащихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память и творческие способности. Для решения этих учебно-воспитательных задач при обучении химии могут быть использованы дидактические игры. Желание играть, стремление к деятельности, основывающейся на способности воображения свойственны любому учащемуся. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изученным вопросам, а результаты игры представляют собой своеобразную внутреннюю обратную связь. Усвоение знаний во время игры часто не требует произвольного внимания, что позволяет избежать переутомления учащихся.
Учебная игра выполняет несколько функций:
оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;
учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Активизация познавательной деятельности через игровые формы работы в обучении химии, позволило мне достичь значимых результатов:
1) Игровые формы, используемые на уроках ,активизирует мыслительную деятельность учащихся, которая является основой в процессе обучения ,без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
2) У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к химии;
3) Наблюдается динамика роста эффективности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:
а) Игры - упражнения.
б) Игра-поиск.
в) Игры - соревнования.
г) Сюжетно - ролевые игры.
д) Познавательные игры - путешествия.
Кто лучше знает таблицу элементов Д.И. Менделеева?
В игре участвуют учащиеся по группам, на которые они разбиваются самостоятельно. Выбирается ведущий. Ведущий называет любые из химических элементов. Участники игры должны показать эти элемент на таблице и охарактеризовать его свойств.
Данную игру можно организовать иначе. Учащиеся заранее изготовляют карточки размером 3х3 см плотной бумаги или картона со знаками химических элементов. Игру проводят на уроках при изучении темы « Знаки и символы химических элементов» Учащийся вывешивает самодельную контурную таблицу Д.И. Менделеева. Другой ученик должен правильно назвать химические элементы и тем самым показать свои знания.
За каждый правильный ответ учащийся получает одно очко. Побеждает тот, кто лучше знает периодическую систему.
Названия химических элементов
Участники игры записывают на листах бумаги название химических элементов. Через некоторое время учитель предлагает закончить запись названий. Затем он зачитывает название записанных элементов (можно поочередно брать у учащихся листки с их записями). Если одинаковые названия элементов повторяются у большинства участников игры, то эти названия он вычеркивает. Побеждает тот, у кого больше записано названий, которых нет у его товарищей. Эту игру модно усложнить. Например, можно записывать не только русские названия, но и латинские, указывать знаки, относительные атомные массы элементов и т.д.
Исправь меня, если сможешь!
Очень важно, что бы учащиеся хорошо запомнили правила по технике безопасности. Вспомним детство, когда обжигались или ударялись – мы учились на своих ошибках.
Учитель готовится к выполнению демонстрации опытов. В начале урока дает учащимся задание внимательно следить за действиями учителя, определить не правильно совершенные им действия. После окончания выполнения опыта учащиеся должны назвать все нарушения по ТБ, допущенные учителем, при этом указав и показав как необходимо выполнять те или иные действия.
Выигрывает тот, кто к концу игры исправил больше всего ошибок.
Химическая разминка
В этой игре участвует весь класс. Учитель называет какой-нибудь химический элемент (например, сера) и показывает этот элемент в периодической системе .Следующий ученик к которому обращается ведущий, должен быстро назвать другой химический элемент (азот), начинающийся на ту же букву, на какую заканчивается название предыдущего элемента. Другой учащийся продолжает – титан, третий – неон, четвертый – ниобий и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет химических элементов.
Если название элемента заканчивается мягким знаком (например, ртуть или никель), то следующие элементы надо называть с буквы, стоящей перед мягким знаком (в данном случае «т» или «л»). Поскольку названия многих химических элементов оканчивается на «ий», то, чтобы игра не зашла в тупик, следующие элементы надо называть с буквы, стоящей перед «ий» (например, натрий – радий).
Кто больше знает
Участвует весь класс. Учитель предлагает следующее задание: перечислите металлы, названия которых начинаются на букву «к». На выполнение задания даётся 2-3 минуты. Выигрывает тот , кто назовёт больше элементов. Эту игру можно провести иначе. Полоской бумаги учитель закрывает в таблице Менделеева какую-нибудь группу элементов (или период) и поочередно предлагает учащимся назвать и написать знаки элементов закрытой группы (или периода) победителем выходит тот, кто назовёт больше химических элементов и правильно напишет их знаки.
« Иностранная» химия
Ученикам заранее задается задание найти иностранные названия химических элементов. Из участников игры составляют две команды. Представители команд поочередно задают вопросы своим соперникам. Например, что означает в переводе с греческого языка слово «бром» ? О результатах игры судят по правильности ответов. Какая команда первой задаёт вопрос ,решает жеребьёвка . Можно проводить эту же игру и на выяснение участниками названий элементов в переводе с латинского языка (например, рутений, лютеций, галлий, теллур, гафний, гольмий и др. ).
Лото - Забава
Эту игру можно проводить как по рядам так и по командам. Для этой игры надо иметь четыре ватманских листа бумаги, разделенные на квадраты как в таблице Менделеева. В квадратах одного листа написать знаки химических элементов (с порядковыми номерами или без них). После этой разрезать лист на квадраты. Полученные таким образом карточки перевернуть обратной стороной и перемешать. Первый, второй и третий листы бумаги, разлинованные под контрольную таблицу Менделеева, оставляют на столе. Учитель вызывает к столу трех учащихся и каждого заставляет взять по одинаковому количеству карточек, представители команд сразу- же раздают карточки своим командам. На ознакомление со взятыми карточками даётся 1-2 минуты. После чего учащиеся по цепочке должны разложить взятые карточки на соответствующие клетки контурных таблиц Менделеева. Побеждает та команда, которая лучше справится с работой и лучше знает периодическую систему элементов Менделеева.
Кто больше знает элементов таблицы Менделеева
Учитель сообщает ученикам, что каждый из них должен выбрать какой-нибудь химический элемент. Каждая буква названия этого элементов. Которых должно быть столько, сколько букв имеет называние выбранного элемента. Учащиеся на листах бумаги записывают названия этих элементов. Например, выбрав натрий, можно написать названия следующих элементов: ниобий, азот, титан, ртуть, йод. Игру прекращают тогда, когда один из участников объявит, что больше записал названий элементов, которые не повторяются у других соревнующихся.
Разминка на химические темы
Учитель называет букву, на которую начинается название химического элемента. Учащиеся должны назвать все химические элементы, которые начинаются на эту букву или заканчиваются, при этом показав их положение в периодической системе и характеристику. Например, назовите и покажите в таблице химические элементы, названия которых начинаются или заканчиваются буквой «а».Ученик называет период, группу, количество энергетических уровней, заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов всего и на первом и последнем энергетических уровнях, (азот, астат, алюминий, аргон, платина, сера).
Если ученик затрудняется с ответом, то он просит помощи у друга который его выручает. Побеждает тот, который ответит на все вопросы правильно.
Как я знаю семейство химических элементов?
Учитель заранее подготавливает карточки (размер 3x3 см)с изображением знаков элементов по семейству(например, металлы и неметаллы VIII группы галогены, щелочные и щелочноземельные металлы и т.д.).
Учащийся, вызванный к контурной карте Д.И.Менделеева, должен правильно приколоть карточки с символами элементов(например, карточки с символами металлов или неметаллов VII группы).Эта игра не занимает много времени, поэтому ее можно проводить в конце урока.
Кто быстрее
Учитель предлагает учащимся составить из записанных заранее на доске букв возможные названия химических элементов. Например :из букв «б,л,м,с,р,х» можно составить слова «хлор, бром, бор» и т.д.Такую игру лучше всего проводить с семиклассниками в конце урока. Она помогает лучше запомнить название элементов, а также развивает познавательный интерес.
Все я сумею, все смогу.
Учитель задает вопрос классу: «Кто умеет быстро составлять уравнения реакций нейтрализации, например, между щелочами и кислотами?. -Все умеют? Проверим! Запишите уравнение реакций взаимодействия натрий гидроксида с ортофосфорной кислотой. Записали? Тот, кто первый напишет уравнения, пусть подымет руку.
Двое учащихся, написавших уравнения реакции раньше других, подойти к доске.
-Можете ли вы, - спрашивает у них, - написать подобные уравнения реакции на доске так, чтобы все видели, как вы это делает? Можете. Очень хорошо. Посмотрим, что у вас получится. Я только забыла вас предупредить об одном условии. Записывать уравнения реакций будете с завязанными глазами. Согласны?
Играющим завязывают глаза и ставят у доски, одного справа, другого слева. Каждый получает по куску мела и приступает к выполнению задания. Эту игру желательно проводить на последних уроках семестра, выполнение такого задания вызывает смех и оживление. Когда задание выполнено, результаты соревнования оценивают коллективно. К доске вызывают других ребят и соревнования продолжается.
Игра слогов
Учитель заранее на доске записывает ряд слогов. Учащиеся записывают их в тетради. Затем учитель дает задание: за 5 минут, составьте из записанных слогов возможные названия элементов. Например, из слогов «се, лит, дий, ра, лен, ий» можно составить слова «литий, сера, радий, селен». Кто из учеников составит больше всех названий , тот и победитель.
Я быстрее всех и знаю больше всех.
Учитель предлагает участникам игры написать название элементов, оканчивающихся на одну и ту же букву в тетради, например на «н» (аргон, криптон, ксенон, лантан, молибден, неон, радон и т.д.).
Игру можно усложнить, предложив найти эти элементы в таблице Д.И.Менделеева и указать, какие из них металлы, а какие неметаллы, а также дать характеристику по положению в периодической системе.
А я больше!
Учитель вызывает пять учеников к доске и предлагает одно и то же задание: кто сможет больше образовать названий химических элементов из букв названий элемента с определенным порядковым номером. Из букв элемента натрия можно, например, составить такие слова: «неон, ниобий, никель, азот, алюминий, аргон, астат, титан, технеций, торий, тантал, рутений, резерфордий, радон, рений, радий» и другие.
Химическая эстафета
Класс делится по рядам на три команды. Участники каждой команды один за другим (как в обычной эстафете) бегут к доске и пишут на ней (одна команда - слева, другая - прямо, третья - справа) в столбец знаки химических элементов какой-то группы или периода периодической системы элементов Д.И.Менделеева. Затем, когда знаки записаны, участники команд бегут к доске в том же порядке вторично и рядом записывают формулы высших оксидов элементов, гидроксидов или соединений с водородом. Команда, выполнившая первой задание и без ошибок, объявляется победительницей.
А вы знаете, что….
Эту игру лучше всего использовать при изучении темы «Металлы». Учитель раздает предварительно карточки с номерами ,соответствующими порядковым номерам изучаемых металлов. В игре участвует весь класс. Учитель начинает рассказ о химическом элементе, например, с порядковым номером 3 и прерывает его словами: «Теперь продолжите повествование об этом элементе учащийся с номером 3», учащийся, имеющий этот номер должен охарактеризовать свойства элемента с данным порядковым номером, о котором тут же должен последовать рассказ следующего ученика с номером химического элемента этого ряда Металлов, итак, рассказ об одном элементе сменяется другим. Побеждают ученики , которые интереснее расскажут о химических элементах.
Составьте формулу
Играют две команды по 10 человек. Остальные учащиеся являются экспертами. Играющим раздают карточки со знаками химических элементов (до пяти карточек одному играющему со знаком одного и того же элемента). Цвет карточек у команд различный. Против каждой команды у стены ставят стулья. Учитель называет какое-нибудь соединение из двух или трёх элементов, например гидроксид железа. Играющие, в руках у которых таблички со знаками Fe, О и Н. выбегают и садятся на стулья, держа в руках столько табличек со знаком элемента, сколько его атомов входит в состав данного соединения (в данном случае одна табличка со знаком Fe , три – со знаком О и три – со знаком Н). Очко засчитывается той команде, которая сделает это быстрее, не допустив ошибок. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Учитель заранее подбирает соединения, чтобы каждый участвовал в игре.
Не собьюсь!
Учитель вызывает к доске 10-12 человек, которые выстраиваются лицом к классу в одну шеренгу. По сигналу они по очереди начинают называть химические элементы, например: Са, К, О, Р, Н, Не и т.д. (Когда счет элементов доходит до конца шеренги, его продолжает стоящий на правом фланге). Элементы, которые при обычных условиях являются газообразными веществами, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать этот элемент, приседает. Счет ведется так: Са , К,О (присест), Р,Н(присест ), Не(присест ) и т.д. Кто ошибается – произнесет название запрещенного элемента или приседает не вовремя, выходит из игры, и счет начинается сначала.
По порядку рассчитайсь!
Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. Остальные учащиеся эксперты. У учителя два разных по цвету комплекта карточек, со знаками десяти элементов с порядковыми номерами от 1 до 10. Перед началом игры учитель перемешивает карточки и по одной раздает каждому из играющих. По сигналу игроки каждой команды должны перестроиться так, чтобы знаки на их карточках были расположены по мере увеличения порядковых номеров элементов. Команда, выполнившая это задание быстрее и без ошибок, выигрывает.
На зарядку становись!
Учитель поднимает учащихся из-за парт и становится лицом к участникам игры и называет подряд (с небольшими паузами) один за другим различные элементы. Если элемент относится к металлам, играющие поднимают вверх руки, если относится к неметаллам в стороны, при этом учитель старается сбить учеников поднимая руки вверх, если называет неметаллы, а в стороны - если металлы. Тот, кто ошибается, приседает.
Игра заканчивается, когда в шеренге остается 2 человека. Они объявляются победителями.
Можно предложить и другой, более сложный вариант этой игры: если названный элемент относится к металлам, играющие поднимают руки вверх , к неметаллам – в сторону, а если к амфотерным – в перед.
Кто решит раньше?
В игре участвуют три команды, по рядам. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с примерами на составление формул возможных оксидов элементов (на листке может быть написано КО, СаО, РО,FeO, MnO ,CrO и т.д. – надо написать соответствующие индексы). Для всех команд примеры должны быть одинаковыми. По сигналу ведущего бегут к столу по одному ученику от команды, каждый выбирает из своей стопки любой листок, его, решает пример письменно и кладет листок обратно. За ним бегут вторые игроки, потом третьи и т.д.
Затем учитель раздает карточки ученикам-экспертам, которые должны проверить правильность написания формул.
Угадай-ка, кто я?
Учитель выходит на середину класса, показывает карточку со знаком «?» и сообщает: «К нам прибыл в гости один из элементов, знакомиться с которым мы будем необычно. Выигрывает ответивший на наибольшее количество вопросов».
Элемент, о котором идет речь, располагается в VI группе периодической таблицы элементов Д.И. Менделеева, открыл его Д. Пристли, чьи опыты по обнаружению этого элемента через два года были подтверждены А. Лавуазье. Независимо от Д. Пристли он был обнаружен шведским ученым К. Шееле и естествоиспытателем Байеном. (Кислород). Показывается вторая карточка, третья и т.д. (Карточки желательно иметь разного цвета).
Шаг за шагом
Учитель отмеряет 10 шагов с начала и до конца класса. Желающий ученик должен пройти это расстояние и с каждым шагом называть какой–нибудь элемент (разумеется, без повторений). На первый взгляд может показаться, что это очень просто, но выясняется, что с каждым шагом вспоминать названия элементов становится все труднее и труднее. Побеждает тот, кто больше сделает шагов, перечисляя при этом названия химических элементов. Лучше всего задание можно усложнить, если условиться назвать элементы по периодам или группам элементов.
Развиваем память!
В эту игру, которую лучше всего проводить при изучении химических элементов . Суть игры в том, кто больше запомнит названий химических элементов.
Учитель предлагает выбрать элемент (Лучше брать хорошо известные элементы) и записывать его названия в блокнот. Второй учащийся должен повторить это название и прибавить к нему название другого элемента. « Натрий, Магний» - говорит второй учащийся. « Натрий, Магний, Серебро», - не теряется третий. «Натрий, Магний, Серебро, Медь», - продолжает четвертый.
Участники игры должны воспроизводить в такой последовательности названия всех перечисленных элементов и каждый раз пополнять ряд названиями других элементов. Сначала это не вызывает затруднений, но по мере увеличения ряда названий элементов все труднее и труднее запомнить названия предыдущих элементов. Ведущий записывает названия всех элементов, которыми дополняет ряд. Допустивший ошибку выбывает из игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором", который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться", превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу
Только стимулируя познавательную деятельность учащихся, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к химии.
В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.
Использование рассмотренных игровых приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу химии.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.