Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в обучении химии »
Метапредметный подход в обучении химии
Учитель химии
МБОУ «СОШ № 31» г.Энгельса ЭМР
Саратовской области
Дорошенко Инна Ивановна
«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносила эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки-прктикумы, уроки-семинары, уроки-конференции – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.
Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Метапредметы
По Ю.В. Громыко:
По А.В.Хуторскому
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
«Это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности».
Традиционный подход
Метапредметный подход
1. Промысливание ( не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего учитель работает на результат.
Метапредметные связи
интегрируют как можно больше учебных предметов на основе мыследеятельностного подхода к обучению (ФГОС второго
поколения, 2010 г.)
Метапредметные или межпредметные связи?
Межпредметные связи: предметы естественно-научного цикла +химия
Метапредметные связи: предметы ЛЮБОГО цикла +химия
Ю. Громыко, директор ИСО РАПН, д.ф.н, профессор
О, физика – наука из наук!Все впереди!Как мало за плечами!Пусть химия нам будет вместо рук.Пусть станет математика очами.Не разлучайте этих трех сестерПознания всего в подлунном мире,Тогда лишь будет ум и глаз остерИ знанье человеческое шире.
М. В. Ломоносов
Одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество. Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии. Приведу несколько примеров таких заданий.
Требования к заданиям на уроке:
- повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер заданий;
- задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет обучающийся, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности.
1.«Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я».
Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?
2.Объясните, почему кальцинированную соду Na 2 С O 3 можно использовать для мытья и чистки посуды.
3.Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа СО и диоксида углерода С O 2 в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую технику;
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;
в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Как вы думаете, какое решение должен принять Иван Петрович? Почему?
4.Угарный газ не задерживается обычными противогазами, поэтому для защиты от него используют дополнительный гопкалитовый патрон, в котором СО окисляется диоксидом марганца MnO2 . Определите срок годности патрона, содержащего 261г MnO2 , если установлено, что при работе с ним на некотором химическом предприятии в атмосфере, содержащей примеси СО , масса патрона через каждые сутки увеличивалась в среднем на 4,2г.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Для многих обучающихся предмет «Химия» сложный и непонятный, хотя, на мой взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. При изучении школьного предмета «Химия» перед учеником можно выделить три основные задачи: 1.освоить понятия «степень окисления» и «валентность»,
2.научиться работать с формулами соединений,
3.уметь по формуле соединения прогнозировать химические свойства и составлять уравнения химических реакций.
С метапредметным подходом куда сложнее, это пока не совсем привычное понятие в работе учителя… Поэтому считаю, что самым трудным при реализации новых образовательных стандартов, использовании метапредметного подхода на уроках — это сам учитель, изменение его подходов к структуре и проведению урока. Для этого также необходима серьезная работа институтов повышения квалификации, методических служб различного уровня.