контроль результатов обучения учащихся -- неотъемлемая часть учебного процесса. Это сложный и многогранный процесс, важный и для учителя и для учащихся. Контроль знаний стимулирует систиматическую работу над учебным материалом инад собой,позволяет увидеть просчёты и достижения в методике преподавания. Во время контроля особенно удобно осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся. Таким образом, благодаряконтролю знаний и умений школьников реализуется обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно регулировать ход учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«контроль знаний на уроках химии »
Подготовила учитель химии МБОУ СОШ №3 1 Дёмина В.Ф.
«Контроль знаний
на уроках химии»
Элементы и атомы,В менделеевский взятые кругСделали химию самой богатойИ самой творческой из наук.
Г.Санников
Kонтроль результатов обучения учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Это сложный и многогранный процесс, важный и для учителя, и для учащихся. Контроль знаний стимулирует систематическую работу над учебным материалом и над собой, позволяет увидеть просчеты и достижения в методике преподавания. Во время контроля особенно удобно осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся. Таким образом благодаря контролю знаний и умений школьников реализуется обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно регулировать ход учебного процесса.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬЗНАНИЙ ПО ХИМИИ
Тесты используются в образовательном процессе уже около ста лет. Они представляют собой краткие стандартизированные задания, по результатам выполнения которых можно судить об определенных знаниях, умениях и навыках испытуемого. В школьном учебном процессе тесты создаются применительно к заданным уровням обучения и учебным предметам, время их выполнения ограничено. Обычно тесты рассчитаны на групповое проведение, но они могут использоваться и индивидуально.
В последние годы в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестовые задания все чаще применяются учителями для контроля знаний, умений и навыков учеников. В химическом образовании могут быть использованы тестовые задания разного типа.
Тест выборки представляет собой задания, включающие готовый ответ, который учащиеся должны выбрать из нескольких (обычно четырех) предложенных вариантов. Задания этого типа являются содержанием первой части (часть А) ЕГЭ по химии.
Приведем примеры заданий такого теста.
1. Самый распространенный химический элемент в земной коре:
а) кремний; б) водород;
в) кислород; г) алюминий.
(Ответ. в.)
2. Число электронов на последнем энергетическом уровне в атоме азота равно:
а) 7; б) 14; в) 3; г) 5.
(Ответ. г.)
Тест дополнения представляет собой задание с пропуском знака, слова, цифры или формулы, отмеченным чертой или точками. Ответ на него должен быть однозначным и кратким. Рассмотрим примеры нескольких заданий теста дополнения.
1. Молекула озона состоит из … атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.)
(Ответ. 3.)
2. Предельный одноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н8О, называется .................................... . (Запишите название спирта по систематической номенклатуре в соответствующем падеже.)
(Ответ. Этанолом.)
Тест группирования включает в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам. Например,
1. Из предложенного перечня выпишите формулы кислот:
СаО, Н 2 СО 3 , Сu(ОН)2, Н3РО4, NaHSO3,
H2O, HI, KNO3, Cl2O7, HNO3.
(Ответ. Н2СО3, Н3РО4, HI, HNO3.)
2. Выпишите в две колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар, молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород.
Тест ранжирования представляет собой перечень (не более десяти) однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке. Приведем примеры заданий теста ранжирования.
1. Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов их атомов:
K, Fr, Cs, Li, Na, Rb.
( Ответ . Fr, Cs, Rb, K, Na, Li.)
2. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол.
(Ответ. Этанол, фенол, 2,4,6-тринитрофенол.)
Тест сличения превалирует в части В ЕГЭ по химии. Суть выполнения заданий такого теста сводится к нахождению соответствия между представленными в разных столбцах данными (словами, предложениями, формулами). Столбцы необходимо расположить на одной странице. Для усложнения выбора правильного ответа в одном из них должно быть на 2–3 пункта больше. Приведем примеры различных заданий теста сличения.
По названию вещества установите, к какому классу неорганических веществ оно принадлежит.
1. Веселящий газ.
2. Поташ.
3. Kальцинированная сода.
4. Негашеная известь.
5. Едкое кали А. Kислоты.
Б. Соли.
В. Водородные соединения.
Г. Основания.
Д. Оксиды.
Е. Простые вещества.
Ж. Нитриды
(Ответ. 1 – Д, 2 – Б, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г.)
Тест напоминания требует от выполняющего ответа на поставленный вопрос. В части В единого государственного экзамена по химии ответы на задания теста напоминания должны быть краткими в форме цифры, формулы или слова (словосочетания), а в части С – развернутыми, т. е. содержать весь ход рассуждений, необходимых расчетов.
Рассмотрим несколько примеров тестовых заданий этого типа.
1. Укажите число неспаренных электронов в возбужденном атоме углерода.
(Ответ. 4.)
2. Напишите формулу соли, образующейся при взаимодействии известковой воды с избытком углекислого газа.
(Ответ. Ca(HCO3)2.)
3. Kакова реакция среды раствора сульфата железа(III)?
(Ответ. Kислая.)
Альтернативные тестовые задания еще не включались в тесты ЕГЭ по химии, но давно применяются учителями как в письменной, так и в устной формах контроля. Этот вид тестовых заданий состоит из утверждений, правильность или неправильность которых следует установить. Обычно содержание альтернативного тестового задания по химии касается характеристики одного вещества (класса веществ, элемента, реакции) или предполагает сравнение двух веществ (классов веществ и т.п.). Форма ответа на задания такого теста может быть словесной (с помощью слов «да» или «нет», «правильно» или «неправильно») или графической (с помощью знаков «+», «^», если «да», и знака «–», если «нет»).
Альтернативные тестовые задания с формой ответа в виде символов могут использоваться на уроках в графических диктантах по вариантам.
Тема урока: «Физические и химические явления».
Цель урока: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;
Научить отличать химические явления по признакам.
Явления
Физические
Химические
Явление (химическая реакция) заключается в превращении веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.
Явление не сопровождается образованием новых веществ. Оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния
примеры
Прокисание молока,
горение дров,
гниение листьев,
окисление железа.
Засахаривание варенья, запаривание воды,
запах духов.
Закрепление(устно) Тест напоминания.
О каком явлении говорится в пословицах?
«Вода камень точит» _____________
«Железо ржа поедает, а сердце печаль изнуряет» ____________
«Дождик вымочит, а красное солнышко высушит» ______________________
«Изподволь и сырые дрова загораются» ______
«От одного порченого яблока целый воз загнивает» ______________________
Признаки химических реакций:
Изменение цвета;
Изменение запаха;
Выпадение (растворение) осадка;
Выделение газа;
Выделение (поглощение) теплоты.
Лабораторная работа.
Цель:
на практике изучить признаки химических реакций .
Опыт 1. Горение лучины.
Зажгите спиртовку.внесите лучину в ее пламя.Через некоторое время выньте лучину из пламени. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество? Какой признак химической реакции вы наблюдали?
Опыт 2. Взаимодействие
мрамора с кислотой.
Положите в пробирку 1-2 кусочка мрамора. Прилейте столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество? Какой признак химической реакции вы наблюдали?
Опыт 3. Взаимодействие щелочи
с индикатором.
В пробирку налейте 2 мл щелочи NaOH , добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? О чем говорит изменение окраски?
Прилейте в эту пробирку осторожно немного раствора кислоты HCl . Что наблюдаете? Что наблюдаете? Какими внешними признаками сопровождались эти реакции?
Опыт 4. Взаимодействие сульфата
меди( II ) со щелочью.
В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата
меди( II ) CuSO 4 и добавьте 1 мл щелочи NaOH . Что наблюдаете? К полученному осадку приливайте по каплям раствор кислоты HCl , пробирку осторожно встряхивайте.
Тест сличения .
Установите признаки проделанных химических реакций:
Взаимодействие сульфата меди( II ) со щелочью.
Взаимодействие мрамора с кислотой.
Взаимодействие щелочи с индикатором.
Горение лучины.
А. Выпадение (растворение) осадка;
Б. Изменение цвета;
В. Выделение газа;
Г. Выделение теплоты.
Тест группирования
Из приведенного перечня явлений выберите те, которые относятся к физическим:
а) при нагревании вода превращается в пар;
б) при пропускании через воду электрического тока образуются два газа – водород и кислород;
в) при работе автомобильного двигателя бензин испаряется;
г) гашение соды раствором лимонной кислоты;
д) таяние льда.
Тест дополнения (для слабых учащихся)
Вставьте пропущенные слова.
В результате _______ явления образуется
новое вещество.
На медных предметах образуется зеленый налет. Это _______ явление.
Плавление металлов относится к ________ явлениям.
Испарение спирта - это ________ явление.
Дидактические игры.
Использование дидактических игр на уроках контроля знаний и умений вызывает интерес и положительные эмоции, способствует предупреждению перегрузки, снимает чувство беспокойства.
Игра "Раскраска" для 8 класса Цель: обобщить знания по теме "Основные классы неорганических соединений ".
K
Co
Cu
Na
Cu
Cl
HCl
H 3 PO 4
H 2 SO 4
C
Na
Na 2 O
HNO 3
H 2 S
Fr
H 2 SO 3
HgO
H 2 CO 3
CuO
HBr
H 2 O
CdO
NO 2
P 2 O 5
MgO
Итог: при правильном выполнении работы учащиеся получают определенную картинку.
Нужно раскрасить клетки:
Формулы оксидов в черный цвет
Формулы кислот в красный цвет
Формулы оснований в желтый цвет
Формулы солей в зеленый цвет
Металлы в голубой цвет
Неметаллы – белый цвет (оставить не закрашенными).