2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 3 этап. Постановка учебной задачи 3 мин 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания и первичное закрепление во внешней речи 5 этап. Самостоятельная работа (15 мин) | 1. А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе? Почему? 2. Предположите, в виде каких соединений они могут находиться в природе? В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Na и К в природе встречаются в виде хлоридов, сульфатов, силикатов и т.д. Li, Rb, Cs входят в состав различных минералов. Fr встречается в радиоактивных рудах. 3. На столе находятся объекты, содержащие соединения щелочных металлов (сода, соль, пальчиковые батарейки, мыло). Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет? 4. О чем мы еще не успели поговорить? Это и будет темой нашего урока. Тема урока "Соединения Щ.М." Таким образом, при рассмотрении темы коррозии необходимо рассмотреть много вопросов. Каких? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам очень быстро, «по-диагонали»,(самостоятельная работа) просмотреть материал § на с.90-94 и определить круг вопросов, которые требуют детального рассмотрения и решения. Фиксирует вопросы на доске Работа с текстом. Перед вами параграф учебника и тексты с информацией, выберите среди них то, что поможет вам решить вопросы Теперь вы имеете представление о соединениях ЩМ? Всё узнали? Детям выдаётся задание: 1 группа Цель: изучить химические свойства оксидов Щ.М на примере оксида натрия 1. Написать уравнение реакции оксида натрия с водой. Na2O + H2O = 2NaOH Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции. 2. Написать уравнение реакции оксида натрия с серной кислотой Na2O + H 2SO4 = Na2SO4 + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции. 3. Написать уравнение реакции оксида натрия с оксидом углерода (IV) Na2O + CO2 = Na2CO3 Сделайте вывод о химических свойствах оксидов щелочных металлов. ВЫВОД: оксиды ЩМ способны реагировать с кислотами, кислотными оксидами, водой. 2 группа Цель: экспериментально доказать химические свойства соединений щелочных металлов на примере гидроксида натрия. Инструкция 1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? На какую среду раствора указывает цвет в пробирке? (щелочную) 2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?(окраска исчезла, реакция нейтрализации). Запишите уравнение реакции. NaOH + HCl → NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде. 3.Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 2NaOH +CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓ Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде. Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов. ВЫВОД: гидроксиды ЩМ проявляют основные свойства 3 группа заполняет таблицу, пользуясь учебником стр. 91 выписать применение солей Щ.М. Формула соли | Название | Применение | NaHCO3 | | | K2CO3 | | | NaCl | | | Na2SO4 ∙ 10 H2O | | | Na2CO3 ∙ 10 H2O | | | 4 группа готовит сообщения, пользуясь учебником стр. 91, о значении ионов натрия и калия для живых организмов. Способы обнаружения ионов калия и натрия по окраске пламени. | Учащиеся делают заключение, что речь пойдет о соединениях Щ.М., их свойствах, применении соединений Щ.М. Называют тему урока, составляют план её изучения. Работают с текстом учебника, определяя круг вопросов, необходимых для изучения Предлагают вопросы для рассмотрения на уроке: - состав соединений ЩМ - химические свойства соединений ЩМ - физические свойства соединений ЩМ - значение соединений ЩМ для организма - применение соединений ЩМ Читают параграф и тексты Из параграфа узнали: -ЩМ очень активные, поэтому в свободном виде в природе не встречаются - оксиды ЩМ – тв, имеют ярко выраженные основные свойства - гидроксиды ЩМ – тв, белые вещества, очень гигроскопичны, называются щелочами, проявляют свойства оснований - соли ЩМ – тв, ионного строения - в учебнике перечислено несколько соединений, их формулы, применение и значение Вывод: лучше экспериментально доказать основные свойства соединений (оксидов и гидроксидов ЩМ), а информацию о солях, их применении и значении представить в виде таблицы. Учащиеся экспериментально доказывают химические свойства соединений Щ.М. Делают выводы на основе опытных данных | Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, планировать этапы ее решения. Познавательные УУД: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение сравнивать, установление связи между объектами, презентация информации Использование информации для решения учебной задачи, умение выделять нужную информацию Познавательные УУД: формирование знаний о свойствах и применении соединений щелочных металлов; совершенствование экспериментальных умений и навыков учащихся. Регулятивные УУД: умение решать учебную задачу согласно инструкции; развитие умений выбирать и анализировать информацию, полученную в результате эксперимента, работы с учебником Коммуникативные УУД: формировать умение планировать работу в группе, логически излагать свои выводы. Личностные УУД: развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни. |