kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение в аналитическую химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Краткие сведения об истории развития аналитической химии и методах химического анализа и контроля.

2.Значение химического анализа для металлургического производства.

3.Анализ как комплекс взаимосвязанных операций: отбор и подготовка пробы, разложение пробы, обнаружение, количественное измерение, расчет и оценка результатов.

4.Связь аналитического контроля с проблемами экологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение в аналитическую химия »

Введение

Введение

  • Краткие сведения об истории развития аналитической химии и методах химического анализа и контроля.
  • Значение химического анализа для металлургического производства.
  • Анализ как комплекс взаимосвязанных операций: отбор и подготовка пробы, разложение пробы, обнаружение, количественное измерение, расчет и оценка результатов.
  • Связь аналитического контроля с проблемами экологии.
Периоды развития  аналитической химии наука древних алхимия (IV—XVI вв.) иатрохимия (XVI—XVII вв.) эпоха флогистона (XVII—XVIII вв.) период научной химии (XIX—XX вв.) современный период иатрохимия (XVI—XVII вв.) эпоха флогистона (XVII—XVIII вв.) период научной химии (XIX—XX вв.) современный период 2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Периоды развития аналитической химии

  • наука древних
  • алхимия (IV—XVI вв.)
  • иатрохимия (XVI—XVII вв.) эпоха флогистона (XVII—XVIII вв.) период научной химии (XIX—XX вв.) современный период
  • иатрохимия (XVI—XVII вв.)
  • эпоха флогистона (XVII—XVIII вв.)
  • период научной химии (XIX—XX вв.)
  • современный период

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Наука древних первый аналитический прибор — весы — известен с глубокой древности у римского историка Плиния описана методика анализа золота , еще раньше об оценке содержания золота писал император Вавилона Плиний пишет об использовании экстракта дубильных орешков в качестве реактива . С помощью папируса, пропитанного экстрактом, отличали медь от железа (в растворе сульфата железа папирус чернел). в древности умели определять концентрацию по удельному весу; само понятие “удельный вес” известно по крайней мере со времен Архимеда. По-видимому, вторым  по времени появления аналитическим прибором был ареометр , он описан в трудах древнегреческих ученых. в произведении Теофраста

Наука древних

  • первый аналитический прибор — весы — известен с

глубокой древности

  • у римского историка Плиния описана методика анализа золота , еще раньше об оценке содержания золота писал император Вавилона
  • Плиний пишет об использовании экстракта дубильных орешков в качестве реактива . С помощью папируса, пропитанного экстрактом, отличали медь от железа (в растворе сульфата железа папирус чернел).
  • в древности умели определять концентрацию по удельному весу; само понятие “удельный вес” известно по крайней мере со времен Архимеда. По-видимому, вторым по времени появления аналитическим прибором был ареометр , он описан в трудах древнегреческих ученых.
  • в произведении Теофраста "О камнях" говорится об определении золота с помощью так называемого пробного, или пробирного, камня

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Алхимия (IV—XVI вв.)

Алхимия (IV—XVI вв.)

  • отработан метод определения золота и серебра, основанный на «пробирной плавке» — плавлении в присутствии восстановителя и металла-носителя (обычно свинца), в расплаве которого хорошо растворяются драгоценные металлы
  • получил дальнейшее развитие метод пробного камня , в средние века стали использовать шкалу из 24 игл с разным содержанием золота
  • для анализа стали использовать растворы
Иатрохимия (XVI—XVII вв.) появились новые способы обнаружения веществ, основанные на переводе их в раствор , были введены понятия «осаждение», «осадок» Роберт Бойль  ввел термин «химический анализ», использовал экстракты растений (лакмус, фиалка и др.) и животных тканей для определения кислотности и щелочности растворов 2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Иатрохимия (XVI—XVII вв.)

  • появились новые способы обнаружения веществ, основанные на переводе их в раствор , были введены понятия «осаждение», «осадок»
  • Роберт Бойль ввел термин «химический анализ», использовал экстракты растений (лакмус, фиалка и др.) и животных тканей для определения кислотности и щелочности растворов

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Эпоха флогистона (XVII—XVIII вв.) создателями газового анализа были Г. Кавевдиш, Дж. Пристли, К. Шееле с их именами связано открытие кислорода и водорода К. Шееле получил щавелевую кислоту , которую предложил впервые как реагент на кальций А. Маргграф , начал использовать микроскоп в химическом анализе , ввел новые методы, в том числе способ определения серебра с помощью хлорида шведский химик Т. Бергман впервые провел различие между качественным и количественным анализом, обобщил накопленный к тому времени материал о применении паяльной трубки в анализе, установил влияние углерода и фосфора на свойства железа 2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Эпоха флогистона (XVII—XVIII вв.)

  • создателями газового анализа были Г. Кавевдиш, Дж. Пристли, К. Шееле
  • с их именами связано открытие кислорода и водорода
  • К. Шееле получил щавелевую кислоту , которую предложил впервые как реагент на кальций
  • А. Маргграф , начал использовать микроскоп в химическом анализе , ввел новые методы, в том числе способ определения серебра с помощью хлорида
  • шведский химик Т. Бергман впервые провел различие между качественным и количественным анализом, обобщил накопленный к тому времени материал о применении паяльной трубки в анализе, установил влияние углерода и фосфора на свойства железа

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Период научной химии (XIX—XX вв.)  А. Л. Лавуазье – открытие кислородной теории горения, закона сохранения вещества, различия между элементами и соединениями  И. В. Рихтер - становление законов стехиометрии  Дальтон - закон кратных отношений, шкала атомных весов  Я. Берцелиус - определил атомные веса почти всех известных тогда элементов, ввел символы элементов, химические формулы, активно проводил аналитические на основе правил стехиометрии . Берцелиус стоял у истоков метрологии анализа. Он оценивал ошибки определений, разработал точные методы взвешивания, ему принадлежит методика определения платиновых металлов , пытался создать новую схему качественного анализа. При анализе силикатов Берцелиус использовал возгонку хлоридов для разделения металлов  к середине XIX в. оформились титриметрические, гравиметрические методы, способы элементного органического анализа, методы газового анализа 2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Период научной химии (XIX—XX вв.)

  • А. Л. Лавуазье – открытие кислородной теории горения, закона

сохранения вещества, различия между элементами и соединениями

  • И. В. Рихтер - становление законов стехиометрии
  • Дальтон - закон кратных отношений, шкала атомных весов
  • Я. Берцелиус - определил атомные веса почти всех известных тогда элементов, ввел символы элементов, химические формулы, активно проводил аналитические на основе правил стехиометрии . Берцелиус стоял у истоков метрологии анализа. Он оценивал ошибки определений, разработал точные методы взвешивания, ему принадлежит методика определения платиновых металлов , пытался создать новую схему качественного анализа. При анализе силикатов Берцелиус использовал возгонку хлоридов для разделения металлов
  • к середине XIX в. оформились титриметрические, гравиметрические методы,

способы элементного органического анализа, методы газового анализа

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Период научной химии (XIX—XX вв.)  ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА метод родился как ответ на требования промышленности, развивался под напором практических задач. Первыми и главными собственно химическими продуктами промышленности были серная и соляная кислоты, сода и хлорная вода  в 1726 г. К. Ж. Жоффруа осуществил нейтрализацию кислот в аналитических целях  к 1750 г. в качестве титранта стали использовать раствор с известной концентрацией, а индикатором служил фиалковый экстракт  важное прикладное значение имело использование титриметрии в процессе отбеливания тканей во Франции (Ф. Декруазиль и др.)  в 1795 г. был предложен метод определения гипохлорита. Здесь были отработаны устройства для титрования — пипетки, бюретки, мерные колбы  Ж. Л. Гей- Люссак позднее предложил индиго  в качестве индикатора для окислительно- восстановительного титрования.  Он ввел и термин « титрование»

Период научной химии (XIX—XX вв.) ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА

  • метод родился как ответ на требования промышленности, развивался под напором практических задач. Первыми и главными собственно химическими продуктами промышленности были серная и соляная кислоты, сода и хлорная вода
  • в 1726 г. К. Ж. Жоффруа осуществил нейтрализацию кислот в аналитических целях
  • к 1750 г. в качестве титранта стали использовать раствор с известной концентрацией, а индикатором служил фиалковый экстракт
  • важное прикладное значение имело использование титриметрии в процессе отбеливания тканей во Франции (Ф. Декруазиль и др.)
  • в 1795 г. был предложен метод определения гипохлорита.

Здесь были отработаны устройства для титрования — пипетки,

бюретки, мерные колбы

  • Ж. Л. Гей- Люссак позднее предложил индиго

в качестве индикатора для окислительно-

восстановительного титрования.

Он ввел и термин « титрование»

Период научной химии (XIX—XX вв.)  ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА  метод основывался на количественном выделении нужного вещества в осадок, высушивании, прокаливании и взвешивании  в 1883г предложены беззольные фильтры, Стеклянные фильтрующие тигли Гуча  в 1878г Ф. Гуч предложил органические осадители   в XX в. появились осаждение «из гомогенного раствора», термогравиметрия  гравиметрическим был и элементный анализ органических веществ , первые анализы такого рода выполнял А. Л. Лавуазье ; он нашел, что в спирте соотношение С:Н равно 3,6:1 (истинное 4:1)  Ю. Либих в первой половине XIX в. разработал основную классическую схему анализа на углерод и водород    Ж. Б. Дюма в1831г предложил метод определения азота , но сейчас большее значение имеет метод И. Кьельдаля (1883) Ф. Прегль разработал способы микроанализа , за которые был удостоен Нобелевской премии (1923)  во 2 половине XIX в. число органических соединений, используемых для анализа, увеличивается

Период научной химии (XIX—XX вв.) ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА

  • метод основывался на количественном выделении нужного вещества в осадок, высушивании, прокаливании и взвешивании
  • в 1883г предложены беззольные фильтры,

Стеклянные фильтрующие тигли Гуча

  • в 1878г Ф. Гуч предложил органические осадители

  • в XX в. появились осаждение «из гомогенного раствора», термогравиметрия
  • гравиметрическим был и элементный анализ органических веществ , первые анализы такого рода выполнял А. Л. Лавуазье ; он нашел, что в спирте соотношение С:Н равно 3,6:1 (истинное 4:1)
  • Ю. Либих в первой половине XIX в. разработал основную

классическую схему анализа на углерод и водород

  • Ж. Б. Дюма в1831г предложил метод определения азота , но сейчас большее значение имеет метод И. Кьельдаля (1883)
  • Ф. Прегль разработал способы микроанализа , за которые был

удостоен Нобелевской премии (1923)

  • во 2 половине XIX в. число органических соединений,

используемых для анализа, увеличивается

Период научной химии (XIX—XX вв.)  МЕТОДЫ АНАЛИЗА  с 1864 г количественное определение (меди, никеля, серебра)  методом электрогравиметрии  60-е годы ХIХ в., физик Г. Кирхгоф и химик Р. Бунзен – метод атомно-эмиссионного спектрального анализа  П. Бугер, И. Ламберт, А. Бер - закон светопоглощения – фотометрический метод анализа  В. М. Севергин – колориметрические методы анализа, первый колориметр Дюбоска появился в 1870 г  В. Оствальд – опубликовал (1894 ) книгу о теоретических основах аналитической химии, в основу положены теория электролитической диссоциации и учение о химическом равновесии в растворах с участием ионов

Период научной химии (XIX—XX вв.) МЕТОДЫ АНАЛИЗА

  • с 1864 г количественное определение (меди, никеля, серебра)

методом электрогравиметрии

  • 60-е годы ХIХ в., физик Г. Кирхгоф и химик Р. Бунзен – метод атомно-эмиссионного спектрального анализа
  • П. Бугер, И. Ламберт, А. Бер - закон светопоглощения –

фотометрический метод анализа

  • В. М. Севергин – колориметрические методы анализа,

первый колориметр Дюбоска появился в 1870 г

  • В. Оствальд – опубликовал (1894 ) книгу о теоретических основах

аналитической химии, в основу положены теория электролитической

диссоциации и учение о химическом равновесии в растворах с

участием ионов

Современный период  1903г М.С. Цвет - открытие хроматографии и последующее создание разных вариантов хроматографического метода  А. Мартин и Р. Синдж – метод распределительной хроматографии ( Нобелевская премия по химии)  А. Тизелиус - исследования по электрофорезу и «адсорбционному анализу»   метод полярографии, метод комплексонометрического титрования  появилось много физических и химических методов анализа — масс- спектрометрические, рентгеновские, ядерно-физические, новые варианты электрохимических методов, интенсивно развивались фотометрические методы  А. Уолш, К. Алкемаде, Б. В. Львов, 50-е годы - атомно-абсорбционный метод (Нобелевская премия) 2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Современный период

  • 1903г М.С. Цвет - открытие хроматографии и последующее

создание разных вариантов хроматографического метода

  • А. Мартин и Р. Синдж – метод распределительной

хроматографии ( Нобелевская премия по химии)

  • А. Тизелиус - исследования по электрофорезу и «адсорбционному

анализу»

  • метод полярографии, метод комплексонометрического титрования
  • появилось много физических и химических методов анализа — масс-

спектрометрические, рентгеновские, ядерно-физические, новые варианты

электрохимических методов, интенсивно развивались фотометрические методы

  • А. Уолш, К. Алкемаде, Б. В. Львов, 50-е годы - атомно-абсорбционный метод

(Нобелевская премия)

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Сегодняшний день аналитической химии  расширяется арсенал методов анализа, особенно в сторону физических и биологических;  автоматизация и математизация анализа;  создание приемов и средств локального, неразрушающего, дистанционного, непрерывного анализа;  подход к решению задач о формах существования компонентов в анализируемых пробах;  появление новых возможностей для повышения чувствительности, точности и экспрессности анализа;  расширение круга анализируемых объектов, использование компьютеров, лазеров, лабораторных роботов;  поднялась роль аналитического контроля объектов окружающей среды 2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Сегодняшний день аналитической химии

  • расширяется арсенал методов анализа, особенно в сторону физических и биологических;

  • автоматизация и математизация анализа;

  • создание приемов и средств локального, неразрушающего, дистанционного, непрерывного анализа;

  • подход к решению задач о формах существования компонентов в анализируемых пробах;

  • появление новых возможностей для повышения чувствительности, точности и экспрессности анализа;

  • расширение круга анализируемых объектов, использование компьютеров, лазеров, лабораторных роботов;

  • поднялась роль аналитического контроля объектов окружающей среды

2. период создания классических (химических) методов анализа (до 60-70-хгг. XIX в.)

Значение химического анализа для металлургического производства Основные направления аналитического контроля металлургического производства: автоматизация, компьютеризация и роботизация анализа повышение экспрессности и надежности анали­тического контроля увеличение селективности определений, проведение многоэлементных анализов расширение границ определяемых содержаний компонентов экономичность и безопасность работы Специальные задачи аналитического контроля, применяемые в металлургии:

Значение химического анализа для металлургического производства

Основные направления аналитического контроля металлургического производства:

  • автоматизация, компьютеризация и роботизация анализа
  • повышение экспрессности и надежности анали­тического контроля
  • увеличение селективности определений, проведение многоэлементных анализов
  • расширение границ определяемых содержаний компонентов
  • экономичность и безопасность работы

Специальные задачи аналитического контроля, применяемые в металлургии:

  • непрерывный анализ потоков жидкостей и сыпучих тел
  • анализ веществ, разогретых до высоких температур, в том числе расплавленных металлов и шлаков
  • неразрушающий (недеструктивный) анализ
  • локальный анализ
  • анализ ультрамикропроб, дистанционный анализ и др.
Стадии аналитического процесса: Анализ – это выполнение всей последовательности аналитических операций, включая пробоотбор и пробоподготовку, с целью получения результата, отражающего содержание компонентов в исследуемом объекте Анализ складывается из нескольких стадий  1. Отбор пробы  первичную (или среднюю) пробу отбирают на первом этапе от большой массы материала  лабораторную пробу получают после уменьшения средней пробы до массы, необходимой для проведения всего анализа  аналитическую пробу отбирают от лабораторной для проведения единичного определения 2. Подготовка пробы к анализу  растворение  сплавление 3. Оценка результатов измерения

Стадии аналитического процесса:

Анализ – это выполнение всей последовательности аналитических операций, включая пробоотбор и пробоподготовку, с целью получения результата, отражающего содержание компонентов в исследуемом объекте

Анализ складывается из нескольких стадий

1. Отбор пробы

  • первичную (или среднюю) пробу отбирают на первом этапе от большой массы материала
  • лабораторную пробу получают после уменьшения средней пробы до массы, необходимой для проведения всего анализа
  • аналитическую пробу отбирают от лабораторной для проведения единичного определения

2. Подготовка пробы к анализу

  • растворение
  • сплавление

3. Оценка результатов измерения

Связь аналитического контроля с проблемами экологии

Связь аналитического контроля с проблемами экологии

Контрольные задания Задание № 1 Прочитайте учебник «Аналитическая химия» главу 1: Предмет аналитической химии Различие понятий «аналитическая химия» и «химический анализ»?  Время оценивания - 5 минут Задание № 2 Прочитайте учебник «Аналитическая химия» главу 1: Предмет аналитической химии. Развитие аналитической химии Как развитие аналитической химии связано и способствует прогрессу промышленности и техники?  Время оценивания - 5 минут Д/З конспект, подготовить сообщение на тему: «Связь аналитического контроля с проблемами экологии»

Контрольные задания

Задание № 1

Прочитайте учебник «Аналитическая химия» главу 1: Предмет аналитической химии

Различие понятий «аналитическая химия» и «химический анализ»?

Время оценивания - 5 минут

Задание № 2

Прочитайте учебник «Аналитическая химия» главу 1: Предмет аналитической химии. Развитие аналитической химии

Как развитие аналитической химии связано и способствует прогрессу промышленности и техники?

Время оценивания - 5 минут

Д/З конспект, подготовить сообщение на тему: «Связь аналитического контроля с проблемами экологии»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Введение в аналитическую химия

Автор: Лонина Ольга Петровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Прикладной курс для учащихся 8 класса по предмету химия "
    ["seo_title"] => string(66) "prikladnoi-kurs-dlia-uchashchikhsia-8-klassa-po-priedmietu-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "112110"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408306150"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока по химии  "Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода  и его физические свойства»"
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekturokapokhimiivodorodieghoobshchaiakharaktieristikainakhozhdieniievprirodiepoluchieniievodorodaiieghofizichieskiiesvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "265505"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449952120"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по химии "Водород, его общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapokhimiivodorodieghoobshchaiakharaktieristika"
    ["file_id"] => string(6) "265506"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449953304"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства