Просмотр содержимого документа
«Методы обучения химии»
Развитие учебной мотивации на уроках химии через систему урочной и внеурочной деятельности
Составила Лифатова Л.Н.
учитель химии
МАОУ Лицей №3 им.А.С.Пушкина
« Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский)
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.
Педагогические методы и приёмы мотивации учения, применяемые на уроках химии
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Использую элементы следующих педагогических технологий
Интерактивные технологии
Элементы проблемного обучения
Технологии сотрудничества
Приемы мотивации
Загадка, тайна
Проблемный вопрос, проблемная ситуация
Противоречие фактов
Опора на жизненный опыт
Опорные схемы
ИКТ-технологии
Наличие соревновательных элементов
Комплекс поощрительных действий
Активные методы обучения
Метод дискуссии
Метод самостоятельной работы с учеником
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами
Метод проблемного изложения
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач
Жизненность изучаемого материала
Третий лишний
Вычеркните символ элемента, выпадающего из общего ряда. Возможен не один вариант правильного ответа
Ключ:названия, написание знаков, произношение, положение в Периодической системе, металл-неметалл
Внимательно прочитайте следующие утверждения и после каждого вычеркивайте из списка один элемент. Какой останется?
Этот элемент назван в честь Луны
Это самый распространенный на Земле элемент
Символ этого элемента начинается с буквы «S»
Образует простое вещество – ядовитый газ желто-зеленого цвета
В названии есть буква «а»
Его химический знакAg
Это элемент 2 группы побочной подгруппы
Элемент 4 периода
Его название в переводе означает «светоносный»
Он назван в честь России
Если вы сделали все верно, то в ответе будет самый распростра-ненный в космосе элемент, образующий самый легкий газ -водород
Крестики - нолики
Na
Na
C
Cа
H
H
P
Zn
P
Zn
Mg
Mg
Li
О
K
K
Cu
Cu
Выигрышный путь: элементы - металлы
Выигрышный путь: элементы, произношение и название которых совпадают
Сколько будет групп?
Дан список
названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, эйнштейний, рутений, фосфор, скандий, кюрий.
Символов химических элементов: N,Al,H,Fe,K,Ca,O,Si,Mg,Cu,Na,S,Ag,C,P,Cl,Zn
Составьте из названий элементов или химических символов, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия .
Сколько групп получилось?
Найдите другие способы классификации
Древо знаний
Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить схему классификации, используя категории «металл-неметалл», «Элементы одной группы», «Элементы одного периода»
Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O
Дополни по аналогии
А)BeMgCa… … …
Б)HHeВ С … … …
В)At Br C Dy …… …
Г) Pu Np Se U ……
Д)Po Os Co … …
Шифровка
Заполните клетки таблицы, знаками элементов и их названиями, используя Периодическую систему химических элементов
Знак
Название
Р
Р…
Р…
…
…
…
Знак
С
С…
С…
Н
Н…
Н…
Название
…а
…а
…а
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…е
…е
…е
…
…
…
…п
…п
…п
…
…
…
Шифровка
Используя только первые буквы русских названий химических элементов, имеющих следующие порядковые номера, расшифруйте фразу
17
х
77
25
и
39
м
.
и
я
-
21
-
с
81
44
т
р
89
41
а
85
н
а
.
92
ч
66
у
63
д
е
16
с
Вы согласны? Тогда вперед!
Химический алфавит
1. Расположите химические элементы в алфавитном порядке их русских названий
Сa
Сu
Li
N
C
2. Расположите химические элементы в алфавитном порядке их латинских названий
K
Ba
S
Ag
AgBa K Ca C Cu LiNS
Найди пару
F
S
кислород
магний
фтор
C
Fe
железо
натрий
азот
Mg
N
сера
Na
углерод
O
«Построй фигуры» Химический диктант проводят с целью проверки знания химических знаков. Каждому ученику выдают лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, которой соответствует знак химического элемента
Правильность выполнения задания проверяют сами учащиеся: у них должны получиться вот такие фигурки животных
Игра «Химическая тайнопись»
Химические свойства азота
ОкислительныеN202N-3
ВосстановительныеN202N+2
При нагревании с другими металлами (Ca, Al, Fe)
При комнатной tº только с Li
* При высокой tº , р, kat (Fe, оксиды Al, K) с H 2
* При tº электрической дуги (3000 - 4000 º С) с О 2
Напишите уравнения реакций, осуществив следующие переходы:
N2→ Li3N → NH3→ NO → NO2→HNO3
Использование опорных коспектов
Генетическая связь между классами неорганических веществ
Кислотные оксиды
Кислотные оксиды – это ……………
1. Выберите кислотные оксиды из списка веществ:
SO 2 ; М gO; NaOH ; H 2 SO 4 ; P 2 O 5 ; SO 3 ; FeCl 3 ; К OH ; Cr 2 O 3 ; CrO 3 ; CaO.
2 . Составьте формулы оксидов азота с валентностью от I до V . Определите, какой из них будет кислотный.
3. Составьте формулы оксидов марганца с валентностью II ; IV ; VII . Определите кислотные оксиды.
Химические свойства кислотных оксидов
1. Взаимодействие с водой:
SO 2 + H 2 O =
CO 2 + H 2 O =
P 2 O 5 + H 2 O =
SO 3 + H 2 O =
При взаимодействии кислотных оксидов с водой образуется
2. Взаимодействие с основаниями:
SO 2 + NaOH =
CO 2 + NaOH =
P 2 O 5 + NaOH =
SO 3 + К OH =
Прием«Черный ящик»
Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. ( ВОДА )
Камни, почву раздробил специальный бур
Из земли фонтан забил, маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.(НЕФТЬ)
Прием«Черный ящик»
тема «Этилен» задачу на вывод формулы:
«Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14»
темы: «Алюминий», факты из истории:
«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота.На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки»
Приём «Мозговой штурм»
тема «Кислоты »
Что объединяет эти фрукты?
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова«кислота»?
Приема «Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений
Кроссворд для проверки и закрепление пройденного материала
Это вещество используют для получения искусственного меда; 26% ее содержится в сахарном тростнике; она является основным источником энергии для питания головного мозга. Про какое вещество идет речь, если известно, что 0,25 моль этого вещества имеет массу 85,5г, а массовая доля углерода – 0, 421, водорода – 0,064, кислорода – 0,547. Определите молекулярную формулу этого вещества. (Ответ:С 12 Н 22 О 11 – сахароза).
Определите объем газа, который образуется при взаимодействии соляной кислоты с 40 г цинка.
Определить объем газа, требуемый для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100 г. карбоната кальция.Что это за газ?
Прием «Логические операции»
Задание «Классификация» Распределите вещества:
КОН, H2S, ВаО,Н2SO4,Na3PO4, Cu(OH)2, HNO3,SO2, CaCO3, AlCl3, MgO, HCl, NaOH, AgCl по уровням: 1 уровень - 4 группы, 2 уровень - 8 групп, 3 уровень - 12 групп
Прием «Поиск лишнего»
Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырех других: Na2O, BaO, CuO, CO2, P2O5
Прием «Моделирование»
Рассмотрите символьные модели и дайте определение понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения», «реакция разложения»,поставьте коэфициенты.
AB + CD = AD + BCS + O2 = SO3
AB = A + BH2O = H2 + O2
A + BC = AC + BZn + HCl = ZnCl2+ H2
А + B = AB CaO+HBr=CaBr2+H2O
Основные способы создания проблемных ситуаций
Показ двойственности свойств соединений
Создание условий, когда ученики должны моделировать процессы, которые невозможно осуществить экспериментально
Выявление противоположных свойств у веществ или процессов, принадлежащих к одной группе или типу
Предложение решить экспериментальную задачу
Напоминание учащимся о таких явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний
Примеры проблемных вопросов
Вы прокипятили белое бельё со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились желтые пятна, а на стенках бака - белый рыхлый налёт. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно удалить пятна с белья и налёт со стенок бака? Что надо было сделать чтобы не испортить бельё ?
Для лечения малокровия издавна применяли препараты железа. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия -«железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?
Химический эксперимент
УЧЕБНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СОЛИ»Опыт 1. Физические свойства солей. Рассмотрите образцы солей из имеющихся в лаборатории. Найдите по справочнику их физические характеристики. Результаты наблюдений и физические константы занесите в таблицу.
Реакции кислот с металлами. Поместите в пробирку гранулу цинка и прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты. Составьте уравнение реакции,опишите признаки реакции. Zn + H 2 SO 4 = ?
.
Реакции нейтрализации. В три пробирки налейте по 10-15 мл разбавленного раствора (1%) гидроксида натрия, известковой воды и суспензии гидроксида меди ( II ). В первые две капните по 2-3 капли раствора фенолфталеина. Далее во все пробирки при постоянном помешивании круговыми движениями добавляйте по каплям раствор (1%) серной кислоты до исчезновения малиновой окраски в первых двух и до растворения осадка в третьей. В чем сходство и различия этих трех реакций .
2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O;
Ca(OH) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + 2H 2 O;
Cu(OH) 2( Тв .) + H 2 SO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O
Домашний эксперимент
Разделение смесей (тема «Чистые вещества и смеси»).
Приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша.
Цель эксперимента: научиться разделять неоднородные смеси.
Результаты эксперимента и выводы: Зарисуйте ход эксперимента. Дайте понятие неоднородным смесям. Сделайте вывод о полноте выделения веществ. На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей.
Примеры домашнего эксперимента
1. Разделение смесей (тема «Чистые вещества и смеси»). Приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша.
2. Взаимодействие между веществами (тема «Признаки химических реакций») Питьевая сода , поваренная соль , несколько капель уксуса
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(279) "«Использование активных форм и методов работы на уроках химии в целях обучения и воспитания творческой и одаренной личности в условиях внедрения ФГОС»"
["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_aktivnykh_form_i_metodov_raboty_na_urokakh_khimii_v_tseliakh_obuche"
["file_id"] => string(6) "553233"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1592057012"
}
}