kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса по химии 8 класс "Решение задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения обучающимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Учебный план  предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач , обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.

Решение задач – признанное средство развития логического мышления обучающихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретичес-кого материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Основные задачи:

- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; - отработать навыки решения простейших задач;                                                          - начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;                                                                                                             - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Содержание факультативного  курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.

Ожидаемый результат:                                                                                                  

  -Успешное обучение в последующих классах;                                                      

  -Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;                        

   -Умение проводить простейшие расчёты;                                                                

  -Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;                                            

-Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:                                                                                     

  Минимальный - решение простейших задач по алгоритму.                           

Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.                             

  Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по химии 8 класс "Решение задач" »

Пояснительная записка

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения обучающимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Учебный план предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач , обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.

Решение задач – признанное средство развития логического мышления обучающихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретичес-кого материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Основные задачи:

- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; - отработать навыки решения простейших задач; - начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Содержание факультативного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.

Ожидаемый результат: -Успешное обучение в последующих классах; -Знание основных законов и понятий химии и их оценивание; -Умение проводить простейшие расчёты; -Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия; -Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования: Минимальный - решение простейших задач по алгоритму. Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы. Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.







Литература для учителя:

1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. Сборник олимпиадных задач по химии. 2. Будруджак П. Задачи по химии. 3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И.Сборник задач и упражнений по химии. 4. Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”. 5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2500 задач с решением. 6. Цитович И.К.; Протасов П.И. Методика решения расчётных задач по химии. 7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов. 8. Хомченко Г.П. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Литература для учащихся:

  1. Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. 2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы.

3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии 8 класс.

4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии .

5. Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8классе. 6. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

7. Нурахметов Химия 8 класс

















Программа факультативного курса по химии 8 класс

"Решение задач"

Раздел 1

Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Основные этапы в истории развития химии. Ознакомление с базовыми понятиями : Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент.

Раздел 2

Химическая формула вещества ( 6 часов)

Химическая формула вещества. Относительная молекулярная масса. Отношения масс элементов в сложном веществе. Массовые доли элементов в сложном веществе. Отработать базовые понятия: Химическая формула вещества, коэффициент, индекс, отношения масс, массовые доли.

Раздел 3

Количество вещества ( 8 часов)

Количество вещества. Пересчитанные частицы. Молярный объём газа. Относительная плотность газа. Решение комбинированных задач. Отработка понятийного аппарата: Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.

Раздел 4

Уравнения химических реакций ( 2 часа)

Основные типы химических реакций. Составление простейших уравнений химических реакций. Изучение новых понятий : Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.

Раздел 5

Растворы ( 8 часов)

Растворимость. Растворы.Разные способы выражения состава раствора.

Различные действия с раство-рами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование). Кристаллогидраты. Решение задач по уравнениям с участием растворов. Базовые понятия: Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.

Раздел 6

Основные классы неорганической химии в свете ТЭД (7 часов)

Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций. Объёмные отношения газов. Решение комбинированных задач. Генетическая связь между основными классами неорганической химии. Решение экспериментальных задач. Базовые понятия: Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.

Раздел 7

Итоговая проверка знаний (2 часа)

Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 8 класса) Анализ школьного тура олимпиады.











































Учебный план

Разделы (совокупность тем)

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1. Введение

1

1



2. Химическая формула вещества

6

2

4


3. Количество вещества.

8

2

6


4. Уравнения химических реакций

2


2


5 Растворы

8

3

5


6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД

7

1

6


7.Итоговая проверка знаний

2


1

1























Учебно – тематический план

Последователь ность тем в разделе

Последовательность занятий в теме

Базовые понятия

Ожидаемы результаты

Количество часов

Дата проведения

1. Введение.


1.Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Основные этапы в истории развития химии.

Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент.

Примут установку на продуктивную работу

1


2.Химическая формула вещества

1. Химическая формула вещества

Химическая формула вещест-

ва. Коэффици-ент, индекс.

Отношения масс, массовые доли

Умеют решать

задачи, используя

различные формулы веществ:

-на вычисление относительной молекулярной массы;

-на вычисление отношения масс элементов в сложном веществе;

-массовых долей элементов в сложном веществе;

1



2.Относительная молекулярная масса

1



3-4 Отношения масс элементов в сложном веществе

2




5-6 Массовые доли элементов в сложном веществе

2


3. Коли-чество вещества.


1-2. Количество вещества.

Количество вещества, моль,

молярная масса, молярный объём, постоянная

Авогадро, атом, молекула.

Умеют решать

задачи, используя различные формулы

нахождения

количества вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества.

2


3-4. Пересчитанные частицы.

5-6. Молярный объём газа.

2


2


7. Относительная плотность газа.

1


8. Решение комбини-рованных задач.

1


4.Уравнения химических реакций.


1. Основные типы химических реакций.

Реакции соединения,

разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.

Уметь составлять

простейшие урав-нения реакции соеди-нения; определять тип химической реакции; расставлять коэффи-циенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.

1



2. Составление простейших уравнений химических реакций.

1


5. Растворы.


1. Растворимость. Растворы.

Растворы, растворитель,

растворимое вещество, массовая доя

раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.

Уметь решать

задачи используя формулы

выражения состава раствора; проводить расчёты по уравнени-

ям

химических реакций.

1


2-3. Разные способы выражения состава раствора.

2


4-5. Различные действия с раство-рами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование)

2


6.Кристаллогидраты.

1



7-8. Решение задач по уравнениям с участием растворов.

2


6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.

1. Простейшие рас-чёты по уравнениям химических реакций.

Качественная реакция на ионы,

генетическая связь, реакции ионного обмена,

количество вещества.

Умеют составлять уравнения

химичес-ких реакций с

учас-тием веществ

основ-ных классов неорга-нической

химии и раз-бирают их в ионном виде; проводят расчё-ты по уравнениям химических реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы.

1



2-3. Объёмные отношения газов.

2


4. Решение комбини-рованных задач.

1


5-6. Генетическая связь между основ-ными классами неор-ганической химии.

2


7. Решение экспери-ментальных задач.

1


7. Итоговая проверка знаний.

1. Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады сре-ди учащихся 8 кл.)


Успешное выполнение олимпиадн

ой работы школьного тура для учащихся 8 класса.

1


2. Анализ школьного тура олимпиады.


1


итого

34 час.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа факультативного курса по химии 8 класс "Решение задач"

Автор: Гайдар Лариса Николаевна

Дата: 11.08.2014

Номер свидетельства: 111690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Программа факультативного курса по математике «Математическое моделирование химических задач»(6 класс)."
    ["seo_title"] => string(103) "proghrammafakultativnoghokursapomatiematikiematiematichieskoiemodielirovaniiekhimichieskikhzadach6klass"
    ["file_id"] => string(6) "325174"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462877276"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Программа факультативного курса по математике «Математическое моделирование химических задач»(5 класс)."
    ["seo_title"] => string(103) "proghrammafakultativnoghokursapomatiematikiematiematichieskoiemodielirovaniiekhimichieskikhzadach5klass"
    ["file_id"] => string(6) "325178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462877774"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа факультативного курса по химии в 10 классе "Основы органической химии" "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-khimii-v-10-klassie-osnovy-orghanichieskoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "114354"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411459596"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Факультативный курс по химии.   «Химические понятия». "
    ["seo_title"] => string(54) "fakul-tativnyi-kurs-po-khimii-khimichieskiie-poniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "228914"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441548382"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Программа факультативного курса по математике «Проценты в реальной жизни» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammafakultativnoghokursapomatiematikieprotsientyvriealnoizhizni4klass"
    ["file_id"] => string(6) "325180"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462878111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства