Научная статья: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Научная статья: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Проблемы повышения эффективности преподавания химии решаются различными методами. Одним их возможных путей достижения поставленной задачи является введение дидактических игр в практику работы учителей. Отмечая роль таких игр в процессе обучения химии, следует прежде всего отметить, что у обучающихся при этом кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Авезова Феруза Мирзаевна
Проблемы повышения эффективности преподавания химии решаются различными методами. Одним их возможных путей достижения поставленной задачи является введение дидактических игр в практику работы учителей. Отмечая роль таких игр в процессе обучения химии, следует прежде всего отметить, что у обучающихся при этом кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры обучающиеся, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор.
Дидактическая игра создает условия, при которых дети незаметно для себя проявляют учебную и познавательную активность, начинают понимать сложный материал и запоминать его с последующим воспроизведением.
Дидактические игры можно проводить на уроках повторения и обобщения изученного, контроля знаний учащихся и др. На всех этих уроках «проговаривается» как новый, так и ранее изученный учебный материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма проведения уроков позволяет сделать интересными и привлекательными для ребят даже скучные темы. Задача учителя – продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагменты урока на 10-15 мин), ввести в игру момент соревновательности, выбрать систему оценок, баллов, заранее предупредить обучающихся об условиях и правилах игры.
Приводим некоторые дидактические игры, применяемые на уроках
химии.
«Химическая разминка». а) краткие вопросы с еще более краткими ответами; б) показываем карточки с формулами, ученики дают названия и наоборот; в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.
«Ассорти». Множеством карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.
Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники (название кислот) с соответствующими прямоугольниками (химическая формула). Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Цель. Развить интерес и обратить еще раз внимание на
периодическую систему Д. И. Менделеева.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать
любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить; 2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас
объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть
задуман элемент № 20 (кальций). Проведем с числом 20 соответствующие математические действия:20 • 2 = 40; 40 + 5 = 45; 45 • 5 = 225.
Число 225 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 22) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 20). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – кальций.