Просмотр содержимого документа
«Фосфор - элемент жизни и мысли»
«То я камень философский,то огонь холодный я,то цвет белый, красный, черный представлю я,а в России появился,светоносцем объявился»
Фосфор – элемент жизнии мысли
«…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль… Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. ….Страшный пес, величиной с молодою львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я».
Артур Конан Дойл .
Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева
Строение атома
Р
31
+15
15
5e
2e
8e
№15 Z = +15, 15p+16 n015e-
3p3
3s2
1s2
2p6
↑
↑
↑
↑↓
2s2
↑↓
↑↓
↑↓
р - элемент
↑↓
↑↓
Открытие белого фосфора
Характерно явление аллотропии
Белый фосфор
Красный фосфор
Черный фосфор
Фосфор как восстановительВзаимодействие с кислородом.
4Р + 5О2= 2Р2О5
(избыток кислорода)
4Р + 3О2= 2Р2О3
(недостаток кислорода)
белый при t = 40°С
красный при t = 260°С
черный при t = 400°С
Взаимодействие фосфора с хлором
2Р°+ЗСl2° = 2Р+3Сl3-1
Хлорид фосфора (III) легко разлагается водой:
РСl3+ ЗН2О = Н3РО3+ ЗНСl
Фосфор как окислитель
Взаимодействие с металлами с образованием фосфидов:
Mg0+ P0= Mg3+2P2-3
О:Mg0– 2е-= Mg+23восстановитель
В:P0+ 3е-= P-32окислитель
3Mg+2P = Mg3P2
Фосфиды металлов легко разлагаются с выделением ядовитого газа фосфина РН3
Mg3P2+ 6Н2О = 3Mg(ОН)2+ 2PН3↑
" Элемент жизни
и м ы с л и "
Если бы фосфор исчез из костей, наше тело превратилось бы в бесформенные массы. Если бы фосфор исчез из мышц, мы утратили бы способность двигаться. А из нервной ткани – мы перестали бы мыслить. Академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли».
Оранжевый– урок интересный, познавательный. Получил ответы на все вопросы. Все ясно
Зеленый– урок заинтересовал меня. Появилось желание покопаться в Интернете, энциклопедиях, справочниках.
Красный– много непонятного. Мне еще надо поработать над учебным материалом.
Домашнее задание
Красный:- Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.- Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
Зеленый:Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}