kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Металлы" в курсе химии 9 класса по программе Кузнецовой Н.Е. презентация "Железо и его свойства". Представлены материалы по характеристике железа и его соединений: положение в ПСХЭ, характеристика простого вещества, характеристика соединений железа, качественные реакции на железо 2 и железо 3. Также прикрепляется тест для самоконтроля. Домашнее задание по учебнику и задачнику Кузнецовой Н.Е.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок химии »

Железо и его свойства Учитель химии Таскаева И.Ю., МБОУ СОШ № 49 Чита, 2014

Железо и его свойства

Учитель химии Таскаева И.Ю., МБОУ СОШ № 49 Чита, 2014

Сегодня мы на уроке

Сегодня мы на уроке

  • Окунёмся в прошлое, пройдемся по настоящему, заглянем в будущее
  • Побываем на пиршестве царя Соломона
  • Посетим химическую лабораторию
  • Ответим на множество вопросов
  • Вы удивитесь, что Вы знаете и умеете так много!
Задания группам

Задания группам

  • 1. Почему железный век наступил после медного и бронзового?
  • 2. Что такое булат?
  • 3. В 1963 году в некоторых газетах появилась небольшая заметка о том, что врачи извлекли из организма женщины 130 гвоздей и 340 иголок. Металлические предметы под воздействием кислоты желудочного сока уменьшили свой первоначальный вес на 400 граммов. Возможно ли такое?
  • 4. Почему мясо красное?
  • 5. Есть ли будущее у железа, не заменит ли его пластиковое оборудование?
Пир царя Соломона  Иерусалимский храм

Пир царя Соломона Иерусалимский храм

Начало железного века Каменный век Медный век Бронзовый век IV – III тысячелетие до н. I тысячелетие до н. э. Железный век Конец IV – начало I тысячелетия до н. э. I тысячелетие до н. э.

Начало железного века

Каменный век

Медный век

Бронзовый век

IV III тысячелетие до н. I тысячелетие до н. э.

Железный век

Конец IV – начало I тысячелетия до н. э.

I тысячелетие до н. э.

«Железная эпоха» На некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем» Самый крупный метеорит Гоба нашли в 1920 г. в Африке весом около 60 тонн.

«Железная эпоха»

На некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем»

Самый крупный метеорит Гоба нашли в 1920 г. в Африке весом около 60 тонн.

Характеристика железа как химического элемента 1. Химический символ и название элемента Fe – железо 2. Положение в Периодической системе(атомный номер, номер периода и группы) 26, 4 период, VIII В группа 3. Строение атома (заряд ядра, число электронов, число уровней, распределение электронов по уровням) (+26; 26; 4; 2е,8е,14е,2е) 4. Электронная конфигурация  1 s  2s 2p 3s 3p 4s 3d 5 . Степени окисления: +2, +3  2 2 2 2 6 6 6

Характеристика железа как химического элемента

  • 1. Химический символ и название элемента
  • Fe – железо
  • 2. Положение в Периодической системе(атомный номер, номер периода и группы)
  • 26, 4 период, VIII В группа
  • 3. Строение атома (заряд ядра, число электронов, число уровней, распределение электронов по уровням)
  • (+26; 26; 4; 2е,8е,14е,2е)
  • 4. Электронная конфигурация
  • 1 s 2s 2p 3s 3p 4s 3d
  • 5 . Степени окисления: +2, +3

2

2

2

2

6

6

6

Распространение железа на Земле В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Редко встречается самородное железо (метеоритного или земного происхождения).

Распространение железа на Земле

В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Редко встречается самородное железо (метеоритного или земного происхождения).

Соотнесите названия с химическими формулами 1. F е 3 О 4 2 . F еСО 3  3. F е S 2 4. F е 2 О 3 1. Пирит 2. Магнетит 3. Сидерит 4. Гематит Ответы: 1.3. 2.1. 3.2. 4.4.

Соотнесите названия с химическими формулами

1. F е 3 О 4

2 . F еСО 3

3. F е S 2

4. F е 2 О 3

1. Пирит

2. Магнетит

3. Сидерит

4. Гематит

Ответы:

1.3.

2.1.

3.2.

4.4.

Булат – это смесь железа с углеродом. Издревле на Руси славились булатные мечи. Раскрыть секрет булата удалось в первой половине Х I Х века русскому химику Павлу Петровичу Аносову . Дмитрий Константинович Чернов объяснил происхождение булата, связав их с особенностями структуры

Булат – это смесь железа с углеродом.

Издревле на Руси славились булатные мечи.

Раскрыть секрет булата удалось в первой половине Х I Х века русскому химику Павлу Петровичу Аносову .

Дмитрий Константинович Чернов объяснил происхождение булата, связав их с особенностями структуры

Выберите физические свойства, характерные для железа 1. Серебристо-белый металл 2. Самый твёрдый металл 3. Ковкий 4. Температура  плавления +1539 о С 5. Пластичный 6. Легко режется ножом 7. Проводит электрический ток 8. Лёгкий 9. Проводит тепло 10. Легко намагничивается и размагничивается Ответы: 1,3,4,5,7,9,10

Выберите физические свойства, характерные для железа

1. Серебристо-белый металл

2. Самый твёрдый металл

3. Ковкий

4. Температура плавления +1539 о С

5. Пластичный

6. Легко режется ножом

7. Проводит электрический ток

8. Лёгкий

9. Проводит тепло

10. Легко намагничивается и размагничивается

Ответы: 1,3,4,5,7,9,10

«Гвозди в желудке» Крокодил переваривает за несколько месяцев проглоченные железные наконечники копий и 15-сантиметровые стальные крючки .

«Гвозди в желудке»

Крокодил переваривает за несколько месяцев проглоченные железные наконечники копий и 15-сантиметровые стальные крючки .

Сумма коэффициентов в каждом уравнении равна… Fe +  S →  FeS   Fe +  O 2  →  Fe 3 O 4   Fe + HCl→  FeCl 2 + H 2   Ответы: 3, 6, 5

Сумма коэффициентов в каждом уравнении равна…

  • Fe + S FeS

  • Fe + O 2 Fe 3 O 4
  • Fe + HCl→ FeCl 2 + H 2

Ответы: 3, 6, 5

Лаборатория

Лаборатория

  • Опыт № 1 «Магнитные свойства железа»
  • Опыт № 2 «Взаимодействие железа с кислотами, солями»
Взаимодействие железа со сложными веществами

Взаимодействие железа со сложными веществами

  • 1. с кислотами
  • Fe + HCI →
  • Fe + H ₂ SO ₄( конц.) → … + SO ₂ + … (при нагревании)
  • 2. с солями
  • Fe + CuSO ₄ →
«Железо в живых организмах» Большая часть железа (около 70%) сосредоточена в гемоглобине крови. Гемоглобин — красный пигмент эритроцитов. В 100 мл крови в норме содержится около 15 г гемоглобина. Миоглобин придает красную окраску мясу. Установил это в 1883 г. русский биолог К.С. Мережковский. В молекуле миоглобина 2500 атомов, она состоит из 153 аминокислотных остатков .

«Железо в живых организмах»

Большая часть железа (около 70%) сосредоточена в гемоглобине крови.

Гемоглобин — красный пигмент эритроцитов.

В 100 мл крови в норме содержится около 15 г гемоглобина.

Миоглобин придает красную окраску мясу. Установил это в 1883 г. русский биолог К.С. Мережковский. В молекуле миоглобина 2500 атомов, она состоит из 153 аминокислотных остатков .

Биологическая роль железа Содержание железа в 100 г продукта  печень  персики 9 мг  хлеб  грибы  свежие 4 мг  грибы сушёные 2 мг 5 мг  яблоки 35 мг 3 мг

Биологическая роль железа

Содержание железа в

100 г продукта

печень

персики

9 мг

хлеб

грибы

свежие

4 мг

грибы сушёные

2 мг

5 мг

яблоки

35 мг

3 мг

«Железо или пластик?»

«Железо или пластик?»

  • Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны и в массе – дешевы. Сырьевая база этого металла тоже не вызывает опасений Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.
Железный век продолжается… Железа выплавляется в 50 раз больше, чем алюминия .

Железный век продолжается…

Железа выплавляется в 50 раз больше, чем алюминия .

Рефлексия Сегодня:

Рефлексия

Сегодня:

  • Я удивился….
  • Я понял….
  • Я задумался…
Домашнее задание 1. Прочитайте параграф учебника № 4 1 2 . По желанию: А) Сочините сказку «Путешествие железа через века» Б) Сотворите выставку железных изделий

Домашнее задание

  • 1. Прочитайте параграф учебника № 4 1
  • 2 . По желанию:

А) Сочините сказку «Путешествие железа через века»

Б) Сотворите выставку железных изделий

Соединения железа

Соединения железа

  • Оксиды
  • 1. FeO – основный, нерастворим в воде.
  • Получение:
  • t
  • А) Fe(OH) = FeO + H O (в атмосфере азота)
  • t
  • Б) Fe O + H = 2FeO + H O
  • t
  • В) Fe O + CO = 2FeO + CO
  • Взаимодействует с кислотами.
  • (составить уравнения реакций с HCI , H₂SO₄ в молекулярном и ионном виде )
Гидроксид : Fe(OH) ₂ - слабое основание Соли: FeCI ₂  , FeSO ₄ Соединения Fe(II) обладают восстановительными свойствами Fe(OH) ₂ + O ₂ + 2H ₂ O = 4Fe(OH) ₃ FeCI₂ + CI₂ = 2FeCI₃ 10  FeSO ₄ + 2KMnO₄ + 8H₂ SO₄ = 5Fe₂ (SO₄)₃ + 2MnSO₄ + K₂ SO₄ + 8H₂O Качественный реактив на соединения Fe(II) : K ₃ [(Fe(CN) ₆]  – гексацианоферрат ( III) калия или «красная кровяная соль» 3Fe + 2[Fe(CN)₆ ]= Fe₃ [Fe(CN)₆]₂↓ синий «турнбулева синь»  2+ 3-

Гидроксид : Fe(OH) - слабое основание

  • Соли: FeCI , FeSO
  • Соединения Fe(II) обладают восстановительными свойствами
  • Fe(OH) ₂ + O ₂ + 2H ₂ O = 4Fe(OH) ₃
  • FeCI₂ + CI₂ = 2FeCI₃
  • 10 FeSO ₄ + 2KMnO₄ + 8H₂ SO₄ = 5Fe₂ (SO₄)₃ + 2MnSO₄ + K₂ SO₄ + 8H₂O
  • Качественный реактив на соединения Fe(II) :
  • K [(Fe(CN) ₆] гексацианоферрат ( III) калия или «красная кровяная соль»
  • 3Fe + 2[Fe(CN)₆ ]= Fe₃ [Fe(CN)₆]₂↓ синий «турнбулева синь»

2+

3-

Fe ₂ O ₃ - амфотерный, с преобладанием основных свойств, красно-бурый, нерастворимый в воде порошок)

Fe O - амфотерный, с преобладанием основных свойств, красно-бурый, нерастворимый в воде порошок)

  • Получение:
  • t
  • А) 2Fe(OH) = Fe O + 3H O
  • t
  • Б) 4FeS + 11O = 8SO + 2Fe O
  • t
  • В) 4Fe(NO ) = 2Fe O + 12NO + 3O
  • Взаимодействует с кислотами (составить уравнения реакций с HCI , H₂SO₄ в молекулярном и ионном виде )
Гидроксид Fe(OH) ₃ - амфотерный, красно-бурое аморфное вещество

Гидроксид Fe(OH) ₃ - амфотерный, красно-бурое аморфное вещество

  • Fe(OH)₃ HFeO₂ + H₂O
  • Получение:
  • А) окисление Fe(OH) ₂
  • Б) обмен между растворами солей Fe(III) и щелочами ( составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде)
  • В) необратимый гидролиз солей Fe(III) :
  • Fe ₂ S ₃ + 6H ₂ O = 2Fe(OH) ₃↓ + 3H ₂ S↑
  • Взаимодействует с сильными кислотами и значительно слабее Fe(OH) ₂ ( составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде)
Соли:

Соли:

  • FeCI₃ KFeO₂ ферриты
  • Fe₂(SO₄)₃ Ca(FeO₂)₂
Соединения Fe ( III) обладают окислительными
  • Соединения Fe ( III) обладают окислительными свойствами
  • Качественные реактивы на соединения железа ( III) :
  • А) K₄ [(Fe(CN)₆] гексацианоферрат ( II) калия или «желтая кровяная соль»
  • 4 Fe + 3 [Fe(CN)₆ ]= Fe₄ [Fe(CN)₆]₃↓
  • зелено-синий «берлинская лазурь»
  • Б) роданиды (соли тициановой кислоты HNCS)
  • Fe + 3 KNCS Fe(NCS) кроваво-красный

3+

4-

3+

FeO ₃ - кислотный, не получен

FeO ₃ - кислотный, не получен

  • Гидроксид: H FeO – железная кислота (существует только в растворах)
  • Соли : ферраты K FeO , CaFeO
1. Гексагидроксоферрат (III) натрия имеет формулу: а) Na 2 [Fe(ОН) 4 ]; б) Nа[Fe(ОН) 4 ]; в) Nа 3 [Fе(ОН) 6 ]; г) NаFеО 2 . 2. Степень окисления железа в ионе FeO 4 2– : а) +3; б) +2; в) 0; г) +6. 3. Раствор красной кровяной соли является реактивом для обнаружения: а) Fe 3+ ; б) Fe 2+ ; в) Fe 3 O 4 ; г) Fe 0 . 4. В реакции оксида железа(II) с углеродом окислителем является: а) С 0 ; б) O 2– ; в) Fe 2+ ; г) Fe 0 . 5. При окислении гидроксида железа(II) во влажном воздухе образуется: а) оксид железа(II); б) оксид железа(III); в) гидроксид железа(III); г) железо.

1. Гексагидроксоферрат (III) натрия имеет формулу:

а) Na 2 [Fe(ОН) 4 ]; б) Nа[Fe(ОН) 4 ];

в) Nа 3 [Fе(ОН) 6 ]; г) NаFеО 2 .

2. Степень окисления железа в ионе FeO 4 2– :

а) +3; б) +2; в) 0; г) +6.

3. Раствор красной кровяной соли является реактивом для обнаружения:

а) Fe 3+ ; б) Fe 2+ ; в) Fe 3 O 4 ; г) Fe 0 .

4. В реакции оксида железа(II) с углеродом окислителем является:

а) С 0 ; б) O 2– ; в) Fe 2+ ; г) Fe 0 .

5. При окислении гидроксида железа(II) во влажном воздухе образуется:

а) оксид железа(II); б) оксид железа(III);

в) гидроксид железа(III); г) железо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок химии

Автор: Таскаева Ирина Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Научная статья на тему: "Применение информационных технологий на уроках химии""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_stat_ia_na_tiemu_primienieniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_na_uro_2"
    ["file_id"] => string(6) "449801"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515911145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(74) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieghrirovannogho-podkhoda-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "105468"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402854826"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства