Программа факультативного курса по химии 8 класс "Решение задач"
Программа факультативного курса по химии 8 класс "Решение задач"
Пояснительная записка
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения обучающимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Учебный план предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач , обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления обучающихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретичес-кого материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные задачи:
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; - отработать навыки решения простейших задач; - начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание факультативного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.
Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.
Ожидаемый результат:
-Успешное обучение в последующих классах;
-Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
-Умение проводить простейшие расчёты;
-Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
-Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:
Минимальный - решение простейших задач по алгоритму.
Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.
Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по химии 8 класс "Решение задач" »
Пояснительная записка
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения обучающимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Учебный план предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач , обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления обучающихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретичес-кого материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные задачи:
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; - отработать навыки решения простейших задач; - начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание факультативного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.
Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.
Ожидаемый результат: -Успешное обучение в последующих классах; -Знание основных законов и понятий химии и их оценивание; -Умение проводить простейшие расчёты; -Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия; -Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования: Минимальный - решение простейших задач по алгоритму. Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы. Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.
Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. Сборник олимпиадных задач по химии. 2. Будруджак П. Задачи по химии. 3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И.Сборник задач и упражнений по химии. 4. Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”. 5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2500 задач с решением. 6. Цитович И.К.; Протасов П.И. Методика решения расчётных задач по химии. 7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов. 8. Хомченко Г.П. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.
Литература для учащихся:
Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. 2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы.
3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии 8 класс.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии .
5. Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8классе. 6. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.
7. Нурахметов Химия 8 класс
Программа факультативного курса по химии 8 класс
"Решение задач"
Раздел 1
Введение (1 час)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Основные этапы в истории развития химии. Ознакомление с базовыми понятиями : Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент.
Раздел 2
Химическая формула вещества ( 6 часов)
Химическая формула вещества. Относительная молекулярная масса. Отношения масс элементов в сложном веществе. Массовые доли элементов в сложном веществе. Отработать базовые понятия: Химическая формула вещества, коэффициент, индекс, отношения масс, массовые доли.
Раздел 3
Количество вещества ( 8 часов)
Количество вещества. Пересчитанные частицы. Молярный объём газа. Относительная плотность газа. Решение комбинированных задач. Отработка понятийного аппарата: Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.
Раздел 4
Уравнения химических реакций ( 2 часа)
Основные типы химических реакций. Составление простейших уравнений химических реакций. Изучение новых понятий : Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.
Раздел 5
Растворы ( 8 часов)
Растворимость. Растворы.Разные способы выражения состава раствора.
Различные действия с раство-рами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование). Кристаллогидраты. Решение задач по уравнениям с участием растворов. Базовые понятия: Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.
Раздел 6
Основные классы неорганической химии в свете ТЭД (7 часов)
Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций. Объёмные отношения газов. Решение комбинированных задач. Генетическая связь между основными классами неорганической химии. Решение экспериментальных задач. Базовые понятия: Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.
Раздел 7
Итоговая проверка знаний (2 часа)
Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 8 класса) Анализ школьного тура олимпиады.
Учебный план
Разделы (совокупность тем)
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Контроль
1. Введение
1
1
2. Химическая формула вещества
6
2
4
3. Количество вещества.
8
2
6
4. Уравнения химических реакций
2
2
5 Растворы
8
3
5
6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД
7
1
6
7.Итоговая проверка знаний
2
1
1
Учебно – тематический план
Последователь ность тем в разделе
Последовательность занятий в теме
Базовые понятия
Ожидаемы результаты
Количество часов
Дата проведения
1. Введение.
1.Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
простейшие урав-нения реакции соеди-нения; определять тип химической реакции; расставлять коэффи-циенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.
1
2. Составление простейших уравнений химических реакций.