kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Соединения щелочных металлов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация готовилась для открытого урока по химии с уклоном на подготовку ОГЭ по химии,включает тесты,практическую работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Соединения щелочных металлов»

Урок по теме: «Соединения Щелочных металлов» Выполнила : учитель химии МАОУ «Гимназия№ 31» Усачёва Елена Сергеевна Саратов 2024 год

Урок по теме: «Соединения Щелочных металлов»

Выполнила :

учитель химии

МАОУ «Гимназия№ 31»

Усачёва Елена Сергеевна

Саратов

2024 год

Щелочные металлы

Щелочные металлы

Щелочные металлы

Щелочные металлы

  • На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону
  • В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства
  • Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1
Щелочные металлы Щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому  цезий их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он всплывает в керосине натрий калий литий рубидий

Щелочные металлы

Щелочные металлы быстро

окисляются на воздухе, поэтому цезий

их хранят под слоем керосина, а

литий в вазелине, так как из-за

своей легкости он всплывает

в керосине

натрий калий литий рубидий

Ответы к тесту 1 вариант 2 вариант 1-3,5 1-24 2-3,1 2-13 3-312 3-132 4-34 4-34 5-45 5-12  Оценка за урок: «5»-12-15 баллов «4»-8-11 баллов «3» -менее 7 баллов

Ответы к тесту

1 вариант 2 вариант

  • 1-3,5 1-24
  • 2-3,1 2-13
  • 3-312 3-132
  • 4-34 4-34
  • 5-45 5-12

Оценка за урок:

«5»-12-15 баллов

«4»-8-11 баллов

«3» -менее 7 баллов

Щелочные металлы в природе

1 .Литий - сравнительно мало распространенный элемент (массовая доля в земной коре 1,8*10 -3 %, 18 г/тонну). Кроме петалита LiAl[Si 4 O 10 ], основными минералами лития являются слюда, лепидолит - KLi 1,5 Al 1,5 [Si 3 AlO 10 ](F,OH) 2 и пироксен сподумен - LiAl[Si 2 O 6 ]. 2. Натрий входит в состав различных соединений. Наиболее важным является соединение натрия с хлором NaCl, которое образует залежи каменной соли . Хлорид натрия содержится также в морской воде и соляных источниках. Натрий относится к числу распространенных элементов. Содержание натрия в земной коре составляет 2,64%. 3. Содержание калия в земной коре составляет 1,84%. Он – следующий по распространенности элемент после натрия. В литосфере калий находится, главным образом, в виде алюмосиликатов, например, полевого шпата ортоклаза K 2 O·Al 2 O 3 ·6SiO 2 , на долю которого приходится почти 18% массы земной коры.

Большие отложения солей калия в сравнительно чистом виде образовались в результате испарения древних морей. Наиболее важными минералами калия для химической промышленности являются сильвин (KCl) и сильвинит (смешанная соль NaCl и KCl). Калий встречается также в виде двойного хлорида KCl·MgCl 2 ·6H 2 O (карналлит) и сульфата K 2 Mg 2 (SO 4 ) 3 (лангбейнит).

4. Рубидий собственных минералов не образует, содержится в аппатито-нефелиновых породах, слюдах, карналлите.

5. При промышленном получении цезий в виде соединений извлекается из минерала поллуцита.

Тема урока:  СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ

Тема урока: СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ

Общая формула оксидов щелочных металлов: М 2 O основный Характер оксида:  Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде.

Общая формула оксидов

щелочных металлов:

М 2 O

основный

Характер оксида:

Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ Шпаргалка Основный оксид +кислотный оксид=соль Основный оксид +амфотерный оксид=соль (при сплавлении-двойная) Основный оксид +амфотерный оксид + вода=комплексная соль Основный оксид +кислота=соль + вода Основный оксид +вода=щелочь Основный оксид +амфотерный гидроксид=соль(при сплавлении –двойная) +вода Основный оксид + вода + амфотерный гидроксид=комплексная соль

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ

Шпаргалка

  • Основный оксид +кислотный оксид=соль
  • Основный оксид +амфотерный оксид=соль (при сплавлении-двойная)
  • Основный оксид +амфотерный оксид + вода=комплексная соль
  • Основный оксид +кислота=соль + вода
  • Основный оксид +вода=щелочь
  • Основный оксид +амфотерный гидроксид=соль(при сплавлении –двойная) +вода
  • Основный оксид + вода + амфотерный гидроксид=комплексная соль

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ  Na 2 O + H 2 O → Na 2 O + CO 2 → Na 2 O + H 2 SO 4 → Na 2 O + ZnO → Na 2 O + ZnO+H 2 O → Na 2 O + Zn(OH) 2 → Na 2 O+Zn(OН) 2 +H 2 O →

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ

Na 2 O + H 2 O →

Na 2 O + CO 2

Na 2 O + H 2 SO 4

Na 2 O + ZnO →

Na 2 O + ZnO+H 2 O →

Na 2 O + Zn(OH) 2

Na 2 O+Zn(OН) 2 +H 2 O →

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ  Na 2 O + H 2 O → 2NaOH Na 2 O + CO 2 → Na 2 CO 3  Na 2 O + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + H 2 O Na 2 O + ZnO → Na 2 ZnO 2 Na 2 O + ZnO+2H 2 O → Na 2 [ Zn(OH) 4 ] Na 2 O + Zn(OH) 2 →Na 2 ZnO 2 + H 2 O Na 2 O+Zn(OН) 2 +H 2 O→Na 2 [ Zn(OH) 4 ]

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ

Na 2 O + H 2 O → 2NaOH

Na 2 O + CO 2 → Na 2 CO 3

Na 2 O + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + H 2 O

Na 2 O + ZnO → Na 2 ZnO 2

Na 2 O + ZnO+2H 2 O → Na 2 [ Zn(OH) 4 ]

Na 2 O + Zn(OH) 2 →Na 2 ZnO 2 + H 2 O

Na 2 O+Zn(OН) 2 +H 2 O→Na 2 [ Zn(OH) 4 ]

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ Вывод!

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ

Вывод!

Общая формула гидроксидов щелочных металлов: МOH  Твердое белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Процесс растворения сопровождается выделением достаточного количества теплоты.

Общая формула гидроксидов

щелочных металлов:

МOH

Твердое белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Процесс растворения сопровождается выделением достаточного количества теплоты.

Химические свойства щелочей Шпаргалка Щелочь +кислотный оксид=соль+ вода Щелочь +амфотерный оксид=соль (при сплавлении-двойная) + вода Щелочь + амфотерный оксид + вода=комплексная соль Щелочь + кислота=соль + вода Щелочь +соль (р)=новое основание+ новая соль( газ или осадок) Щелочь +амфотерный гидроксид=соль (при сплавлении-двойная) + вода Щелочь + амфотерный гидроксид =комплексная соль

Химические свойства щелочей

Шпаргалка

  • Щелочь +кислотный оксид=соль+ вода
  • Щелочь +амфотерный оксид=соль (при сплавлении-двойная) + вода
  • Щелочь + амфотерный оксид + вода=комплексная соль
  • Щелочь + кислота=соль + вода
  • Щелочь +соль (р)=новое основание+ новая соль( газ или осадок)
  • Щелочь +амфотерный гидроксид=соль (при сплавлении-двойная) + вода
  • Щелочь + амфотерный гидроксид =комплексная соль

Техника безопасности

Техника безопасности

Химические свойства щелочей Дан раствор гидроксида натрия , а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), серная кислота, растворы сульфата меди (II),сульфата натрия, фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги.  Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций , которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия , и укажите признаки их протекания(наличие /отсутствие запаха у газа ,цвет осадка или раствора).

Химические свойства щелочей

  • Дан раствор гидроксида натрия , а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), серная кислота, растворы сульфата меди (II),сульфата натрия, фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги. Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций , которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия , и укажите признаки их протекания(наличие /отсутствие запаха у газа ,цвет осадка или раствора).

Химические свойства щелочей Дан раствор гидроксида натрия , а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), серная кислота, растворы сульфата натрия, сульфата меди (II), фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги.  Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций , которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия , и укажите признаки их протекания(наличие /отсутствие запаха у газа ,цвет осадка или раствора). 2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 +2 H 2 O  В раствор щелочи добавили фенолфталеин, появляется малиновая окраска, после приливания кислоты –раствор обесцвечивается. 2NaOH + CuSO 4 → Na 2 SO 4 +Cu( OH) 2 Происходит выпадение голубого осадка гидроксида меди (II).

Химические свойства щелочей

  • Дан раствор гидроксида натрия , а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), серная кислота, растворы сульфата натрия, сульфата меди (II), фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги. Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций , которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия , и укажите признаки их протекания(наличие /отсутствие запаха у газа ,цвет осадка или раствора).

2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 +2 H 2 O

В раствор щелочи добавили фенолфталеин, появляется малиновая окраска, после приливания кислоты –раствор обесцвечивается.

2NaOH + CuSO 4 → Na 2 SO 4 +Cu( OH) 2

Происходит выпадение голубого осадка гидроксида меди (II).

Химические свойства щелочей NaОН + CO 2 → NaОНтв. + ZnO → NaОНр. + ZnO + H 2 O → NaОНтв. + Al(OH) 3 → NaOH+ Al(OH) 3 →

Химические свойства щелочей

NaОН + CO 2

NaОНтв. + ZnO →

NaОНр. + ZnO + H 2 O →

NaОНтв. + Al(OH) 3

NaOH+ Al(OH) 3

Химические свойства щелочей 2NaОН + CO 2 → Na 2 CO 3 + H 2 O 2NaОНтв. + ZnO →Na 2 ZnO 2 + H 2 O 2NaОНр. + ZnO + H 2 O →Na 2 [ Zn(OH) 4 ] NaОНтв. + Al(OH) 3 →NaAlO 2 + 2H 2 O NaOH+ Al(OH) 3 → Na [ Al(OH) 4 ]

Химические свойства щелочей

2NaОН + CO 2 Na 2 CO 3 + H 2 O

2NaОНтв. + ZnO →Na 2 ZnO 2 + H 2 O

2NaОНр. + ZnO + H 2 O →Na 2 [ Zn(OH) 4 ]

NaОНтв. + Al(OH) 3 →NaAlO 2 + 2H 2 O

NaOH+ Al(OH) 3 → Na [ Al(OH) 4 ]

Химические свойства щелочей Вывод!

Химические свойства щелочей

Вывод!

КОН Гидроксид калия (едкий кали) Применяют при производстве жидкого мыла

КОН

Гидроксид калия (едкий кали)

Применяют при производстве жидкого мыла

NaOH Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд: Каустик применяется в целлюлозно-бумажной промышленности. В производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит

NaOH

Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:

Каустик применяется в целлюлозно-бумажной промышленности.

В производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит

Для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств

Для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других

моющих средств

В качестве агента для растворения засоров канализационных труб в виде сухих гранул или в составе гелей. Гидроксид натрия дезагрегирует засор и способствует лёгкому продвижению его далее по трубе.

В качестве агента для растворения засоров канализационных

труб в виде сухих гранул или в составе гелей. Гидроксид натрия

дезагрегирует засор и способствует лёгкому продвижению его

далее по трубе.

В химических отраслях промышленности — для нейтрализации кислот и кислотных оксидов, как реагент или катализатор в химических реакциях, в нефтепереработке —для производства масел, очистке нефти.

В химических отраслях промышленности — для нейтрализации

кислот и кислотных оксидов, как реагент или катализатор в

химических реакциях, в нефтепереработке —для производства масел, очистке нефти.

NaCl  Хлорид натрия – поваренная соль  Древнегреческий поэт Гомер, назвал поваренную соль «божественной». В те далекие времена она ценилась выше золота. Из-за месторождений соли происходили военные столкновения, а нехватка соли у населения вызывала «соляные бунты» Поваренную соль применяют при производство химических веществ: соляной кислоты, гидроксида натрия  хлора, соды, для консервирования, приправа к пище, производство мыла, в медицине

NaCl

Хлорид натрия – поваренная соль

Древнегреческий поэт Гомер, назвал поваренную соль «божественной». В те далекие времена она ценилась выше золота. Из-за месторождений соли происходили военные столкновения, а нехватка соли у населения вызывала «соляные бунты»

Поваренную соль применяют при производство химических веществ: соляной кислоты, гидроксида натрия

хлора, соды, для консервирования,

приправа к пище, производство мыла, в медицине

Формула соединения Название систематическое NaOH Гидроксид натрия Применение техническое KOH NaHCO 3 Едкий натр, каустическая сода, каустик Гидроксид калия Гидрокарбонат натрия NaCl Очистка нефтепродуктов, бумажная и текстильная промышленность, производство мыла и волокон Едкое кали Хлорид натрия Na 2 CO 3 Пищевая сода Производство жидкого мыла K 2 CO 3 Карбонат натрия Поваренная соль Пищевая промышленность, медицина Карбонат калия Производство соляной кислоты, мыла, гидроксида натрия, хлора, натрия, соды. Для консервирования, приправа к пище Техническая, Na 2 SO 4  * 10H 2 O Производство стекла, моющих средств Поташ Кристаллогидрат сульфата натрия кальцинированная или стиральная сода Производство жидкого мыла, тугоплавкого стекла, удобрение Глауберова соль Производство соды, стекла, слабительное средство

Формула соединения

Название

систематическое

NaOH

Гидроксид натрия

Применение

техническое

KOH

NaHCO 3

Едкий натр, каустическая сода, каустик

Гидроксид калия

Гидрокарбонат натрия

NaCl

Очистка нефтепродуктов, бумажная и текстильная промышленность, производство мыла и волокон

Едкое кали

Хлорид натрия

Na 2 CO 3

Пищевая сода

Производство жидкого мыла

K 2 CO 3

Карбонат натрия

Поваренная соль

Пищевая промышленность, медицина

Карбонат калия

Производство соляной кислоты, мыла, гидроксида натрия, хлора, натрия, соды. Для консервирования, приправа к пище

Техническая,

Na 2 SO 4 * 10H 2 O

Производство стекла, моющих средств

Поташ

Кристаллогидрат сульфата натрия

кальцинированная или стиральная сода

Производство жидкого мыла, тугоплавкого стекла, удобрение

Глауберова соль

Производство соды, стекла, слабительное средство

1 вариант 2 вариант 1-24 1-12 2-132 2-422 3-412 3-314 4-13 4-24 5-24 5-124 6- 2,34 6- 2,34

1 вариант 2 вариант

1-24 1-12

2-132 2-422

3-412 3-314

4-13 4-24

5-24 5-124

6- 2,34 6- 2,34

6.Когда человека мучает изжога, он пользуется раствором питьевой соды. Вычислить массу соды, требуемой для нейтрализации 1,02г соляной кислоты, вызвавшей повышенную кислотность желудка. Ответ: 2,34г Дано: Решение:  m ( HCl ) = 1,02г NaHCO 3 + HCl → NaCl + H 2 O+ CO 2   Найти: n(HCl)=m/M =1,02/ 36,5=0,02795 моль  m(NaHCO 3 ) = ?г n(NaHCO 3 ) = 0,02795 моль    m(NaHCO 3 ) = 0,02795 моль* 84 = 2,3478г

6.Когда человека мучает изжога, он пользуется раствором питьевой соды. Вычислить массу соды, требуемой для нейтрализации 1,02г соляной кислоты, вызвавшей повышенную кислотность желудка. Ответ: 2,34г

Дано: Решение: m ( HCl ) = 1,02г NaHCO 3 + HCl → NaCl + H 2 O+ CO 2 Найти: n(HCl)=m/M =1,02/ 36,5=0,02795 моль m(NaHCO 3 ) = ?г n(NaHCO 3 ) = 0,02795 моль

m(NaHCO 3 ) = 0,02795 моль* 84 = 2,3478г

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?  2. Какие затруднения у вас возникли при работе?  3. Помогло ли вам выполнение лабораторной работы при изучении нового материала?  4. Остались ли вопросы по новой теме?

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2. Какие затруднения у вас возникли при работе? 3. Помогло ли вам выполнение лабораторной работы при изучении нового материала? 4. Остались ли вопросы по новой теме?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   п.30 зад.6,7  (доп.) Для сдающих ОГЭ задания по теме: «соединения щелочных металлов»,  для остальных-составить схему о значении ионов натрия и калия для живых организмов (растений и животных).  Задания смотри в объявлениях дневника .ру

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

п.30 зад.6,7 (доп.) Для сдающих ОГЭ задания по теме: «соединения щелочных металлов», для остальных-составить схему о значении ионов натрия и калия для живых организмов (растений и животных). Задания смотри в объявлениях дневника .ру

СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Соединения щелочных металлов

Автор: Усачёва Елена Сергеевна

Дата: 22.03.2024

Номер свидетельства: 647735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока. Соединения щелочных металлов"
    ["seo_title"] => string(65) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_soedineniia_shchelochnykh_metallov"
    ["file_id"] => string(6) "644588"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706084906"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Характеристика щелочных металлов"
    ["seo_title"] => string(41) "kharaktieristika-shchielochnykh-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "248450"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446728058"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка урока "Щелочные металлы" "
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "101844"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402460396"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Урок "Щелочные металлы" "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "101869"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402462293"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "урок по химии "Щелочные металлы" "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-po-khimii-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "101903"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402465773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства