Просмотр содержимого документа
«"Химический язык муравьёв"»
МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга»
Районный конкурс электронных презентаций
по охране и изучению животных родного края
«Сохранение животного мира»
Автор работы
Беловодская
Екатерина Валерьевна
ученица 9 класса, 14лет
МБОУ«Спешковская основная
общеобразовательная школа»
Руководитель
Плотникова В. Г.
учитель биологии и химии
г. Очёр
2012 год
Этика есть безграничная ответственность
за всё, что живёт.
Альберт Швейцер, философ-гуманист, врач,
Нобелевский лауреат мира 1952 года
Цель работы:изучение химического способа общения муравьёв между собой и с другими животными.
Задачи работы:
изучить химические вещества, с помощью которых муравьи общаются между собой и с другими животными
обратить внимание учащихся на опасность применения химических препаратов в борьбе с насекомыми-вредителями
формировать экологическую культуру учащихся при проведении исследовательских работ.
Общение на химическом языке
На первый взглядкажется просто: муравьёвсотни тысяч,каждый притащит по маленькой палочке, хвоинке, крошечнойветочке - и куча готова!Но это далеко не так.
Насекомые обладают уникальным свойством: они умеют общатьсяна языке химических веществ,выделяемых в окружающую среду. Человек будет бережно относиться к муравьям только тогда, когдаизучит ипоймётих язык.
Муравьиная кислота
У рабочих муравьёв в брюшках естьядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту.
У лесного рыжего муравья содержится около5 мгкислоты.
Кислота служит насекомым средством защиты и нападения.
«Укус» муравья напоминает ожог крапивой. Первая доврачебная помощь при ожогах муравьиной кислотой состоит в обработке ран слабым раствором нашатырного спирта. При этом происходит реакция нейтрализации:
НСООН +NН4ОН→НСООNН4+ НОН
Весной 2012 года мы наблюдали следующее явление: в апреле сразу после пробуждения муравьи ещё не вырабатывают муравьиную кислоту.
Феромоны
Феромоны(от греч. «ферейн» - переносить и «норман» - возбуждать) – это биологически активные вещества, выделяемые животными в окружающую среду и специфически влияющие на поведение или физиологическое состояние других особей того же вида.
Известны феромоныразного действия. Они могут обозначать тревогу, наличие или отсутствие пищи, дорогу передвижения, начало пробуждения после зимы и многое другое.
По химической структуре феромоны принадлежат к разным классам органических соединений:ненасыщенные углеводороды, ненасыщенные спирты, альдегиды, кислотыи т.д.
Муравейник из тополиного пуха
В июне
В июле
Гипотеза №1:тополиный пух на муравейник принёс ветер.
Гипотеза №2:тополиный пух на муравейник приносят сами
муравьи для строительного материала.
Гипотеза №3:тополиный пух в муравейник приносят сами муравьи для
кормления семенами тополяличинок или матки.
Зачем муравьямтополиный пух???
Симбиоз муравьёв и тли
Симбиоз– это совместное взаимовыгодное сожительство разных видов организмов. Муравьи питаются сладкими выделениями тли -сахарами, а тля от хищниковпод защитоймуравьёв питается соками растений.
Когда мы на своих приусадебных участках уничтожаем тлю с помощьюхимических препаратов, то необходимо помнить, что рядом с тлями есть муравьи.
При этом следует выполнять основное правилоинструкции:опрыскивать нужно поздно вечером, когда активность муравьёв отсутствует.
Рыжие лесные муравьи нужны природе
Главная польза рыжих лесных муравьёв в уничтожении «вредных» насекомых.
Учёные подсчитали, что рыжие муравьи – обитатели муравейника средней величины – в день уничтожают по15-20 тысячнасекомых. И это – не предел.
Обитатели крупного муравейника могут уничтожить6-8 миллионоввредных насекомых за лето.
Обитатели 4 муравейников
могут полностью контролировать
положение на1 гектарелеса.
100м
100м
Заключение
Охранять животных и бережно относиться к животным может толькоответственный человек.
Если говорить о муравьях, то ребята в школьном возрасте должны научитьсянаблюдатьза жизнью муравьёв, не разрушая муравейников.
Научные открытия о феромонахпомогают людям понять сложную организацию жизни общественных насекомых.
Данная работа выполнена в2012 годуна основе видео - и фотоматериалов, а также наблюденийэкологического кружка «Капелька»,работающего в Спешковской школе.
Литература
Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С. Гиляров.–2-изд., исправ. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. – 864с., ил.
Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – с. 279.
Энциклопедия для детей.[Т.17.]Химия. – 2-е изд., перераб./Глав. ред. М. Аксёнова и др.– М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 656 с.: ил.